В сентябре 2015 года мировой производитель автомобилей концерн Volkswagen был обвинён американским Управлением охраны окружающей среды в мошенничестве при проведении тестов для выпускаемых автомобилей. Скандал, не затихая, тянется уже три года, в него вовлекаются всё новые стороны. Сегодня в Европе заговорили о новой схеме мошенничества автомобильных компаний.

Новые экологические стандарты

Как обманывают при тестировании автомобилей?

Европейское Содружество последовательно проводит в своих странах политику планового снижения уровня загрязнённости окружающей среды. Большое внимание правительство уделяет степени загазованности атмосферы за счёт автомобильного транспорта. В целях нормализации экологической обстановки Брюссельская Еврокомиссия приняла и утвердила план поэтапного снижения выбросов в атмосферу углекислого газа на территории стран Содружества.

Ещё на 2015 год Комиссией был установлен предельный показатель уровня вредных выбросов для автомобилей – 130 гр на 1 км движения авто. По факту, в прошлом году эта цифра составила 136 гр на 1 км. Согласно принятому плану, в 2020 году предельный показатель вредных выбросов должен составить 95 гр на 1 км проезда.

Для того, чтобы новые автомобили соответствовали принятым стандартам экологической безопасности, производителям следовало модернизировать производство автотранспорта и внести в технологические процессы ряд существенных изменений. К сожалению, компании-автопроизводители более чем творчески подошли к решению данной задачи, продемонстрировав свои «таланты» совсем не в той области, в которую их пытались направить европейские законодатели.

Предыстория: «Дизельгейт-2015»

Как обманывают при тестировании автомобилей?

В 2015 году автомобильный концерн Volkswagen был обвинён Управлением охраны окружающей среды США в намеренном занижении результатов тестирования уровня выбросов автомобильных двигателей на испытаниях своей продукции.

Под давлением неопровержимых доказательств, основанных на заключениях экспертов независимых сертифицированных исследовательских лабораторий, руководство концерна было вынуждено признаться в том, что в автомобили встраивалось специализированное программное обеспечение, которое указывало заниженные показатели объёма выхлопных газов.

Изменению подвергалось программное обеспечение для следующих моделей Фольксваген:

  • Golf
  • Tiguan
  • Beetle
  • Jetta
  • Passat

Не обошли незаконные корректировки программного кода и другие марки автомобилей, входящие в концерн:

  • Lamborghini
  • Audi
  • Skoda
  • Bentley

Удручает количество автомобилей, проданных компанией по всему миру и заявленных как соответствующие международным экологическим стандартам – 11 миллионов! Власти ряда стран обязали компанию отозвать авто, модели которых тестировались с применением мошеннического программного обеспечения.

Концерн понёс крупные убытки как в финансовой области, так и в сфере репутации компании. Более того, в 2016 году компанию осмеяли, вручив ей Шнобелевскую премию «За разрешение проблемы вредных автомобильных выбросов путём активизирования системы автоматической очистки выбросов при тестировании».

Не только Volkswagen и не только программный код

Как обманывают при тестировании автомобилей?

К сожалению, не только немецкий автоконцерн «прославился» своими махинациями при тестировании авто. В прошлом году независимое французское агентство DGCCRF обнаружило, что компания Renault благополучно обходила нормы загрязнения ни много ни мало на протяжении четверти века!

Выяснилось, что дизельные двигатели Renault на низких температурах отключают систему рециркуляции моторных выбросов. Рециркуляция же повышает точку минимума температуры, снижая выбросы. Отключение приводит к тому, что, к примеру, у модели Renault Capture заявленный уровень вредных выбросов в реальности оказался превышен более чем на 370%!

Ещё одна уловка производителей, на которой были пойманы не только Volkswagen и Renault, но и ряд других концернов – использование такого понятия, как «тепловые окна». Чтобы понять суть ситуации, придётся немного углубиться в нюансы автомобильного конструкторского дела.

Для снижения уровня вредных выхлопов существует такой технический узел, как каталитический нейтрализатор. При низких температурах запуски двигателя с данным устройством сопровождается образованием сильного водяного конденсата, что приводит к запуску коррозийных процессов на самих каталитических конвертерах.

Для того, чтобы избежать коррозии, нормативы позволяют при тестировании «ослабить» систему контроля выхлопов. Но в ряде автозаводских лабораторий к этому послаблению отнеслись совсем уж вольно: границы «тепловых окон» решили раздвинуть аж до 18 градусов Цельсия, то есть, уровень опасных для человеческого здоровья и общей экологической ситуации выхлопных газов в лаборатории начинал контролироваться только при достижении температуры в +18.

Стоит ли говорить, что огромная доля вредных выбросов не только не нейтрализовывалась целевым техническим узлом, но и не замерялась в ходе испытаний?!

Выводы Исследовательского центра Еврокомиссии

Как обманывают при тестировании автомобилей?

После разразившегося три года назад «Дизельгейта» руководство компаний-автопроизводителей предприняло ряд шагов по укреплению своего пошатнувшегося положения. На этот раз производители озаботились тем, чтобы вынудить экологов подкорректировать запланированные в 2020 году к принятию стандарты таким образом, чтобы максимально облегчить свою ситуацию.

Европейская комиссия, исследовавшая корректность и чистоту применяемых технологий тестирования производимых автомобилей, раскрыла новую мошенническую схему на испытаниях. На этот раз она направлена не занижение, а, напротив, намеренное завышение показателей выбросов в атмосферу вредных веществ.

Еврокомиссия обнаружила следующие механизмы фальсификации данных:

  1. Для проведения испытаний ставились автомобили с разряженными аккумуляторами. При тестировании часть работы двигателя была направлена на их подзарядку, чем повышалась нагрузка и объём вредных выхлопов.
  2. На тестируемых автомобилях отключалась «старт-стоп»-функция. Данная система путём временного отключения двигателя существенно снижает объём вредных выхлопов. Её отключение также способствовало увеличению нагрузки на мотор и рост объёма вредных выбросов в атмосферу.
  3. Программное обеспечение коробки передач настраивалось таким образом, чтобы работа механизма обеспечивала максимальную нагрузку на работающий двигатель.

Еврокомиссар по энергетике Мигель Ариас Каньете отметил, что результаты проводимых в автопроизводящих компаниях тестов показали уровень загрязняющих веществ на четыре с половиной процента выше, чем аналогичные испытания, проведённые в независимых исследовательских лабораториях. Еврокомиссар отметил, что «такие трюки не пройдут, и Комиссия по энергетике будет делать всё от неё зависящее, чтобы автомобили тестировались в соответствии с реальной ситуацией и реальными нагрузками на двигатель».

В отличие от скандала 2015 года, в котором фигурировал конкретный автомобильный концерн, скандал 2018 года не называет конкретных производителей. Причина – не в том, что Еврокомиссия покрывает кого-то конкретного, а в том, что перечень компаний, причастных к подобным манипуляциям, достаточно велик.

Очередная попытка сфальсифицировать реальный уровень вредных атмосферных выбросов признана неудачной и Ассоциацией автопрома Германии. Представители Ассоциации охарактеризовали провалившуюся попытку как «контрпродуктивную». По результатам маркетинговых исследований, после того, как результаты тестов просочились в широкие массы, стала очевидной тенденция приобретения автомобилей с более низким уровнем выброса углекислого газа и прочих вредных элементов. На этом фоне большое преимущество на автомобильном рынке получили модели электромобилей и автомобилей с комбинированным электро-бензиновым двигателем.

Новые стандарты тестирования

Как обманывают при тестировании автомобилей?

Систематическая фальсификация результатов тестирования и попытки использовать несовершенство регламентирующих технологий для того, чтобы оказать влияние на ещё даже не принятые показатели стандартов привели к тому, что соответствующие комитеты европейского правительства озаботились контрмерами для спасения экологической обстановки.

В конце третьего квартала 2018 года Европейская комиссия по энергетике планирует предложить правительству узаконить новые стандарты, регламентирующие организацию и проведение тестирования автомобилей. Новый стандарт носит название «Всемирная гармонизированная процедура тестирования для легкового автотранспорта» (WLTP).

В настоящее время производители автомобилей при тестировании своей продукции пользуются принятым в Европе регламентирующим стандартом NEDC. Данный стандарт считается устаревшим, поскольку имеет целый ряд сценариев проведения испытаний, которые не отвечают реальным ситуациям эксплуатирования автомобилей.

Новый стандарт, регламентирующий проверку расхода топлива и объёма вредоносных выбросов мотора, будет нацелен на максимально реалистичные сценарии. Интересной особенностью разработанной методики является тот факт, что учитываться в ходе испытаний будут не только различные режимы эксплуатации двигателя, скоростные режимы и дорожные обстоятельства, но и вес, комплектация различных моделей автомобилей. Это должно существенно затруднить любителям нечистоплотного тестирования процесс искажения результатов, и, конечно, помочь составить в ходе испытаний реальную ситуацию работы двигателя.

В преддверии принятия нового стандарта испытаний многие европейские производители легкового автотранспорта прекратили производство целого перечня моделей, либо «взяли паузу». Хочется надеяться, что прогремевшие скандалы и неудачные попытки повлиять на законодателей и экологов останутся в прошлом, а автоконцерны перестанут пытаться обманывать закон и потребителя и приступят к своему прямому делу – разработке техники, которая будет соответствовать экологическим нормам и стандартам, принятым в обществе.