1. КОЛЕСА БОЛЬШЕГО РАЗМЕРА

Пожалуй, это один из самых простых способов увеличения дорожного просвета автомобиля. Для того чтобы приподнять «пузотерку» на 2–3 см над дорогой, потребуется лишь прикупить зимнюю резину, несколько отличающуюся размерами от той, на которой вы передвигаетесь летом. К примеру, летом ваш автомобиль обут в резину размерностью 195/65R15. Если же на зиму купить покрышки 195/70R15, дорожный просвет автомобиля увеличится на 2 см. Да, при таком решении вы получите некоторые минусы: изменение внешнего вида, неправильные показания спидометра и одометра, ухудшение управляемости за счет большего подламывания покрышек в повороте, также есть вероятность трения покрышек о детали кузова или подвески. Но при этом основная задача будет достигнута: машина станет выше. Впрочем, если менять не только покрышки, но еще и диски в сторону увеличения размерности, то можно добиться того, что сопутствующего негатива при таком подходе к увеличению клиренса будет меньше. Сегодня на просторах интернета есть немало так называемых «шинных калькуляторов», которые позволят без труда подобрать нужные покрышки и диски, установка которых даст прирост в клиренсе. Так что если есть желание чуть-чуть привстать на цыпочки без особых изменений конструкции автомобиля, то этот способ для вас.

2. ВСТАВКИ В ПРУЖИНЫ

Способ увеличения дорожного просвета за счет ограничения хода сжатия пружин известен давно. К примеру, в далекие уже советские времена, чтобы увеличить грузоподъемность легкового автомобиля, наши отцы распирали пружины соответствующими резиновыми вставками-гребенками. Набор состоял из трех гребенок на одну пружину. Гребенка очень напоминала разделитель пальцев, которые девушки используют для педикюра, только вместо пальцев выступали витки пружины.

Минусом такой конструкции было то, что при движении эти самые вставки вылетали и терялись. Современные вставки, посредством которых также можно без особых проблем увеличить клиренс, несколько иные. Они уже буквально ввинчиваются в пружину, и если правильно подобрать размер, держатся там плотно.

Такой вид вставок сегодня принято называть автобаферами. Рынок изобилует продукцией как корейских, так и китайских разработчиков. Недавно к ним присоединились и отечественные. Причем каждый из них старается приписать этим вставкам какие-то уникальные свойства начиная с того, что с их установкой автомобиль станет в разы лучше управляться, и до того, что заметно сократится тормозной путь. Возможно, это и так, но только улучшения эти, скорее всего, будут исчисляться не в разах, а в процентах, да и цифры будут однозначные. В противном случае этот вид улучшения работы подвески наверняка бы взяли на вооружение и автопроизводители. Ан нет, продолжают мучиться с настройками жесткости пружин и амортизаторов, добиваясь оптимальных характеристик подвески… Впрочем, клиренс действительно увеличится с применением этих межвитковых вставок – в среднем на 15–25 мм. Единственное, что хочется посоветовать, – использовать баферы из относительно мягких материалов. В противном случае, если жесткий бафер полностью заблокирует ход нескольких средних витков пружины, то резко возрастет нагрузка на нижние и верхние витки, и они попросту лопнут.

3. ПНЕВМОБАЛЛОНЫ

Способ изменения дорожного просвета с применением вкладных элементов непосредственно в пружину автомобиля также не нов. В канувшую в Лету эпоху тотального дефицита запчастей автолюбители изгалялись на этот счет кто как мог. Кто-то для увеличения дорожного просвета и грузоподъемности своего «жигуленка» закладывал в пружины теннисные мячи. Как правило, на пружину уходило около 5 штук. Вот только возложенную на них совсем не спортивную задачу они выполняли недолго: терлись друг о друга и о витки пружины и быстро лопались, лишь немногим из них удавалось проехать более 500–600 км. Оставшиеся в живых просто болтались внутри пружины и ждали, когда к ним подселят новых «смертников». Однако отчасти цель достигалась: груженая южными дарами и загорелой семьей, машина до Воронежа, а то и до Москвы, доезжала, не шоркая брызговиками об асфальт.

Более отчаянные автолюбители вставляли в пружину скрученный в рулон кусок транспортерной ленты. Жесткость подвески и высота клиренса в этом случае зависели от количества витков этого самого рола. Минусом такого подхода была неимоверная жесткость пустого автомобиля.

Сегодня, что называется изучив опыт предков, в пружины предлагают вставлять нечто более современное, а именно пневмобаллоны. Они имеют продолговатую форму и очень толстые стенки, закладываются внутрь пружины и помогают ей выдерживать как вес самого автомобиля, так и его груза. Регулируя давление в баллонах, а для этого на них есть ниппель, можно добиться как увеличения дорожного просвета, так и способности автомобиля меньше приседать под грузом. Установка хоть и не проста, но в большинстве своем не требует разборки подвески автомобиля: баллон в спущенном состоянии просовывается между витками, после чего монтируется воздушная магистраль, и, собственно, все готово к работе. Накачал компрессором или насосом, и машина приподнялась. Стравил воздух, и она упала до заводских настроек. Из минусов отметим лишь то, что такой вид увеличителей клиренса годится для подвесок, где пружины стоят отдельно от амортизаторов. Там же, где амортизатор находится внутри пружины, этот тип баллонов не пристроить. И хотя в этом плане уже ведутся изыскания и на рынке даже встречаются пневмобаллоны с отверстием под амортизатор, широкого применения они пока не получили.

4. ПРОСТАВКИ

Не путать со «вставками». Проставки потому так и называются, что вставляются между стойкой или пружиной и кузовом, тем самым увеличивают монтажную длину узла, что в свою очередь ведет к увеличению дорожного просвета. Проставки бывают резиновыми, полиуретановыми и из металла, в частности из алюминия. Последний вариант более предпочтителен, потому как проставка имеет практически такой же срок службы, как элемент кузова автомобиля, к которому через эту проставку крепится стойка или пружина. И тут уже нужно быть готовым либо к частичной, либо к полной разборке подвески. А это, если у вас нет ни умения, ни инструмента, – дополнительные деньги. Да и подходить к выбору проставки нужно тщательно. Взяв не тот комплект, вы либо разочаруетесь результатом, потому как машина привстанет несильно, либо, наоборот, переборщите. Еще хуже будет, если передние и задние проставки будут подобраны неверно, и автомобиль либо присядет на корму, как катерок, либо клюнет носом, и вы пополните армию «атакующих тараканов». Так что если не разбираетесь, то лучше доверьте эту работу профессионалам, благо компаний, занимающихся тюнингом подвески, сейчас много.

5. ПРУЖИНЫ

Замена штатных пружин пружинами с большим количеством витков либо с увеличенной жесткостью тоже позволит изменить клиренс автомобиля. Но не стоит полагать, что тут все обойдется лишь заменой пружин. Так как ход подвески изменится, то потребуется менять и непосредственно стойки и пружины, а это дополнительные расходы. И поскольку такая замена предполагает применение лишь нештатных компонентов, то стоимость их может значительно отличаться от цены тех, что можно купить по каталожному номеру непосредственно для вашего автомобиля. В общем, такое увеличение дорожного просвета может влететь в копеечку. Впрочем, может и повезти, и стоимость таких запчастей будет сопоставима со стоимостью оригинала. Но, вложившись в такой апгрейд с применением качественных комплектующих, вы раз и навсегда решите проблему недостаточного дорожного просвета вашего автомобиля.

ЛЕГАЛЬНО ЛИ?

Теперь относительно легальности всех этих переделок. Увы, с точки зрения закона все они нелегальны, потому как являются внесением изменений в конструкцию автомобиля без одобрения производителя. Дело в том, что, увеличивая клиренс тем или иным способом, вы значительно меняете заложенные в автомобиль характеристики. Соответственно, он будет себя вести на дороге уже не так, как это изначально предполагал производитель. Ведь даже незначительное увеличение клиренса вызывает смещение центра тяжести, что приведет как минимум к большей валкости автомобиля в поворотах. Понятно, что на дороге инспекторы ДПС к вам вряд ли придерутся за неправильную размерность шин, или большее, чем они считают, расстояние между аркой колеса и колесом. Но когда придет время проходить техосмотр, вопросов к вам и вашей машине у работников диагностического центра может возникнуть много.