Содержание
Замена масла в АКПП – это обязательное мероприятие. Даже если производитель говорит о том, что смазка залита в коробку на весь срок службы. Обычно в таких случаях отдельным пунктом в инструкции по эксплуатации авто прописывается необходимость периодического обновления масла при тяжёлых условиях эксплуатации. Городская езда по пробкам с частыми остановками и низкой средней скоростью – это уже тяжёлые условия. О том, что такое аппаратная замена масла в АКПП, чем она отличается от других способов и когда применяется – читайте в статье.
Технология аппаратной замены масла в АКПП
Аппаратная замена масла в АКПП – это процедура частично автоматизированного обновления смазочного материала посредством принудительной закачки с параллельным сливом отработавшей смазки через контур охлаждения коробки. Для осуществления этой процедуры разработаны специализированные стенды.
В общем случае стенд состоит из следующих частей.
- Резервуары для свежего и отработавшего масла.
- Гидравлический насос.
- Блок управления.
- Приборная панель, которая включает:
- клавиши пуска и остановки процесса замены;
- датчики давления, обычно контролирующие два контура: подачи и обратки масла;
- отдельно выведенные прозрачные участки магистралей, служащие для визуального контроля цвета и консистенции прокачиваемого смазочного материала;
- софт-клавиши и сенсорный дисплей, служащие для задания и контроля определённых программ у более продвинутых версий стендов для аппаратной замены масла (промывка, ступенчатая закачка смазки и т. д.).
- Предохранительные клапаны.
- Комплект патрубков и переходников для подключения к АКПП различных моделей авто.
Аппаратная замена масла возможна не на всех типах АКПП, а только там, где есть возможность подключиться к контуру прокачки масла через радиатор охлаждения или теплообменник. Суть процедуры предельно проста: стенд выгоняет через магистраль подачи масла в теплообменник старую смазку и по магистрали возврата в АКПП (или через маслозаливную горловину) закачивает свежую ATF-жидкость. При этом оператор контролирует количество перекачанного масла и его цвет в двух контурах, текущее давление, а также наличие смазки в баках. В более совершенных стендах с программным управлением контроль над процессом полностью или частично возлагается на ЭБУ.
Перед заменой смазки в автоматической коробке передач проводится промывка АКПП, замена масляного фильтра (если она предусмотрена) и очистка поддона от отложений.
Также специалисты в обязательном порядке опрашивают водителя о возможных сбоях в работе АКПП, проверяют ЭБУ на наличие ошибок и осматривают корпус коробки на наличие подтёков. Если эти процедуры не были выполнены перед заменой – стоит задуматься о поиске другого сервиса.
Преимущества и недостатки
У аппаратной замены масла в АКПП перед ручной есть несколько весомых преимуществ.
- Возможность практически полного обновления смазки в АКПП. Традиционный способ, со сливом отработки из поддона, позволяет в лучшем случае заменить до 80% масла. Это в том случае, если в корпусе гидротрансформатора предусмотрена сливная пробка. Старое масло частично останется в исполнительных механизмах и гидроплите. При замене с использованием стенда (особенно современной конструкции, который осуществляет перегонку масла на работающем двигателе с параллельным переключением рычага селектора в разные положения) обновить масло можно практически полностью.
- Скорость замены. Сам процесс перегонки смазки редко превышает 10 минут. Основное время затрачивается на подготовительные работы. В среднем полная процедура замены редко занимает более 1 часа.
- Возможность быстрой промывки коробки.
- Точная дозировка при заправке свежего масла. Современные аппараты автоматизированной замены масла в АКПП точно высчитывают количество слитой и залитой смазки.
Есть у аппаратной замены ATF-жидкости в АКПП и свои недостатки.
- Перерасход масла. Для полной замены потребуется большое количество масла, превышающее полный объём смазки в коробке в 2-3 раза. Дело в том, что в момент начала закачки свежего масла старая жидкость всё ещё находится в коробке. Новое масло частично смешивается со старым и также выгоняется из автомата как отработка. И только когда цвет в контуре подачи и обратки выравнивается – это означает, что масло полностью обновлено. При этом в бачок с отработанной жидкостью уходит до 2-3 номинальных объёмов масла. Современные стенды более экономны в этом плане, однако потери свежего масла у них не исключены полностью.
- Высокая стоимость замены. Здесь влияет как цена на эксплуатацию самой установки (что обычно обходится дороже, чем ручная замена), а также серьёзно сказывается на конечной стоимости и цена перерасходованного масла.
- Ситуативность способа. Не всегда есть возможность подключить стенд к той или иной коробке, или наличие ошибок или других неисправностей не позволяет использовать метод аппаратной замены.
Вывод здесь можно сделать такой: если коробка работает исправно и есть деньги на оплату аппаратной замены – смысл применять именно этот способ для обновления смазки в АКПП есть.
Стоимость и отзывы
Стоимость замены с использованием специализированных аппаратов прокачки масла за последние несколько лет существенно снизилась. Если раньше ценники при использовании стендов превосходили стоимость обычной ручной замены в 2 раза, то сегодня разницы или вообще нет, или она минимальна.
В зависимости от региона и типа коробки передач (что определяет сложность подключения и необходимость дополнительных процедур), цена на аппаратную замену масла варьируется от 1500 до 5000 тысяч рублей без учёта стоимости масла.
Отзывы об аппаратной замене масла всегда положительные. Если с коробкой до замены не было проблем, то их не будет и после замены. За исключением случаев неквалифицированного подхода. При этом сама процедура гарантирует полное обновление масла в коробке и занимает относительно немного времени.