Многие автолюбители наверняка задавались вопросом, что делать в случае отказа тормозов. К сожалению, в автошколах очень мало внимания уделяется данной теме, а зря. Ведь в любой критической ситуации человек должен знать, как ему действовать.

Не нужно думать, что это может произойти с кем угодно, только не с вами. Поэтому отправляемся на автодром и отрабатываем доступные для отработки варианты аварийной остановки. Ниже приведены основные рекомендации, но прежде чем к ним перейти хотелось бы напомнить очевидную, но часто игнорируемую истину, заключающуюся в том, что аварии можно избежать, если вовремя проводить диагностику тормозной системы, ведь отремонтировать тормоза в Тойоте, БМВ, Лексусе или какой-либо другой машине будет стоить куда дешевле, чем устранять последствия аварии.

Самое главное, что нельзя делать в случае отказа тормозов — это впадать в панику и резко затягивать ручник! К сожалению, это первое, что приходит на ум в панике. Такое действие приведет к заносу и опрокидыванию автомобиля, особенно на большой скорости.

Стоит запомнить, что снижение скорости должно происходить постепенно (конечно если позволяет ситуация).

Для начала попробуйте много раз быстро нажать на педаль тормоза. Возможно все же, что тормоза отказали на половину, и педаль будет срабатывать возле самого пола. Эти действия помогут в случае потери тормозной жидкости либо недостаточном давлении в системе гидропривода.

Если тормозная система совсем отказала, нужно воспользоваться следующими способами остановки автомобиля...

Тормозим при помощи пониженных передач

Самым лучшим вариантом торможения считается торможение двигателем с помощью понижения передач. При правильном исполнении этот способ безопасен и не приводит к заносу.

Итак, если у нас автомобиль с механической КПП, то действия следующие. Переключаемся на одну передачу вниз, но ни в коем случае не на две. Например, если вы двигаетесь на четвертой передаче, сначала переключитесь на третью. После того, как автомобиль немного сбросит скорость, переключаемся на вторую передачу (при этом педаль газа должна быть отпущена). Затем, по такой же схеме переключаемся на первую передачу. После того, как машина начнет дергаться, при отпущенной педали газа, выключаем зажигание.

Но нужно помнить, что включать пониженную передачу слишком рано нельзя. Такое действие спровоцирует пробуксовку колес, а значит, увеличится риск заноса. Вы получите резкий рывок, если скорость вращения колес будет намного больше той скорости, которая передается на них от коробки передач.

В случае с АКПП нужно перевести ее в ручной режим (на старых моделях из положения «D» в положение «2» и «1»). Можно применить экстренный способ и перевести коробку в положение «Р», тем самым ее блокируя. Правда, в этом случае возможен занос, а коробка не будет подлежать восстановлению. Если такое, не дай Бог с кем-то случится, то он наверняка пожалеет о том, что не заехал в автосервис в Лужниках или какой-либо другой, где могли вовремя починить неисправность и не допустить экстренной ситуации.

Торможение с помощью «ручника»

Этот способ следует комбинировать со способом описанным выше. Немного замедлив автомобиль при помощи понижения передач, вы можете воспользоваться стояночным тормозом. Следует медленно затянуть ручку до упора, при этом, не отпуская кнопку фиксатора. Это позволит немного отпустить тормозные колодки и не допустить заноса.

Торможение с помощью препятствий

Если первые два способа оказались неудачными, то нужно постараться хоть как-то сбросить скорость автомобиля. Здесь рассматривается торможение с помощью препятствий. В качестве препятствия выбирайте «меньшее из зол», то есть лучше заехать в сугроб, чем на полосу встречного движения или в столб. Конечно лучше, если вы замедлите автомобиль не фронтальным ударом, а по касательной. Тут можно притереться к высокому бордюру, отбойнику, забору и т.д. В этом случае все пассажиры обязаны пристегнуться ремнями безопасности.

Аварийное торможение при помощи двигателя

Этот способ является радикальным, т.к. сразу приводит к заносу. Нужно выключить зажигание (при этом следите, чтобы руль не заблокировался) с включенной при этом первой передачей. Коробка будет сломана, зато жизнь спасена, а это самое главное.

Чтобы вам не пришлось выполнять все вышеописанные действия, почаще проверяйте состояние тормозной системы и вообще всего автомобиля в целом. Вовремя устраненная неисправность может сохранить жизнь.