Содержание
Аэрография – это метод росписи поверхностей с помощью аэрографа. Применяется эта техника не только для художественной росписи автомобилей, но и для росписи тканей, правки фотографий, граффити на стенах и еще во многих других отраслях.
Из истории аэрографии
Считается, что первый образец живописи, созданный по принципу аэрографии, был найден на территории Аргентины. Это была пещерная живопись, возраст которой более семи тысяч лет до нашей эры. В качестве аэрографа тот безымянный художник использовал кость крупного животного. Современный этап развития аэрографии начался с изобретения механического пульверизатора, способного распылять краску на поверхность. Этот аппарат стали использовать для оформления афиш, вывесок, арт-объектов. Начиная с последнего десятилетия XIX века аэрограф стали использовать для выправления фотографических карточек и дагерротипов.
Сегодня аэрография в первую очередь ассоциируется с автомобильным стайлингом.
Постепенно гонки становились прибыльным и респектабельным видом спорта, привлекающим внимание все большего числа людей. У гонщиков начали появляться спонсоры, которые хотели, чтобы на автомобилях значился логотип их компании. На гоночных спорткарах стали появляться всевозможные названия брендов, логотипы, слоганы. Спустя еще пару лет в моду вошло украшать свой гоночный автомобиль различными полосами и простыми геометрическими рисунками. Ну а затем уже появились и рисунки на автомобилях. Сначала на гоночных спорткарах, а затем и на машинах обычных автомобилистов. В Россию мода на подобные рисунки пришла лишь в 1980-х годах. На сегодняшний день аэрография на автомобиле является сравнительно недорогим и наиболее популярным тюнингом автомобилей и мотоциклов.
Виды аэрографии
Однотонная – в этом случае выбирается один основной цвет рисунка, выполняющий функцию фона. Все детали и мелкие элементы рисунка прорисовываются с помощью изменения оттенков одного цвета.
Цветная – как и следует из названия, такие рисунки предполагают использование всего цветового спектра. Такие рисунки выглядят значительно ярче монохромной аэрографии, но здесь важно не переборщить с количеством цветов, чтобы рисунок не казался китчем.
Методы аэрографии
Классический. Такой рисунок наносится с помощью аэрографа прямо на поверхность. Это самый сложный, трудоемкий и дорогостоящий метод, так как тут требуется не только очень дорогостоящее оборудование, но и мастерство истинного художника.
Трафаретный. Для нанесения рисунка на капот машины вам понадобится компьютер, краскопульт, трафарет и краски для аэрографии. С помощью пары доступных каждому приложений можно создать трафарет, отвечающий всем вашим запросам. Как только форма готова, ее накладывают на автомобиль и наносят краску. Рисунок в этом случае получится довольно простым, но имея чувство вкуса, и здесь можно сделать все стильно и эффектно.
Автовинил. К аэрографии этот метод, по большому счету, не имеет никакого отношения. Роднит эти методы только одно: в результате вы получите рисунок на автомобиле. Суть метода заключается в том, что специальную виниловую пленку приклеивают на автомобиль. Такой метод изначально стал применяться в рекламных целях: на недорогой пленке стали печатать логотипы различных компаний. После оклейки машина превращалась в передвижной рекламный стенд. Этот способ понравился автомобилистам и сейчас можно приобрести автовинил с абсолютно любым рисунком. Оклейку машины винилом можно произвести самостоятельно, а можно обратиться к профессионалам. В любом случае это будет стоить значительно дешевле, чем заказывать аэрографию.
Стили аэрографии
Классический – объемный рисунок вместе со всеми мелкими элементами, и прорисовкой наносится прямо на автомобиль.
Псевдоаэрография – это и есть автовинил, то есть наклейки на автомобиль. Сегодня у каждого автомобилиста есть возможность затянуть свой автомобиль в пленку. Это не только выглядит красиво, но и весьма практично, так как винил скроет все имеющиеся царапины и сколы, а также защитит автомобиль от воздействий окружающей среды. К этому стилю также относится модный сегодня стикер-бомбинг – оклеивание автомобиля небольшими наклейками.
Люминесцентный – сейчас этот стиль аэрографии приобретает все большую популярность. Это светящиеся рисунки на автомобилях. Такой эффект достигается благодаря применению специальных люминесцентных красок для аэрографии. Помимо того, что такой рисунок смотрится более эффектно, есть у него и еще один плюс: при грамотном подборе рисунка и красок можно добиться эффекта двойного изображения. В этом случае днем ваш автомобиль будет украшен скромным рисунком, а вот вечером картина на капоте заиграет совершенно по-другому, дополниться мелкими деталями и дополнительной прорисовкой.
Инструменты
Как уже говорилось, сегодня к категории аэрографии относят также оклейку машины автовинилом, тогда как методика оклейки авто пленкой не имеет ничего общего с методикой нанесения рисунка с помощью аэрографа. Рассмотрим подробнее инструменты, которые вам потребуются для нанесения классической аэрографии.
Аэрограф. Первый и главный инструмент для нанесения рисунка на автомобиль – это распылитель краски. Без него у вас вряд ли получится что-то более или менее вразумительное. Аэрограф нужно покупать новый и качественный. Отнестись к его покупке нужно серьезно, так как это главный инструмент специалиста по художественной росписи автомобилей, и от его качества зависят особенности будущего рисунка. Бывает двух типов: одинарного действия – подача воздуха и краски регулируется одним триггером; двойного действия – воздух и краска регулируются разными осями триггера.
Компрессор. Для работы аэрографа требуется сжатый воздух. Вот для его подачи вам и потребуется компрессор. Здесь важно, чтобы компрессор был совместим с вашим аэрографом. Для этого необходимо внимательно ознакомиться с техническими характеристиками аэрографа и аппарата для подачи сжатого воздуха. Сегодня на рынке представлены электрические, мембранные, баллонные и поршневые компрессоры.
Регулятор давления. Он вам понадобиться для того, чтобы контролировать силу подачи краски в сопло. Без него вам вряд ли удастся нарисовать сложную картину с большим количество элементов.
Влагоуловитель. Этот гаджет позволяет устранить конденсат, который может привести к появлению клякс и подтеков.
Шланги. Здесь все просто: они необходимы для того, чтобы соединить аэрограф с компрессором. Длина шланга имеет значение только в том случае, если вы планируете нанести аэрографию на весь автомобиль. От того, из какого материала изготовлен шланг, зависит срок его службы. Наиболее надежными считаются резиновые шланги, покрытые специально обработанным нейлоном. Пластиковые аналоги считаются самыми недолговечными, но по цене они более доступны.
Редуктор. Этот гаджет помогает контролировать давление воздуха и тем самым изменять величину факела краски. Обычно диапазон давления при работе составляет 1,5-2 Атм.
Ресивер. Резервуар с преднакаченным воздухом. Позволяет отдохнуть воздушной помпе и избежать перегрева устройства при длительной работе. Одна из необязательных, но расширяющих возможности аэрографа частей.
Дополнительные инструменты. Сюда можно отнести ножи, мерные стаканчики, держатели и другие аксессуары, необходимые для нанесения аэрографического рисунка на автомобиль.
Какие краски для аэрографии выбрать
Для работы с аэрографом подходят лишь определенные виды красок. Состав для аэрографа должен иметь правильную консистенцию, поэтому излишне густые краски нужно разбавлять растворителями для достижения нужной густоты. При этом в красящем составе должно содержаться достаточное количество пигмента, в противном случае рисунок получиться блеклым и неинтересным.
Акрил – это самый популярный вид красок для аэрографии. Надо признать, что плюсов у акрила значительно больше, чем минусов.
Плюсы акриловых красок
Яркие цвета. Сегодня на рынке красок для аэрографии представлена огромная палитра акриловых составов. Можно подобрать абсолютно любой цвет и оттенок, который будет выглядеть на поверхности ярко и эффектно.
Хорошая сцепка твердого материала с акриловым составом (адгезия). Акриловая аэрография прослужит долго своему владельцу, причем в отличие от большинства других видов красящих составов, акрил можно наносить в один слой.
Неприхотливость краски. Акрил можно использовать на любых, даже самых сложных материалах. Акрилу не страшна пористая текстура, объем или сложная геометрия объекта, им можно раскрасить практически все.
Нетоксичность. Для использования акриловых красок не требуется специальная одежда и инструменты, так как акриловые составы обладают минимальной степенью токсичности.
Минусы работы с акриловыми красками
Сложности в подборе оттенков. Акриловые краски слишком уж яркие. Если ваш эскиз предполагает множество переходов или эффект полупрозрачности, акриловые краски нужно выбирать с большой осторожностью.
Подтеки. При достаточной степени мастерства художника этот минус полностью нивелируется, а вот новички всегда сталкиваются с этим досадным качеством акрила. Если перелить краски, неизменно появятся некрасивые подтеки.
Нитрокраски
Разного рода нитрокраски очень часто применяют при написании сложных картин с помощью аэрографа. Особенно полезны эти краски при выполнении монохромного рисунка с большим количеством мелких деталей.
Плюсы нитроэмалей
Аэрография, написанная с помощью нитроэмалей, высыхает в несколько раз быстрее.
Нитрокраски незаменимы для прорисовки мелких деталей, узоров.
Этот вид красок часто используется для написания едва заметного, полупрозрачного фона для рисунка. С помощью акрила такого эффекта практически невозможно добиться.
Минусы нитроэмалей
Для их использования требуется растворитель, который стоит дополнительных денег
Сложности колеровки. Главная проблема нитроэмалей: непредсказуемость цвета. Оттенок, который получится на выходе, может разниться с тем, который был указан на упаковке.
Сложности в колеровке и подборе цвета. Акриловые краски значительно ярче нитроэмалей. При написании картины с помощью этого вида красок нужно быть готовым к тому, что цвет рисунка будет с эффектом полупрозрачности. Именно поэтому для добавления яркости в этом случае часто используется белый фон.
Далеко не все аэрографы подходят для работы с этим видом красок, поэтому перед покупкой нужно тщательно изучить описание товара и понять, совместим ли ваш инструмент с этим материалом.
Токсичность. Для работы с этим материалом нужно использовать защиту, так как нитроэмали весьма токсичны.
Уретановые краски
На сегодняшний день этот вид красок набирает все большую популярность среди специалистов по аэрографии. Практически по всем характеристикам они превосходят мегапопулярный акрил, вот только применять его могут только профессионалы, а в домашних условиях лучше их не применять.
Плюсы уретановых красок
Широкая палитра ярких цветов. Как и в случае с акрилом, уретановые краски очень яркие и имеют хорошие показатели сцепки с материалом.
Долгий срок службы. Аэрография, написанная уретановыми составами, продержится максимально долго и не покроется слоем трещин и царапин.
Минусы уретановых красок
Довольно долго сохнут.
Высокая цена. Уретановые составы стоят значительно дороже, чем акриловые краски для аэрографии.
Токсичность. Наносить картину уретановыми красителями можно только в специально подготовленном помещении с хорошим воздухотоком. Из-за повышенной токсичности использовать эти краски можно только в специальной одежде, респираторе и в соответствии с прописанной и довольно трудновыполнимой техникой безопасности.
Методика
Методика нанесения аэрографии имеет несколько этапов, которые стоит рассмотреть поподробнее.
Эскиз. Как ни странно, подобрать подходящий рисунок – самое сложное. Все остальное – вопрос техники и мастерства, а вот подбор эскиза – дело творческое и индивидуальное. Здесь важно учесть не только пожелания клиента, но также и умудриться «вписать» рисунок в определенную модель автомобиля или ее часть. Рисунок выбирается обычно из личных предпочтений, о том, как будет выглядеть эта картинка на автомобиле, думают редко.
Подготовка. Здесь все происходит как при обычной покраске. Снимаются мелкие детали с части, на которую предполагается нанести рисунок. Далее следует этап, на котором снимается старый слой лака, выправляются мелкие дефекты кузова.
Фон. Как только кузов автомобиля подготовили к нанесению краски, можно наносить слой краски, который впоследствии послужит фоном для будущей картинки.
Нанесение рисунка. С помощью трафаретов, аэрографа, компрессора и тысячи других инструментов наносится основной рисунок. Картинка наносится послойно. Мелкие детали прорисовываются в самом конце.
Лакировка. Только что нанесенный аэрографом рисунок – все еще хрупок и подвержен воздействию окружающей среды. Без нескольких слоев лака такая картина испортиться за неделю. Именно поэтому после нанесения аэрографии нужно обработать кузов специальными составами, защищающими краску от воздействия внешних факторов.
Сушка. После нанесения лака автомобиль отправляют в сушильную камеру, в которой аэрографический рисунок высыхает до готовности. Здесь очень важно внимательно отнестись к выставлению нужной температуры. Если в камере будет недостаточно высокая температура, аэрография не высохнет. А если температура будет выше необходимой, картинка покроется паутинкой трещин.
Как ухаживать
По большому счету никакого специального ухода машина с аэрографией не требует. Правило только одно: аккуратность.
В первые несколько дней после нанесения рисунка не рекомендуется везти машину на мойку. Краска будет еще какое-то время досыхать, поэтому машину с только что нанесенной аэрографией лучше поберечь от воды.
Очень осторожно относитесь к мойке своего автомобиля. Ни в коем случае не используйте щетки и грубые тряпки для того, чтобы протереть рисунок от налипших пятен грязи. Это может легко повредить аэрографию, оставить царапины.
По возможности оградите рисунок от контактов с разного рода химическими составами. Не ставьте на капот с аэрографией канистру с бензином или машинным маслом. Попадание этих веществ на рисунок чревато появлением пятен.
Не царапайте капот с аэрографией разного рода тяжелыми предметами с острыми краями. Портфель с острыми уголками, детское автомобильное кресло, коробка или переноска для кошек легко могут повредить рисунок.
Если бензин или масло все же подпортили рисунок, то для выправления дефекта можно использовать щадящее чистящее средство для кузова.
Для того, чтобы устранить появившиеся полосы царапин на рисунке аэрографию можно отполировать специальными средствами.
Плюсы аэрографии
Возможность проявить фантазию. Пожалуй, это главный плюс аэрографии. Рисунок, который вы подберете, будет отражением вашей индивидуальности. Ваш автомобиль превратится в уникальное произведение искусства.
Снижается риск того, что вашу машину угонят. Машина с аэрографическим рисунком привлекает много внимания, а угонщикам такое ни к чему. Да и продать такую машину будет значительно сложнее, поэтому машины с яркой аэрографией практически не угоняют.
Возможность замаскировать дефекты. С помощью автовинила очень легко скрыть царапины, сколы и ржавчину. В случае с классической картиной, написанной с помощью аэрографа, сделать это сложнее, но небольшие потертости и царапины также перестанут быть заметны. Здесь, конечно, нужно понимать, что стоимость аэрографического рисунка будет ничуть не меньше тех денег, которые у вас попросят за то, чтобы попросту устранить существующие царапины традиционными методами.
Минусы аэрографии
Документы. В ПТС автомобиля обязательно указывается его цвет. В том случае если аэрография нанесена на всю поверхность транспортного средства, а основной цвет рисунка сильно отличается от исходного, вам придется сделать соответствующую отметку в паспорте транспортного средства. Процедура эта не такая уж сложная, но необходимо будет целый день потратить на посещение ГИБДД. Если же аэрография яркая и красочная, а основной цвет выделить невозможно, в ПТС поставят отметку о том, что это «мультицветное транспортное средство».
Будет труднее продать. Первое, о чем думает покупатель, при виде машины с аэрографией: автомобиль побывал в большой аварии или заржавел. Ведь если человек столько сил потратил на нанесение рисунка, зачем ему продавать «свою прелесть»? Скорее всего, рисунком просто решили скрыть недостатки железа. Конечно, такие размышления весьма спорны, но по данным различных опросов, именно такими соображениями руководствуются потенциальные покупатели автомобилей. Ну и конечно, аэрография – дело личное. Все люди разные, с разными вкусами и предпочтениями. Процент того, что рисунок понравится покупателю настолько же, насколько он понравился вам, слишком мал. При покупке машины, даже подержанной, люди хотят увидеть иллюзию нового автомобиля, в котором можно сделать стайлинг «под себя», а в случае с аэрографией на автомобиле – это невозможно. Другое дело – автовинил. Если его клеили на хорошее железо без ржавчины и вмятин, его легко можно будет снять, не повредив исходную краску автомобиля.
Сложности со страховкой. Зачем переживать из-за возможной порчи рисунка, если его можно просто застраховать? Вполне логичный довод, но на деле все оказывается не совсем так. Аэрографию на автомобиле действительно можно застраховать, хотя и делают это обычно с большой неохотой. При этом очень часто крупную аэрографию стремятся разделить на отдельные рисунки. При таком подходе велик риск того, что какую-то картинку не включат в страховку. Если именно этот рисунок поцарапают, то никаких выплат от страховой компании вы никаких выплат не добьетесь.