Содержание
Своевременный мониторинг параметров аккумуляторной батареи позволяет контролировать её состояние в течение длительного времени эксплуатации. Одной из важных характеристик в такой ситуации является значение внутреннего сопротивления. Существуют различные способы для его измерения как в условиях профессиональных станций обслуживания, так и в гаражной обстановке.
Внутреннее сопротивление аккумулятора – что это
Пояснить, что собой представляет ВСА, легче всего на практическом примере. Для него понадобится полностью заряженная автомобильная аккумуляторная батарея, напряжение которой будет равняться 13 В. Подключим к ней потребителя, который обладает сопротивлением в 1 Ом.
По формуле закона Ома (I=U/R) при вычислении силы тока должно получаться 13 А, ведь 13/1=13. Однако на практике показания амперметра окажутся ниже. Стрелка отклонится примерно на 12,2 А. Объяснение у подобного явления достаточно простое, и оно не касается погрешности приборов.
Каждый автомобильный источник тока обладает собственным внутренним сопротивлением.
Снижение силы тока после подключения потребителей к АКБ будет проходить за счёт определённых внутренних процессов, происходящих внутри корпуса. Стоит учитывать, что импеданс (impedance), или комплексное электрическое сопротивление, является величиной вариативной (изменяющейся в зависимости от совокупности определённых факторов).
Нормальные показатели
Перед тем как разобраться, какое должно быть значение внутреннего сопротивления и от чего оно зависит, необходимо знать, что оно складывается из поляризационного и омического. Последнее можно ещё поделить на такие составляющие R:
- от электродов;
- от отрицательных и положительных выводов;
- от электролита;
- от сепараторов;
- от соединений между банками.
Для батареи не имеет значения тип тока, будет ли он протекать зарядным или разрядным. При этом значение будет отличаться в разных элементах блока питания.
На значение сопротивления АКБ оказывает влияние степень сульфатации свинцовых пластин.
Принято считать, что для новой батареи в автомобиле показатель R при нормальной температуре 15–200 С будет составлять 0,005 Ом. После введения в эксплуатацию показатель будет подниматься. Текущее значение можно измерить при помощи нагрузочной вилки.
Как проверить внутреннее сопротивление АКБ
Существуют определённые методики, с помощью которых удастся самостоятельно проконтролировать состояние батареи в автомобиле. Так как измерить текущее внутреннее сопротивление используемого аккумулятора вряд ли получится, то в большинстве случаев специалисты применяют косвенные методы.
Необходимо знать, что отсутствует зависимость между ёмкостью источника питания и проводимостью, поэтому не удастся определить, сколько проработает под нагрузкой АКБ, исходя лишь из её внутреннего состояния.
Замеры стоит проводить регулярно, чтобы иметь полную картину о состоянии электроприбора. Опытным путём доказано, что ежегодно R в банках в среднем возрастает на 5%. Если же измеритель показывает отклонение на 8% за этот период, то снижение работоспособности кроется в более жёстких условиях эксплуатации либо в чрезмерной нагрузке от потребителей.
Одним из вариантов мониторинга является подача переменного тока. Он занимает около двух часов. Кроме цифрового вольтметра и ограничительного трансформатора, потребуются конденсатор и постоянный резистор. При кажущейся простоте схемы точность результатов будет невысокой, так как на процесс оказывают влияние включенные реактивные и активные параметры, а также химические взаимодействия внутри корпуса.
На практике специалисты пользуются чаще методом постоянной нагрузки. Он заключается в том, что батарею на протяжении нескольких секунд оставляют нагруженной. Рассчитать искомое значение помогают предварительные и последующие замеры напряжения вольтметром по классической формуле закона Ома. Однако подобный метод не подойдёт для старых батарей.
В последнее время набирает популярность короткоимпульсный способ. Его позитивными сторонами являются такие факторы:
- в качестве измерителя используется только вольтметр;
- батарею не требуется снимать или отключать от бортовой сети;
- процесс краткосрочный и не сказывается на дальнейшей работе оборудования.
Автомобилисты-любители могут самостоятельно собрать тестер для замера внутреннего сопротивления, но чаще пользуются помощью промышленных аппаратов. Помогают как нагрузочные вилки, так и аппараты, устанавливающие связь между состоянием АКБ и импедансом. Более дорогой вариант – применение измерителя спектров, помогающего определить проводимость.
Зависимость состояния аккумулятора от внутреннего сопротивления
Период непрерывной эксплуатации находится в зависимости от внутреннего сопротивления. Это важно как для машин, которые эксплуатируются в пределах населённых пунктов, так и для авто используемых за его пределами.
Периодическое тестирование даст информацию о динамике внутреннего сопротивления, а также о необходимости своевременной замены АКБ.