Индексирование скоростных характеристик резины определяет нормированный режим скорости автомобиля, влияющий на длительность эксплуатации шин. Данный параметр напрямую связан с другими техническими характеристиками покрышек, например, индексом нагрузки.

Зачем нужно индексировать колёса?

Многие водители ошибочно считают, что индексирование скоростных параметров шины важно исключительно в отношении спортивных и гоночных авто. На самом деле, характеристика распространяется и на легковые машины, мотоциклы и другой транспорт.

Несоблюдение соответствующих индексу скорости шин эксплуатационных режимов в реальных условиях грозит повреждением покрышки и потенциальной опасностью для здоровья и жизни водителя и пассажиров.

Маркируя шины, производитель, в свою очередь, берёт на себя ответственность, что с покрышкой при соблюдении соответствующих эксплуатационных режимов ничего не случится.

Маркировка и её расшифровка.

Некоторые водители не придают маркировке на резине никакого значения. Однако здесь содержится масса необходимой информации. По правилам, производитель обязан указывать на покрышке следующее:

  • название бренда;
  • модель и типовые значения протектора;
  • размеры — ширина и высота профиля, посадочные характеристики;
  • тип шины (камерная, бескамерная);
  • когда произведено изделие;
  • конструктив — диагональный, радиальный;
  • индекс скорости;
  • индекс нагрузки;
  • дополнительные данные — направление вращения, пройденные испытания и т. п.

Под индексированием скоростных характеристик резины подразумевается предельная рекомендуемая скорость для конкретной покрышки. Характеристика в виде латинской буквы расположена на боковой стороне шины. Превышать указанный параметр запрещается.

При несоблюдении обозначенных лимитов производитель не даёт никакой гарантии и не несёт ответственности за последствия.

Определить максимальный предел скорости конкретного изделия несложно. Индекс маркируется латинскими буквами в диапазоне А-Y. Например:

  • символ N обозначает недопустимость превышения скоростных показателей свыше 140 км/ч и рекомендуется для грузового транспорта;
  • покрышки с символами S и T выдерживают разгон до 180 и 190 км/ч и используются в обычных легковых машинах;
  • буквы Z, W, Y на шинах говорят о том, что последние при соответствующих скоростях 240, 270, 300 км/ч предназначены главным образом для спорткаров;
  • аббревиатуры VR или ZR — это максимальные скоростные индексы свыше 210 и 240 км/ч.

Более полная расшифровка представлена в таблице:

Литера Скорость (км/ч)
G 90
J 100
K 110
L 120
M 130
N 140
P 150
O 160
R 170
S 180
T 190
U 200
H 210
VR >210
V 240
Z >240
ZR >240
W 270
Y 300

Скоростные и нагрузочные режимы.

Как уже указывалось, скоростной режим тесно связан с индексом нагрузки шины. Последний непосредственно отражается на характере движения автомобиля и ресурсе покрышки. По этим причинам обе характеристики важно рассматривать в комплексе.

Учитывайте следующие моменты:

  • если у значения нагрузки невысокие показатели, автомобиль перемещается с меньшими шумами, но резина быстрее вырабатывает свой ресурс;
  • когда параметр имеет высокое значение, покрышки более шумные, но служат более длительный срок.

Например, если граничный показатель скорости покрышек равен 200 км/ч, то при превышении скорости на 10 км/ч требуется снизить нагрузку на значение, равное 3 %. Если установлены шины со скоростью 180 км/ч, но эксплуатация авто осуществляется на 200 км/ч, нагрузку предстоит снизить на 8 %.

Расшифровка представлена в таблице:

Индекс Нагрузка (кг)
90 600
92 630
94 670
96 710
98 750
100 800
102 850
104 900
106 950
108 1000
110 1060
112 1120
114 1180
116 1250
118 1320
120 1400
122 1500
124 1600
126 1700

Что учесть при выборе резины?

Чтобы колёса отслужили весь срок, заявленный производителем, без существенного износа, обратите внимание на следующие моменты:

  • не допускайте превышения указанных на шине максимальных значений скорости и нагрузки;
  • приобретая изделия с усилением, ориентируйтесь на подтверждённые производственными испытаниями параметры;
  • обратите внимание на международные стандарты для резины легковых автомобилей — они обычно имеют одинаковый нагрузочный параметр при индексе скорости в диапазоне 180-240 км/ч;
  • отдавайте предпочтение изделиям с небольшим запасом по скорости (от 10 до 15 процентов) — так вы продлите срок службы покрышки;
  • чтобы избежать опасных непредвиденных ситуаций на трассе (разрыв резины при высоких скоростях), выбирайте изделия с повышенным индексом скорости;
  • не устанавливайте на обычный автомобиль резину для спорткаров — при таких явно завышенных параметрах пострадает комфортабельность передвижения;
  • при наличии покрышек с различными скоростными ограничениями для их относительно равномерного изнашивания устанавливайте жёсткую пару на передние колёса;
  • время, место выпуска и производства автомобиля никаким образом не связаны с рассмотренными в статье параметрами;
  • разделение автообуви на сезоны и её предельные характеристики скорости являются взаимосвязанными понятиями — например, для зимних колёс рекомендуется более высокий индекс скорости;
  • при высоком скоростном индексе увеличивается сцепление с дорожным полотном, но протектор быстрее изнашивается;
  • если на покрышках отсутствует литера с максимальной скоростью, предполагается, что такая резина соответствует индексу K — 110 км/ч.

О том, что такое индекс скорости, и нужно ли за него переплачивать, смотрите в следующем видео:

Допустимый скоростной режим для покрышек является важной характеристикой, про которую не стоит забывать. Данный параметр тесно взаимосвязан с индексом нагрузки, и про это также следует помнить при выборе резины.