Встречный разъезд, который часто путают с обгоном, относится к форс-мажорным ситуациям на дороге, с которыми можно столкнуться внезапно. Чтобы не растеряться, нужно знать, как действовать в конкретном случае: уступить дорогу другому или проехать самому. Предлагаем вам разобраться в этом вопросе.

Что такое встречный разъезд

Встречный разъезд классифицируется ПДД как вынужденный маневр на сложной трассе, когда машинам, едущим навстречу друг другу, не хватает места, чтобы разминуться. В этом и заключается его основное отличие от обгона и опережения, где автомобиль не обязательно покидает свою полосу, выходя вперёд, и обстоятельства почти всегда одинаковы. Правила просты, ими приходится руководствоваться ежедневно, и они легко и прочно запоминаются.

Встречный же разъезд осуществляется не так часто и иногда бывает столь сложным, что водитель не успевает сообразить, как поступить.

Когда приходится прибегать к встречному разъезду

Ситуаций, когда приходится прибегать к встречному разъезду, немало, их могут спровоцировать:

  • узкие арки и проезды во дворах;
  • пересечение с другой машиной на перекрестке, когда желание ее водителя и ваше совпало в том, чтоб повернуть налево;
  • ремонт или препятствие на одной из полос;
  • подъемы и спуски;
  • припаркованные по обеим сторонам автомобили;
  • авария на дороге.

Как вести себя на перекрёстках при намерении повернуть в одну сторону, решать вам: можно разойтись правыми боками машины: повернув влево, не поравнявшись, либо левыми, чтобы машины повернули, после того, как поравняются. Если перекрёсток имеет разделительную полосу, стоит разъезжаться левыми бортами, чтобы ни одна из машин не оказалась на встречной полосе.

На закрытой прилегающей к домам территории разъехаться сложнее, поскольку для этого не предусмотрено четкого руководства и не осуществляется контроль, как на проезжей части. Между тем, ситуация непростая: на узком участке автомобили пытаются маневрировать, а вокруг полно помех, и кто-то должен дать задний ход. Чтобы благополучно разминуться со встречным авто, уступить во дворе должен тот, чей путь будет короче. Можно предварительно договориться с водителем, едущим навстречу, если вы не слишком уверенный автомобилист.

Если машины едут по дороге, и на одной стороне обнаружилось нечто, вынуждающее водителя свернуть на чужую полосу, то уступить должен именно он – тот, кто выполняет объезд препятствия.

При обгоне, и это всем известно, пропустить встречные машины должен обгоняющий. Но бывают сложные ситуации, когда вы стали жертвой безответственного водителя, решившего нарушить правила и мчащегося вам навстречу. В таком случае надо сделать все возможное, чтобы не столкнуться лоб в лоб – лучше съехать на обочину или отклониться от полосы и допустить, чтоб задели бока вашей машины. Ни в коем случае нельзя обгонять другие машины в тоннеле или на участке, помеченном знаком «Обгон запрещен» (круг с красной обводкой и белым фоном, на котором нарисованы черная и красная машины). Если вы едете позади фуры, закрывающей обзор, то посмотрите на ее поворотники: обычно водители габаритного транспорта используют их, чтобы сигнализировать тем, кто за ними. Включенный левый поворотник предупреждает вас об опасности столкнуться с другой машиной, если вы выедете на ее полосу, а правый свидетельствует о благоприятном моменте для маневра.

Ремонт, затеянный на дороге, место аварии, огороженное полицией, могут как подчиняться общему правилу объезда препятствий (уступает объезжающий) или обгона, так и регулироваться временными знаками или полицейским в ручном режиме. Будьте внимательны: временные знаки (с желтым фоном) имеют преимущество перед постоянными, ориентируйтесь по ним.

При подъемах и спусках дорогу уступает тот, кто едет вниз, так как ему лучше видно, что происходит на дороге. Угол, образующийся на склоне, и степень его опасности отражается в предупреждающих знаках: они выполнены в виде треугольников с белым фоном и красным абрисом, на которых изображена горка или спуск, а также процент уклона. Если знаков нет, то данное правило не действует – это место не считается подъемом/спуском.

На исторически сложившихся узких дорогах обычно есть специальные знаки, разъясняющие, кто кому должен уступить. Мы рассмотрим их ниже.

Знак, предписывающий водителю уступить дорогу, если маневры транспортных средств затруднены

На узких дорогах намного проще разъехаться, если знаками показано, как это сделать. Для подобной цели существует два указателя: один предписывает уступить дорогу, если встречный разъезд по какой-то причине затруднен, а второй – сообщает водителю о предусмотренных для него преимуществах и устанавливается на противоположной стороне.

Первый выглядит, как круг с белым фоном и толстым красным абрисом, в середине которого изображены две стрелки: длинная черная и короткая красная. Если вы увидели такой указатель, значит, уступать встречному транспорту должны вы.

Второй знак имеет форму квадрата, залитого синим цветом, на нём тоже изображены две стрелки: красная и белая. Он даёт право водителю пользоваться преимуществом при разъезде.

Основные действия при встречном разъезде на скорости

Правила, регламентирующие встречный разъезд, описывают, к сожалению, далеко не все. Увы, даже соблюдая их, вы рискуете встретить водителя-лихача или пьяного, которому все равно, за кем преимущество.

Это приводит к страшным ситуациям, когда обе машины несутся навстречу друг другу с приличной скоростью, и нужно срочно что-то предпринимать. Запомните несколько правил:

  1. Нельзя резко тормозить: после набора скорости внезапное торможение может лишить вас контроля над автомобилем. Просто перестаньте нажимать на газ.
  2. Сориентируйте автомобиль вправо, насколько можно.
  3. Если обочина достаточно широка и безопасна, съезжайте туда.
  4. Уходите в поворот, не дёргая руль и дождавшись, пока скорость снизится до 15 км/ч.