Даже если предположить, что далеко не все автовладельцы являются меломанами, число тех, кто не удовлетворён качеством звучания штатной автомагнитолы, достаточно велико.

Осознав необходимость её замены качественно воспроизводящей аппаратурой, многие сталкиваются с дилеммой, которая опять же упирается в соотношение цена/качество. Проще говоря, им предстоит нелёгкий выбор между коаксиальной и компонентной акустикой.

В поисках «правильного» выбора можно месяцами корпеть над специализированной литературой, изучать принципы построения таких систем и в итоге прийти к тому, что было бы проще рассмотреть достоинства и недостатки каждой из систем, их особенности и различия, и на основании этого принимать окончательное решение. Именно этим мы сейчас и займемся.

Что собой представляет коаксиальная акустика

Грубо говоря, это один или несколько динамиков, соединённых в общую конструкцию, но «вещающих» на разных частотах.

Самый простой и доступный по стоимости вариант – обычный широкополосный динамик. Расширенными возможностями в плане звучания обладает коаксиальный динамик – он охватывает более широкую полосу воспроизведения акустических сигналов.

Рассмотрим конструктивные особенности акустической системы коаксиального типа:

  • объединение в одном корпусе нескольких колонок;
  • воспроизведение разночастотных звуков достигается разбивкой сигнала по областям;
  • чтобы осуществить такую разбивку сигнала, поступающего на динамик от «головы», используют кроссовер. Он может располагаться в отдельном корпусе или представлять собой обычный конденсатор (такое решение применяется в бюджетных моделях).

Впрочем, кроссовер, представляющий собой разновидность схемы «конденсатор – индуктивность», используется с одинаковым успехом в компонентной акустике наряду с коаксиальной. Его задача, как вы поняли, – распределение всего спектра звуковых частот по отдельным звуковым каналам или дорожкам.

От выбора правильных компонентов системы в огромной степени будет зависеть качество звучания, так что отнеситесь к изучению этого вопроса с соответствующим вниманием.

Основное достоинство коаксиальной акустики – возможность сформировать достойную по звучанию систему, обойдясь при этом скромными денежными тратами. Кроме того, монтаж такой схемы обычно не вызывает трудностей, если все работы выполнять поэтапно в соответствии со следующим простым алгоритмом:

  • монтируем приобретенное акустическое оборудование на штатное место;
  • производим подключение колонок к автомагнитоле или, как вариант, к усилителю.

По сравнению со штатной акустикой коаксиальная будет заметным шагом вперед. Но до высококачественных акустических систем ей всё равно далеко, и возможности дотянуться нет – единственный динамик просто не в состоянии воспроизвести весь спектр частот, возникает смешивание частот, этого явления избежать невозможно, а страдает качество звучания.

Компонентная акустика

Компонентная акустическая система, как следует из названия, состоит из множества компонент, при этом каждый динамик специализируется на воспроизведении конкретного диапазона частот, требуя подключения к отдельному каналу усилителя/автомагнитолы.

В такой акустической системе все компоненты работают максимально слаженно, не мешая при этом друг другу.

Но за качество приходится расплачиваться:

  • высокой стоимостью оборудования;
  • повышенными требованиями к магнитоле, то есть, опять же, придётся потратиться;
  • сложностью монтажа (чтобы скомпоновать такую систему самостоятельно, придётся основательно подготовиться, перелопатив гору материала в интернете);
  • вам придётся озаботиться установкой в салоне дополнительных звукоизоляционных материалов.

Разница между коаксиальной и компонентной системами

Рассмотрев основные особенности двух разновидностей систем, давайте детальнее рассмотрим, в чём заключается разница между компонентной и коаксиальной акустикой.

Все конструктивные и иные различия подразделяются на несколько подвидов:

  • Расположение динамиков в автомобиле. В коаксиальных системах звуковая передача имеет узконаправленный характер, поэтому колонки обычно монтируют на полке, расположенной за задним рядом сидений. Компонентная система характеризуется объёмным звучанием, и такие разнонаправленные звуковые волны неплохо распространяются по салону, из-за чего их часто устанавливают в передней части машины. Но поскольку все колонки обладают разными частотными характеристиками, чтобы добиться идеального звучания, потребуется тщательная настройка акустики. Но на малолитражные компактные автомобили компонентный звук устанавливать смысла нет – разницы в звучании вы не заметите из-за малого пространства, недостаточного для рассеивания звуковых волн.
  • Наличие кроссовера. Как правило, эта компонента присутствует в устройствах обеих типов, но в коаксиальных системах кроссовер спрятан внутри колонки, а в компонентных – это внешнее устройство, требующее дополнительного места для монтажа.
  • Особенности установки. Чем отличаются коаксиальные акустические колонки от компонентных, так это сложностью монтажа. Конечно, в обоих случаях от вас потребуется наличие соответствующих знаний и умений. Так, при монтаже компонентной акустики необходимым условием является правильная расстановка колонок с учётом наличия разных зон звучания. Скорее всего, потребуется дополнительная шумоизоляция салона. В этих вопросах нужно разбираться, и если это для вас «тёмный лес», лучше обратиться к специалистам. Другое дело – коаксиальная система. Здесь всё гораздо проще, динамики обычно устанавливают сзади, при этом большинство предлагаемых в рознице моделей имеют габариты и форму, подходящую для монтажа на штатные места.
  • Цена системы. Для многих отличие в стоимости коаксиальной и компонентной акустики является главным фактором, определяющим выбор. Их аргумент простой: различие в качестве звучания не настолько важно, как для закоренелых меломанов, так зачем платить втридорога, если звук всё равно не идеален на движущейся машине из-за посторонних помех.

На чём остановить выбор

Мы достаточно подробно рассмотрели все аспекты, связанные с особенностями, достоинствами и недостатками обеих типов систем. И при этом уверены, что для многих читателей приведённых сведений оказалось недостаточно, чтобы склониться к конкретному решению.

Итак, давайте резюмируем, какие динамики лучше: компонентные или коаксиальные.

Последние характеризуются простотой конструкции и отсутствием сложностей с установкой. Обладая доступной стоимостью, такой вариант будет наиболее приемлемым для большинства автомобилистов. Но и здесь есть нюансы, поскольку встречаются изделия, оснащённые дополнительными фильтрами, улучшающими качество звучания и стоящие соответственно.

Компонентная акустика – это выбор тех, у кого требования к звукопередаче очень высоки. Кроме чистоты звучания, такие системы характеризуются увеличенной мощностью и насыщенностью звука. При этом имеется возможность реализовать несколько вариантов установки, позволяя более тонко регулировать объёмность воспроизведения звука с разных точек салона. Но и стоимость такого оборудования гораздо выше.

При выборе следует принимать во внимание и возможности автомагнитолы. Если выходное качество сигнала не впечатляет, никакая акустика его не улучшит, и в большинстве случаев разница в звучании будет едва заметной. Так что здесь опять встанет дилемма: устанавливать коаксиал или потратиться ещё и на магнитолу.

Идеальный звук возможен только при тщательном подборе всех компонент аудиосистемы, от магнитолы до колонок, от звукоизоляции до сабвуфера и усилителя. Разумеется, в данном случае выбор будет только в пользу компонентной системы.