Проблема металлического стука в бензиновом двигателе транспортного средства время от времени заботит каждого автолюбителя. Так называемый стук пальцев – не что иное, как детонация — начало самопроизвольного воспламенения горючей смеси в цилиндрах, которая приобретает характер взрывной волны и способна вывести мотор из строя.

Частью защитной системы двигателя является датчик детонации — его устанавливают на блок цилиндров. Что это такое и как проверить его исправность?

Назначение датчика детонации

ДД воспринимает и преобразует механическую энергию, которая образуется за счет колебаний в блоке цилиндров и преобразует ее в электрические импульсы. Импульсы передаются на ЭБУ, и ответственная за это программа электроники изменяет качественный состав рабочей смеси.

ДД – устройство, которое, работая в системе, отвечает за экономичный расход топлива и позволяет развить максимальную мощь двигателя в нормальных условиях работы. Датчик детонации контролирует правильную работу системы зажигания.

ДД резонансного типа реагирует непосредственно на частоту микровзрывов, передавая сигналы контролеру только в случае его обнаружения. Такие ДД характерны для машин старого образца. В современных автомобилях устанавливают широкополосные ДД, ведь они реагируют на весь спектр шумов в двигателе и передают информацию ЭБУ, который анализирует сигналы и выбирает способы устранения неисправности.

Основные элементы резонансного ДД:

  • Резьбовое соединение, при помощи которого ДД крепится к блоку цилиндров;
  • Компенсирующая пружина;
  • Шунтирующий резистор, предохраняющий датчик от КЗ;
  • Разъем;
  • Керамический чувствительный пьезоэлемент.

ДД широкополосный имеет вид плоской массивной шайбы со сквозной резьбой и крепится при помощи болта.

Принцип действия датчика детонации, достоинства и недостатки

При работе датчика в цепи создается напряжение на входе и выходе. Вибрации двигателя передаются на пьезоэлемент, и на концах датчика возникает разность потенциалов напряжения. При возникновении такой разности напряжений датчик подает сигнал на ЭБУ, и электроника корректирует работу двигателя через изменение качества горючей смеси и ее подачи в рабочий орган.

Поломки датчика не обязательно вызывают сигнал индикатора на приборной панели, поэтому необходимо знать, где расположен датчик детонации и как проверить его работоспособность.

Датчик детонации – обязательная часть системы управления транспортных средств с электронной системой зажигания. В зависимости от марки ТС, датчик детонации может располагаться на различных частях корпуса двигателя. Но посадочное место всегда находится непосредственно возле зоны воспламенения.

Плюсы резонансных датчиков

  1. Устройство показывает высокие качественные показатели при работе на больших оборотах и высоких скоростях, не теряет чувствительности на малых оборотах. Устройства нечувствительны к вибрациям при езде по дорогам с плохим покрытием или без него, поэтому они более надежны.
  2. Марки ТС с резонансными датчиками: Toyota, Mitsubishi, Mazda.
  3. Плюсы широкополосных датчиков. Имеют большую чувствительность к любым видам вибраций и колебаний в широком диапазоне частот.

Минусы широкополосных датчиков — в том, что при плохом креплении они не дают достоверной информации.

Марки ТС с широкополосными датчиками: Nissan, Hyundai-KIA, Mercedes, Volkswagen, Audi.

Диагностика: как понять, что датчик детонации неисправен

Опытный водитель при возникновении определенных состояний автомобиля в процессе эксплуатации с уверенностью скажет, что дело – в датчике детонации.

Для неопытного новичка рекомендуем обратить внимание на следующие симптомы:

  • Автомобиль начинает активно «кушать» топливо;
  • В недрах двигателя возникает механическое биение или стук;
  • Загорается индикатор Check engine на панели приборов;
  • Двигатель теряет мощность;
  • Качество выхлопных газов заметно ухудшилось — появился плотный сизый или белый дым.

Почему ломаются датчики детонации? Это электронные устройства, и входят они именно в электронную систему управления, поэтому любые поломки — это последствия электрической неисправности.

Это может быть:

  • Обрыв контактного провода;
  • Износ изоляции провода;
  • Замыкание или корочение на массу;
  • Дефекты в ЭБУ;
  • Физический износ датчика.

Специальные методы диагностики в сервисном центре помогут установить причину выхода из строя ДД. Чтобы сэкономить время и деньги, можно провести диагностику самостоятельно. Для этого потребуется мультиметр.

Пошаговый порядок технологических операций при проверке ДД

  1. Демонтировать защиту двигателя.
  2. Найти ДД и при помощи визуальной диагностики определить целостность проводов и оплетки, соединение вилки и розетки датчика.
  3. Диагностика розетки и контактов.
  4. Демонтаж и диагностика датчика детонации.
  5. Замена неисправного узла.

Способы проверки:

  1. В режиме омметра проверить снятый датчик на сопротивление — в зависимости от транспортного средства, на экране должно выводиться определенное сопротивление.
  2. В режиме вольтметра проверить снятый датчик на реакцию на колебания. При диапазоне измерений в 200 мВ положительный щуп присоединяется на вывод ДД, отрицательный – на металлическое кольцо или ввод. При легком постукивании по ДД металлическим предметом вольтаж должен изменяться.
  3. В режиме вольтметра проверить, доходит ли напряжение по цепи от ЭБУ к ДД — датчик остается на посадочном месте, но разъем ЭБУ отключается. При заведенном двигателе на клемму должно приходить напряжение. Если его нет, неисправность заключается в проводке.

Как починить датчик детонации

Если датчик вышел из строя, его необходимо заменить. Стоимость услуги в автосервисах составит 1500-3000 с учетом работ по замене. Сам датчик стоит в пределах 700 рублей (цена зависит от марки транспортного средства и страны-производителя). Можно произвести замену самостоятельно.

Пошаговый порядок технологических операций по замене ДД

  1. Дать остыть двигателю транспортного средства.
  2. Скинуть минусовую клемму аккумулятора и демонтировать защиту двигателя.
  3. Найти датчик и отключить контакты.
  4. Выкрутить болт 12-м ключом и извлечь неисправный датчик.
  5. Установить на его место новое устройство и надежно закрепить на резьбовое соединение.
  6. Подключить контакты и собрать на место крышку двигателя.
  7. Накинуть клемму и произвести пробный запуск.

При правильном и надежном соединении всех узлов двигатель заведется с первого раза, а посторонние звуки, которые возникали до этого, исчезнут.

Что делать, если датчика детонации для авто нет в наличии

Резонансные датчики взаимозаменяемы, поэтому можно использовать устройства других моделей и производителей.

Однако следует учитывать частотность и сопротивление:

  1. Расчет резонансной частоты двигателя (если она не известна) производят по формуле Fрез = 900/(? * r) (кГц), где ? — 3,14…, r — радиус поршня в миллиметрах. Результат – резонансная частота двигателя. Показатель резонансной частоты нового датчика должен совпадать или быть приближенным по значению.
  2. Сопротивление. Если у нового ДД оно отличается в большую сторону – параллельно датчику подпаивают резистор с сопротивлением, равным по значению старому датчику. При отклонении в меньшую сторону подпаивают последовательно резистор, равный разнице сопротивлений старого и нового датчиков.

Диагностика и замена ДД не представляет особого труда даже для новичков, поэтому при желании с этими нехитрыми действиями справится любой желающий. Что касается замены родного датчика на не родной, то брать ответственность за исправную работу агрегата придется на себя владельцу транспортного средства.