Содержание
Проблема металлического стука в бензиновом двигателе транспортного средства время от времени заботит каждого автолюбителя. Так называемый стук пальцев – не что иное, как детонация — начало самопроизвольного воспламенения горючей смеси в цилиндрах, которая приобретает характер взрывной волны и способна вывести мотор из строя.
Частью защитной системы двигателя является датчик детонации — его устанавливают на блок цилиндров. Что это такое и как проверить его исправность?
Назначение датчика детонации
ДД воспринимает и преобразует механическую энергию, которая образуется за счет колебаний в блоке цилиндров и преобразует ее в электрические импульсы. Импульсы передаются на ЭБУ, и ответственная за это программа электроники изменяет качественный состав рабочей смеси.
ДД резонансного типа реагирует непосредственно на частоту микровзрывов, передавая сигналы контролеру только в случае его обнаружения. Такие ДД характерны для машин старого образца. В современных автомобилях устанавливают широкополосные ДД, ведь они реагируют на весь спектр шумов в двигателе и передают информацию ЭБУ, который анализирует сигналы и выбирает способы устранения неисправности.
Основные элементы резонансного ДД:
- Резьбовое соединение, при помощи которого ДД крепится к блоку цилиндров;
- Компенсирующая пружина;
- Шунтирующий резистор, предохраняющий датчик от КЗ;
- Разъем;
- Керамический чувствительный пьезоэлемент.
ДД широкополосный имеет вид плоской массивной шайбы со сквозной резьбой и крепится при помощи болта.
Принцип действия датчика детонации, достоинства и недостатки
При работе датчика в цепи создается напряжение на входе и выходе. Вибрации двигателя передаются на пьезоэлемент, и на концах датчика возникает разность потенциалов напряжения. При возникновении такой разности напряжений датчик подает сигнал на ЭБУ, и электроника корректирует работу двигателя через изменение качества горючей смеси и ее подачи в рабочий орган.
Датчик детонации – обязательная часть системы управления транспортных средств с электронной системой зажигания. В зависимости от марки ТС, датчик детонации может располагаться на различных частях корпуса двигателя. Но посадочное место всегда находится непосредственно возле зоны воспламенения.
Плюсы резонансных датчиков
- Устройство показывает высокие качественные показатели при работе на больших оборотах и высоких скоростях, не теряет чувствительности на малых оборотах. Устройства нечувствительны к вибрациям при езде по дорогам с плохим покрытием или без него, поэтому они более надежны.
- Марки ТС с резонансными датчиками: Toyota, Mitsubishi, Mazda.
- Плюсы широкополосных датчиков. Имеют большую чувствительность к любым видам вибраций и колебаний в широком диапазоне частот.
Минусы широкополосных датчиков — в том, что при плохом креплении они не дают достоверной информации.
Марки ТС с широкополосными датчиками: Nissan, Hyundai-KIA, Mercedes, Volkswagen, Audi.
Диагностика: как понять, что датчик детонации неисправен
Опытный водитель при возникновении определенных состояний автомобиля в процессе эксплуатации с уверенностью скажет, что дело – в датчике детонации.
Для неопытного новичка рекомендуем обратить внимание на следующие симптомы:
- Автомобиль начинает активно «кушать» топливо;
- В недрах двигателя возникает механическое биение или стук;
- Загорается индикатор Check engine на панели приборов;
- Двигатель теряет мощность;
- Качество выхлопных газов заметно ухудшилось — появился плотный сизый или белый дым.
Почему ломаются датчики детонации? Это электронные устройства, и входят они именно в электронную систему управления, поэтому любые поломки — это последствия электрической неисправности.
Это может быть:
- Обрыв контактного провода;
- Износ изоляции провода;
- Замыкание или корочение на массу;
- Дефекты в ЭБУ;
- Физический износ датчика.
Специальные методы диагностики в сервисном центре помогут установить причину выхода из строя ДД. Чтобы сэкономить время и деньги, можно провести диагностику самостоятельно. Для этого потребуется мультиметр.
Пошаговый порядок технологических операций при проверке ДД
- Демонтировать защиту двигателя.
- Найти ДД и при помощи визуальной диагностики определить целостность проводов и оплетки, соединение вилки и розетки датчика.
- Диагностика розетки и контактов.
- Демонтаж и диагностика датчика детонации.
- Замена неисправного узла.
Способы проверки:
- В режиме омметра проверить снятый датчик на сопротивление — в зависимости от транспортного средства, на экране должно выводиться определенное сопротивление.
- В режиме вольтметра проверить снятый датчик на реакцию на колебания. При диапазоне измерений в 200 мВ положительный щуп присоединяется на вывод ДД, отрицательный – на металлическое кольцо или ввод. При легком постукивании по ДД металлическим предметом вольтаж должен изменяться.
- В режиме вольтметра проверить, доходит ли напряжение по цепи от ЭБУ к ДД — датчик остается на посадочном месте, но разъем ЭБУ отключается. При заведенном двигателе на клемму должно приходить напряжение. Если его нет, неисправность заключается в проводке.
Как починить датчик детонации
Если датчик вышел из строя, его необходимо заменить. Стоимость услуги в автосервисах составит 1500-3000 с учетом работ по замене. Сам датчик стоит в пределах 700 рублей (цена зависит от марки транспортного средства и страны-производителя). Можно произвести замену самостоятельно.
Пошаговый порядок технологических операций по замене ДД
- Дать остыть двигателю транспортного средства.
- Скинуть минусовую клемму аккумулятора и демонтировать защиту двигателя.
- Найти датчик и отключить контакты.
- Выкрутить болт 12-м ключом и извлечь неисправный датчик.
- Установить на его место новое устройство и надежно закрепить на резьбовое соединение.
- Подключить контакты и собрать на место крышку двигателя.
- Накинуть клемму и произвести пробный запуск.
При правильном и надежном соединении всех узлов двигатель заведется с первого раза, а посторонние звуки, которые возникали до этого, исчезнут.
Что делать, если датчика детонации для авто нет в наличии
Резонансные датчики взаимозаменяемы, поэтому можно использовать устройства других моделей и производителей.
Однако следует учитывать частотность и сопротивление:
- Расчет резонансной частоты двигателя (если она не известна) производят по формуле Fрез = 900/(? * r) (кГц), где ? — 3,14…, r — радиус поршня в миллиметрах. Результат – резонансная частота двигателя. Показатель резонансной частоты нового датчика должен совпадать или быть приближенным по значению.
- Сопротивление. Если у нового ДД оно отличается в большую сторону – параллельно датчику подпаивают резистор с сопротивлением, равным по значению старому датчику. При отклонении в меньшую сторону подпаивают последовательно резистор, равный разнице сопротивлений старого и нового датчиков.
Диагностика и замена ДД не представляет особого труда даже для новичков, поэтому при желании с этими нехитрыми действиями справится любой желающий. Что касается замены родного датчика на не родной, то брать ответственность за исправную работу агрегата придется на себя владельцу транспортного средства.