Довольно неприятно сидеть в полностью прозрачной машине, когда любой желающий может без особых препятствий заглянуть в салон. Одно дело, когда это просто любопытный человек, и совсем другое, если речь идёт о потенциальной угрозе кражи. Также отсутствие затемнений на стёклах способствует сильному прогреву машины изнутри.

В жаркую погоду тонировка не просто создаёт привлекательный визуальный эффект, но ещё и защищает от солнечных излучений.

И если раньше в тренде были обычные затемняющие плёнки, то теперь всё чаще автомобилисты интересуются специальными атермальными покрытиями. Кому-то они достаются с завода от автопроизводителя, а другим приходится проводить доработку собственными силами.

Водителей справедливо интересует, чем отличаются атермальные плёнки и стёкла от обычных, является ли их использование законным и как самостоятельно нанести подобное покрытие на собственное транспортное средство.

Что это и как работает

Тонировка автомобильных стёкол уже достаточно давно вошла в список самых популярных процедур по тюнингу автотранспортных средств. Но сравнительным нововведением справедливо считаются атермальные плёнки на лобовых стёклах, которые призваны повысить уровень комфорта в салоне.

Многие автопроизводители уже с завода предусматривают установку специального атермального стекла, что исключает необходимость проводить дополнительные доработки своими силами. У таких решений в виде стёкол и плёнок есть свои плюсы и минусы, о которых стоит знать заранее.

Если вам не посчастливилось стать обладателем авто с заводским специальным атермальным стеклом, это вовсе не означает, что получить такой же эффект теперь не удастся. Причём полностью менять лобовушку вовсе не обязательно. Хорошим решением будет проведение атермальной тонировки лобового стекла.

Как только появились первые образцы атермальных стёкол, эксперты сразу же отметили их очевидные преимущества перед обычными изделиями. Такие покрытия до 99% блокируют проникновение внутрь авто ультрафиолетовых солнечных излучений. А ведь именно они способствуют активному выгоранию пластика и обивки на сиденьях авто. Также обеспечивается блокировка инфракрасного диапазона излучений примерно на 50%. Это позволяет сохранять в машине более благоприятный микроклимат. Подобная эффективность не мешает обеспечивать прохождение света на уровне 85% в сравнении с аналогичным прозрачным автомобильным стеклом.

Это основные моменты, отличающие атермальное современное стекло от обычного. Понимая, чем оно превосходит конструкцию обычных стёкол, многие справедливо захотели получить подобный эффект в собственном транспортном средстве. Не всегда можно визуально с лёгкостью отличить простую тонировку от стекла с атермальным покрытием. Но они по эффективности сильно отличаются от обычных покрытий для тонировки.

Если говорить простыми словами, то машина с современной защитной тонировкой выгодно отличается тем, что при длительной стоянке под открытым небом в жаркий день салон не превратится в баню с пылающим пластиком и обжигающими сиденьями.

Атермальная или термальная плёнка имеет неоднородный состав и включает в себя несколько слоёв. Она состоит из:

  • защитного покрытия;
  • адгезионного слоя с эффектом поглощения ультрафиолета;
  • прозрачного или тонированного слоя с аналогичным эффектом;
  • металлизированного слоя с инфракрасным отражателем;
  • прозрачного слоя полиэстера;
  • защитного покрытия, предотвращающего появление царапин.

Покрытие устроено так, чтобы защищать не только себя от ультрафиолета, но и способствовать обеспечению защиты внутреннего пространства салона, пропуская через себя солнечные лучи, и снижая их пагубное воздействие.

За счёт металлизированных включений в один из слоёв отражается основная масса тепловой энергии, содержащейся в инфракрасном диапазоне. В зависимости от того, какие оксиды металлов здесь используются, формируется внешний вид самой тонировки. Обычно она обладает зеленоватым или сине-фиолетовым оттенком.

Разновидности термоплёнок

Различают несколько основных разновидностей атермальных тонировочных плёнок для автомобильных стёкол. Это даёт возможность водителю выбирать среди довольно широкого ассортимента.

Причём отличия заключаются не только в цветовой палитре. Специалисты выделяют такие покрытия с атермальным эффектом:

  • Металлизированные. При их производстве используется слой полимерных металлов. Такие плёнки лучше отражают свет, имеют высокие энергосберегающие свойства, но могут создавать помехи в работе мобильных телефонов. Напыление металла может выполняться как внешний или внутренний слой, но на конечное качество это не влияет.
  • Окрашенные. Подобные изделия создаются путём соединения большого количества слоёв из полиэстера. Некоторые слои остаются прозрачными, защищают обивку от выгорания. Другие слои обычно красят в красные, жёлтые, фиолетовые, зелёные и синие тона. Это наиболее недорогие термоплёнки, но их атермальная эффективность довольно низкая.
  • Спаттерные. Отличаются повышенной устойчивостью к износу. Используется не слой плёнки, а специальное ионное напыление. От этого цена значительно выше. В них же применяется и металлизированное покрытие.
  • Хамелеон. Самая дорогая атермальная тонировка, обладающая лучшим визуальным эффектом. Всего в состав плёнки входит около 20 слоёв, включая нанесение металлических частиц. Хамелеоны полностью соответствуют требованиям, поскольку пропускают более 83% света, не обладают зеркальным эффектом отражения света и прекрасно защищают салон.

Что из этого ассортимента выбрать, каждый автомобилист решает сам. Не лишним будет дополнительно проконсультироваться со специалистами, если вам самостоятельно сложно сделать окончательный выбор.

Преимущества и недостатки

Современные атермальные плёнки, как и атермальное лобовое или боковое стекло, имеет свои характерные плюсы и минусы. Всё это автомобилист может ощутить на себе лично в процессе эксплуатации.

Прежде чем решиться на проведение тюнинга, стоит взглянуть на сильные и слабые стороны такой доработки авто.

К неоспоримым преимуществам термотонировки относятся такие моменты:

  • Внутри машины создаётся улучшенный температурный комфорт, даже когда автомобиль длительное время стоял под летним солнцем.
  • Покрытие на стекле защищает от выгорания и деформации пластиковых элементов, что обычно происходит под воздействием высоких температур.
  • В тёплое время года приходится реже включать кондиционер, что положительно влияет на расход топлива.
  • Плёнка или стекло защищают тканевую обивку от выгорания.
  • Значительно замедляются процессы естественного старения и износа кожаных кресел.
  • Плёнка дополнительно защищает водителя в случае повреждения лобового стекла, поскольку осколки не разлетаются по салону, а в основном удерживаются покрытием.

Если не нарушать технологию производства, а также придерживаться правил эксплуатации, с недостатками термоплёнок вы вряд ли столкнётесь.

Но всё же выделяют несколько минусов, на которые стоит обратить внимание:

  • продукция от ведущих производителей стоит достаточно дорого;
  • некоторые плёнки имеют синий оттенок, который способствует более быстрой усталости глаз при вождении;
  • устройства типа радар-детекторов работают некорректно из-за применения металлизированной прослойки;
  • инспекторы ГИБДД то и дело обращают внимание на машину с атермальным стеклом или характерного оттенка;
  • при длительной эксплуатации светопропускная способность самого стекла падает, что может привести к нарушениям действующих норм тонировки.

Если ваше лобовое стекло эксплуатируется далеко не один год, покрылось множественными царапинами, разводами и сколами, клеить на него термоплёнку не стоит. Тут есть два варианта. Первый заключается в покупке обычного и недорогого стекла, на которое в последующем наносится плёнка. А второй предусматривает приобретение уже готового атермального стекла. Выбор за вами.

Разрешена ли подобная тонировка

Автолюбители справедливо интересуются тем, разрешена ли в нашей стране атермальная защитная тонировка или нет. Они опасаются столкнуться с сотрудниками ГИБДД, которые то и дело будут требовать деньги и выписывать штрафы за якобы нарушение установленных норм по тонированию.

Основное внимание к машине приковывается в том случае, если термоплёнка наносится непосредственно на всё лобовое стекло. Но и здесь ещё далеко не факт, что водитель нарушил закон и ему обязательно выпишут штраф.

Падение светопропускной способности стекла является основной причиной возникновения вопросов о том, разрешено ли наносить на лобовое стекло атермальное покрытие или нет. Тут стоит обратиться к действующим ГОСТам и техническому регламенту Таможенного союза.

В этих документах чётко прописано, что существует общеприятный нижний предел по показателям светопропускной способности. Причём распространяются правила только на лобовое стекло, а также на передние боковые окна. И значение составляет 70%.

Сказать, будет ли разрешена атермальная плёнка конкретно на вашем лобовом стекле, довольно сложно без проведения предварительной проверки. Но тут нужно внести некоторую ясность. Новые автомобильные стёкла пропускают около 90% света. Самые качественные и эффективные термоплёнки обеспечивают пропуск до 85% света. Проведя простейший математический расчёт, получается, что пропускная способность на новой машине или на новеньком лобовом стекле, на которое будет нанесена плёнка, составит около 76,5%. То есть у вас остаётся ещё 6,5% запаса до нижнего предела.

Но когда стекло изношено, его пропускная способность падает уже примерно до 80%. В сочетании с плёнкой получится, что вы нарушаете требования.

Если вы не уверены в том, будет ли разрешена атермальная тонировка на вашем автомобиле, планируя провести тюнинг боковых передних стёкол или лобовушки, рекомендуется предварительно замерить светопропускную способность.

Особенности проверки пропускной способности

Результаты проверки зависят от правильности проведения процедуры и соблюдения всех предписанных правил. Если всё пройдёт успешно, машину допустят к эксплуатации, а со стороны ГИБДД к транспортному средству не будет никаких претензий.

Пропускная способность проверяется в соответствии с требованиями ГОСТа и технического регламента Таможенного союза. Одним из ключевых факторов выступает прибор, используемый для оценки стекла:

Прибор обязан иметь сертификат и признаки того, что его предварительно опечатали;

В документах на устройство должна присутствовать отметка, подтверждающая факт прохождения обязательной ежегодной проверки в метрологических органах;

Допустимая погрешность не превышает 2%.

Чтобы результат был точным и корректным, требуется соблюдать несколько основных условий.

Проверка может быть проведена, а её результаты не поддаваться сомнениям, если:

  • стекло сухое и чистое;
  • температура окружающей среды в диапазоне от 15 до 25 градусов Цельсия;
  • текущая влажность от 40 до 80%;
  • давление в диапазоне от 86 до 106 кПа;
  • проверка проводится на стационарном посту или контрольно-пропускном пункте;
  • проверяется 3 образца в 3 точках на каждом стекле;
  • результат получают путём определения среднего арифметического значения.

Некоторые автомобилисты акцентируют внимание на то, что проводить оценку тонировки в тёмное время суток нельзя, поскольку это не позволяет получить корректный результат. Подобных требований нет, поскольку прибор для проверки оснащён собственным источником света. Даже если инспектор ГИБДД проводит проверку ночью, соблюдая все предписанные выше пункты, он закон не нарушает.

Сам проверяющий обязан иметь соответствующее разрешение на проведение таких процедур. Нарушив хотя бы одно из правил, автомобилист имеет право не согласиться с результатом и оспорить его в суде.

Если вы не хотите навлечь на себя дополнительные проблемы, обязательно приведите в порядок стёкла, наклейте на них качественную плёнку и проведите замеры. Будучи уверенным, что светопропускная способность превышает 70%, вы сэкономите собственное время и нервы при общении с сотрудниками ГИБДД.

Что предлагают автомагазины

Решившись на доработку собственного транспортного средства с помощью атермальных плёнок, обязательно определитесь с тем, какую именно продукцию вы будете использовать. Тратить время, силы и деньги на дешёвые покрытия точно не стоит, поскольку они могут не соответствовать заявленным характеристикам, и первая же проверка приведёт к штрафу и требованию избавиться от плёнки.

Если и покупать атермальные плёнки, то от таких производителей как Ultra Vision, Llumar, Nexfil или SunTec. Это признанные мировые лидеры в сфере создания автомобильных термоплёнок.

Все представленные бренды, кроме южнокорейской компании Nexfil, родом из США. У них очень высокое качество и отменная светопропускная способность. Единственным минусом можно называть солидный ценник. Корейские изделия тоже хорошего качества, плюс немного дешевле. Нюанс в том, что истинная светопропускная способность может несколько не совпадать с той, которая заявлена на изделии.

Чаще всего атермальные плёнки реализуют оптом, то есть целыми рулонами, продавая их тюнинг-ателье и автосервисам, предлагающим подобные услуги. Но при желании можно отыскать и розничные точки продажи. В среднем за один погонный метр просят не менее 2 тысяч рублей. Чтобы вы понимали, одного такого метра хватает для оклейки двух боковых стёкол стандартной легковой машины.

Если у вас нет желания или возможностей самостоятельно заниматься нанесением атермальной плёнки на стёкла своего транспортного средства, можно обратиться к специалистам. При условии использования качественных изделий от проверенных производителей, затраты на тонировку будут примерно следующими:

  • За оклейку лобового стекла на легковой машине требуется заплатить не менее 2,5 тысяч рублей.
  • Лобовое стекло на внедорожнике или минивэне стоит не меньше 3 тысяч рублей.
  • Если хотите оклеить лишь боковые передние стёкла, в случае с легковушкой это от 1,5 тысяч рублей, а на минивэнах и внедорожниках от 2 тысяч.
  • Обработка всех стёкол атермальной плёнкой обойдётся в 8-12 тысяч рублей минимум за легковые машины и внедорожники с минивэнами соответственно.

Насколько это дешёво или дорого, каждый решает для себя сам, учитывая уровень доходов и объём доступных средств на доработку автомобиля. Всегда можно нанести атермальную плёнку своими руками, поскольку технология не отличается от поклейки обычной тонировочной плёнки.

Нюансы самостоятельного оклеивания

Выбрав подходящий тип атермальной плёнки для своего автомобиля и купив нужное количество материала, можно приступать к самостоятельному нанесению. В действительности в тонировке боковых и лобовых стёкол атермальной плёнкой нет ничего сложного. Но некоторые нюансы учесть придётся.

Чтобы наклеить плёнку, не требуются особые знания. А вот навыки работы с тонировкой не помешают, поскольку часто новички допускают распространённые ошибки, оставляют пузыри воздуха под плёнкой, и она получается не столь эффектной и эффективной, как ожидалось.

Технология наклеивания выглядит следующим образом:

  • Перед нанесением плёнки стёкла следует обязательно очистить, вымыть моющими средствами и обезжирить.
  • Рулон раскладывается на поверхности и разрезается, оставляя небольшой припуск.
  • С плёнки снимается защитное покрытие, необходимое для хранения и защиты основных слоёв.
  • Материал прикладывается к стеклу, прогревается феном.
  • Далее требуется постепенно разглаживать, прижимать и удалять излишки воздуха из-под плёнки.

Во многом технология нанесения атермальной плёнки схожа с покрытием машины антигравийными материалами или виниловыми декоративными изделиями. Если быть аккуратным и последовательным, всё у вас обязательно получится.

Как отмечают сами автомобилисты, огромную роль в качестве конечного результата играет предварительная подготовка самого стекла. Вымыть и обезжирить его нужно в обязательном порядке. Любые оставшиеся загрязнения могут спровоцировать дальнейшее пузырение, неплотное прилегание и деформацию атермальной плёнки. В итоге её придётся снимать, покупать новый материал и проделывать всё заново. А это лишние траты времени, сил и денежных средств.

Если возникнет необходимость снять такую плёнку по причине её износа, повреждения или в связи с требованиями сотрудников ГИБДД из-за несоответствия нормам, тогда тут ничего сложного нет. Вам потребуется вода и резиновый шпатель. Главное аккуратно поддеть край плёнки, предварительно смочив его. Далее постепенно начинайте тянуть плёнку вниз, стараясь не порвать. Тут важно не спешить, делать всё последовательно и постепенно.

Использовать атермальную плёнку или нет, дело лично каждого. Только не стоит забывать о действующих нормах и правилах. Да, не всех пугает штраф в 500 рублей, если светопропускная способность будет нарушена. Но тут вопрос не только в штрафах, а ещё и в снижении видимости обстановки на дороге, обусловленной чрезмерным затемнением автомобильных стёкол. Думайте о собственной безопасности и безопасности окружающих. Соблюдая некоторые правила, вы сможете получить эффектное и эффективное покрытие даже на лобовом стекле, претензий к которому со стороны сотрудников ГИБДД точно не возникнет.