ПОНЯТИЕ ГОРОДСКОГО И ЛИЧНОГО ТРАНСПОРТА ИСЧЕЗНЕТ
Упражнение: зачерните лишнее слово в предложении «На вашем автомобиле будут ездить незнакомцы». Думаю, пока вы будете против «незнакомцев». Но на самом деле лишнее здесь слово «вашем». Транспортные концепции будущего не предполагают вашей привязки к одной машине, зато решают три главных проблемы владения таким имуществом:
1. Автомобиль «неудобно» покупать. Вам нужно найти всю сумму сразу или переплачивать банку за пользование кредитом. С ростом количества мелких предпринимателей этот фактор становится все более значимым – миллениалы лучше понимают цену денег. BMW за 5 миллионов рублей не приносит ничего, а если эту сумму грамотно инвестировать в бизнес, она может принести еще 5 миллионов к концу года.
2. Автомобиль дорого содержать. Площадь и стоимость платной парковки постоянно растет. Бензин, страховка, обслуживание – все это дорожает, пока ваш автомобиль дешевеет. Да, купив Porsche Cayenne, вы можете создать определенный имидж, но, как и мода, восприятие людей меняется, и если раньше наличие автомобиля ассоциировалось с успехом, то скоро оно будет сигнализировать о недальновидности владельца.
3. Автомобиль сложно продать. Иногда по психологическим причинам, иногда по рыночным. Кто-то сильно привыкает, кто-то боится быть обманутым или стать жертвой угонщиков, кто-то уже получал чужие штрафы, если покупатель не сразу регистрировал автомобиль. И, думаю, не было еще ни одного продавца, который не подсчитывал бы разницу между суммой, оставленной в кассе автосалона, и реальной стоимостью его уже не нового автомобиля.
В экономике совместного потребления этих проблем уже не будет, а если вы не успеете избавиться от личного транспорта, появятся инструменты для заработка на нем. Некоторые каршеринговые парки уже предлагают Porsche Macan и Range Rover Velar, и вот пока вы будете тестировать эти премиальные кроссоверы, ваш личный Ford Focus по модели peer-to-peer возьмет в аренду другой человек. Таким образом, в этот день вы заработаете 2000 рублей, а потратите, скажем, 1500.
НЕТ, ПРОБКИ ПОКА ОСТАНУТСЯ НА ПРЕЖНЕМ УРОВНЕ
Активное развитие каршеринга привело к появлению 11 500 новых автомобилей на дорогах Москвы. Их пользователями стали в том числе и неопытные водители, у которых были права, но не было средств на собственный автомобиль. Скорее это привело к росту числа ДТП и заторов. Но смена парадигмы – это процесс долгий, и каршеринг здесь выполняет важную психологическую функцию: когда болезни роста пройдут и рынок стабилизируется, потребители мобильности будут готовы и к другим форматам совместного владения: упомянутый peer-to-peer, а также fractional и carpoolling. Вот они уже точно смогут сократить количество пробок.
Привычные границы и понятия будут размываться и дальше, что в итоге приведет нас к одному глобальному транспортному парку: тысячи моделей и тарифов, помноженные на сложность выбора между водителем, автопилотом и самостоятельным управлением машиной. Автомобили, оснащенные блоками телеметрии, будут общаться между собой и отправлять информацию «городу», а мозг «города» в свою очередь сможет адаптироваться к трафику, гибко управлять светофорами и менять направление движения на реверсивных полосах. Звучит слишком хорошо, но это вполне реально. В 2019 году на дороги Москвы будет направлено уже 2000 камер фиксации нарушений. Если развить их функционал и правильно интерпретировать информацию, они смогут управлять загруженностью и рекомендовать маршруты всем участникам движения.
КТО БУДЕТ ВЛАДЕТЬ АВТОМОБИЛЯМИ
Транспорт будущего будет принадлежать и служить всем индустриям сразу. Банки и инвесторы будут подпитывать развитие новых форматов вроде каршеринга, лизинговые компании будут провайдерами денег, производители – поставщиками автомобилей или пассажирских капсул, сервисы в смартфоне начнут предлагать все более выгодные варианты поездок, а сам клиент каждый день будет выбирать оптимальный на данную минуту формат передвижения. С появлением автономного транспорта к этой истории подключатся производители контента и еды, так как у пассажира в пути появится много свободного времени, и тут финансовую матрицу всей этой истории, видимо, придется просчитывать уже нейросетям.
Да, от идеи совместного владения веет коммунизмом, но если разобраться, такой формат более справедлив и индивидуален. Если вы проезжаете на своем мощном автомобиле 500 км в год, то все равно должны заплатить 100 000 рублей транспортного налога. Страховка считается по такой же несовершенной схеме. В будущем, которое уже наступает, подход будет более честный – корректность вашего вождения получит реальный денежный эквивалент. Аккуратный водитель на арендованном электрокаре будет поощряться в той же степени, в которой будут повышать налоги и тарифы на парковку для владельца бензинового спорткара.
В коммерческом транспорте уже 73 млн автомобилей оснащены телематикой, которая мониторит все, вплоть до некорректных перестроений. Такие технологии позволяют экономить миллиарды долларов, и они неминуемо придут в массовый сегмент. Владение автомобилем, естественно, никто не запретит, просто индустрия создаст такие условия, при которых sharing economy станет для вас наиболее комфортной.
С тем фактом, что каршеринг только будет набирать обороты из года в год, считаются и сами автопроизводители. Вот, например, видение компании Jaguar Land Rover на тему транспорта в 2040 году – концепт Future-Type. Он электрический, трехместный, автономный, роскошный и… общий. По задумке авторов проекта, автомобиль не надо будет искать, он приедет сам в заданную точку.