Экскаватор JCB Hydradig 110W.«Спецназовец» с ковшом

Hydradig 110W. Грузо­подъ­емность на рукояти 1000 кг.

Европейская премьера Hydradig 110W прошла в июле 2016 года, российской общественности новинка была представлена несколько позже: осенью 2018 года ее показали на презентации в Москве.

Конструкторам JCB потребовалось три года, чтобы достичь максимальной функциональности и избавиться от родовых недостатков колесного экскаватора — высокого центра тяжести и большого радиуса поворота противовеса. Прежде всего, силовой агрегат переместили с поворотной платформы на шасси. Энергоустановка представляет собой дизель T4F EcoMAX мощностью 110 л. с. в сборе с насосным блоком, которые размещены поперек рамы шасси в колесной базе. Сниженный центр тяжести этой 11‑тонной машины обеспечил устойчивость на дороге вплоть до максимальной скорости 40 км/ч, которую способна развить односкоростная гидростатическая трансмиссия. Габаритная ширина экскаватора — 2420 мм, высота по кабине — 2988 мм, по остальным массогабаритным характеристикам он соответствует требованиям для движения по дорогам общего пользования.

Экскаватор JCB Hydradig 110W.«Спецназовец» с ковшом

Двигатель в колесной базе в сочетании с гидростатической трансмиссией— решение не новое и применяется, например, на телескопических погрузчиках с момента их появления. А у погрузчиков Merlo Roto это решение дополнено полноповоротной платформой с кабиной и рабочим оборудованием. На колесных экскаваторах двигатель в колесной базе был применен на Komatsu PW128UU-1, который выпускали в 1990–2000‑х годах.

Экскаватор JCB Hydradig 110W.«Спецназовец» с ковшом

Hydradig 110W может сам буксировать прицеп.

Hydradig 110W также отличается маневренностью благодаря трехрежимному рулевому управлению, которое включает поворот колесами одной оси, согласованный поворот передними и задними колесами и диагональный ход. Минимальный радиус поворота машины — 4 м. Трехрежимное рулевое управление хорошо известно по экскаваторам-погрузчикам и тем же телескопическим погрузчикам, но у Hydradig 110W есть особенность: рулевое управление может переключаться с передних колес на задние, что удобно, когда приходится ездить взад-вперед по одной полосе или когда бульдозерный отвал установлен сзади.

Низкий центр тяжести и двойная ошиновка всех колес позволяют обходиться без аутригеров, что можно расценивать как бонус. Аутригеры предлагаются в качестве опции. Их, как и бульдозерный отвал, можно устанавливать и на переднюю, и на заднюю часть шасси. Проходимость на рабочей площадке обеспечивают привод обеих осей и балансирная подвеска мостов с углом качания +/- 8°. Возможна эксплуатация машины на колесах с односкатной ошиновкой и на шинах низкого давления.

Экскаватор JCB Hydradig 110W.«Спецназовец» с ковшом

Hydradig 110W может работать вплотную к стене.

На поворотной платформе остался небольшой противовес за кабиной, и теперь оператор может видеть задние колеса, что удобно при маневрировании. Так как платформа лишилась солидного противовеса в виде силовой установки, нагрузка на опорно-поворотное устройство (ОПУ) возросла. Над связкой платформа — ОПУ — рама шасси пришлось основательно поработать, адаптируя к изменившемуся нагрузочному режиму. В этом и заключалась основная проблема конструирования этой машины, но усилия того стоили. При повороте платформа выходит за габарит шасси всего на 120 мм, что позволяет машине работать вплотную к стене.

Многофункциональность Hydradig 110W подразумевает совмещение функций экскаватора и погрузчика и реализована через рабочее оборудование, в котором сконцентрированы лучшие решения в этой области, испытанные на поколениях колесных экскаваторов и гусеничных мини-экскаваторов. Эти решения позволяют выполнять полный спектр землеройных и погрузочных работ: разрабатывать грунт как ниже, так и выше уровня стояния экскаватора, грузить грунт в отвал или в транспортную машину, переваливать сыпучие и несыпучие грузы, в том числе на палетах, поднимать грузы на крюке, бурить и т. д.

Экскаватор JCB Hydradig 110W.«Спецназовец» с ковшом

Транспортная скорость Hydradig 110W до 40 км/ч.

Начинается рабочее оборудование с опоры стрелы. Опора поворотная, как у мини-экскаваторов, благодаря которой машина может разрабатывать траншею вплотную к стене и выбирать грунт вокруг препятствия, например, колодца. При этом опора достаточно мощная, чтобы выдерживать полезную нагрузку на рукояти до 1000 кг — экскаватор с легкостью перенесет и установит на место те же колодезные кольца или трубы.

Следующий элемент рабочего оборудования — стрела. Доступны два варианта — моноблочная и двухзвенная стрела. Если мы говорим о многофункциональности, универсальности, то выбор за двухзвенной стрелой. Она представляет собой более гибкий инструмент и позволяет выполнять полный спектр не только землеройных, но и погрузочных работ, при этом компактнее моноблочной.

Hydradig 110W может комплектоваться моноблочной рукоятью длиной 1,65, или 2,0, или 2,25 м, в зависимости от предпочтений покупателя. У экскаватора-погрузчика 3СХ и 8‑тонных мини-экскаваторов 85Z и 86C такой же оголовок рукояти и весь шлейф навесного оборудования, созданный для этих моделей, совместим с Hydradig 110W. Совместимое фирменное навесное оборудование уже занесено в бортовую электронную систему.

Достаточно установить навеску и выбрать ее из списка на экране в кабине, и система установит оптимальные параметры рабочего гидропривода. Предусмотрена возможность вносить в систему параметры «незнакомого» оборудования. У Hydradig 110W три раздельных гидравлических системы со своими насосами: гидросистема хода, рабочая гидросистема и гидросистема рулевого управления, тормозов и охлаждения.

Навеска подсоединяется непосредственно к оголовку стрелы либо к механизму быстрой смены. Вдоль рукояти проложены гидролинии для подключения гидрофицированного навесного оборудования, в том числе с двумя гидроконтурами как, например, у гидроножниц, или захвата с ротатором либо с тилторатором.

В универсальности пошли до конца и снабдили Hydradig 110W тягово-сцепным устройством, вмонтированным в бульдозерный отвал. Экскаватор способен развивать тяговое усилие 3,5 тонны и исходя из этого параметра подбирается прицеп.

ПРЕДШЕСТВЕННИКИ

Первую многофункциональную машину — Mecalac 11B — в 1980 году создал Пьер Пингон, неутомимый французский изобретатель и предприниматель. Работу он начал еще в начале 1970‑х и с каждым новым прототипом оттачивал концепцию многофункциональной «машины Пингона», пока к концу века, уже после смерти изобретателя, она не приняла современные очертания шарнирно-сочлененной машины с силовой установкой на задней полураме и кабиной и рабочим оборудованием на поворотной платформе, установленными на передней полураме. Это решение перекликается с разделением «силовая установка на шасси, а кабина и рабочее оборудование на поворотной платформе», только последнее имеет не ограниченную, как у «машины Пингона», а круговую рабочую зону, то есть превосходит ее функционально.

Экскаватор JCB Hydradig 110W.«Спецназовец» с ковшом

«Машина Пингона» Mecalac 11В в музее компании Mecalac. В 1982–1983 гг. выпущена в количестве 152 ед.

Таким образом, JCB Hydradig 110W представляет собой прямого конкурента машине Mecalac, причем конкурента, превосходящего не только функционально, но и в сферах дистрибьюции и сервиса.

В начале 2000‑х Mecalac пытался зайти на российский рынок, но безуспешно — не продали ни одной новой машины, ограничились парой бывших в эксплуатации. Вместо одной машины Mecalac можно было купить два JCB 3CX, и этот довод перевешивал все остальные. Сегодня в России техникой Mecalac пытается торговать компания Ferronordic.

Экскаватор JCB Hydradig 110W.«Спецназовец» с ковшом

Демонстра­ция возможностей современной «машины Пингона». 2004 г., завод Mecalac, Франция.

В США в 1970‑х годах компания Drott выпускала экскаваторы Cruz Air 40 с двигателем на колесном шасси. К особенностям шасси также относятся шины низкого давления для эксплуатации вне дорог. Поворотная платформа несла кабину, противововес и экскаваторное оборудование с моноблочной стрелой. В 1981 году компанию Drott поглотила Case, которая некоторое время продолжала выпуск этих экскаваторов под наименованием Case 1085. Рабочее оборудование было достаточно продвинутым для того времени: с телескопической рукоятью и, на выбор, основным ковшом, траншейным, двухчелюстным или планировочным с наклоном, но моторный отсек в переднем свесе шасси ограничивал возможности экскаватора.

Экскаватор JCB Hydradig 110W.«Спецназовец» с ковшом

Колесный экскаватор Drott Cruz Air 40.

Компания Komatsu в 1990–2000‑е годы выпускала колесную модель PW128UU-1 специально для рынков Азии и России. Этот экскаватор может передвигаться по дорогам общего пользования со скоростью до 49,5 км/ч. Шасси с двигателем в колесной базе похоже на шасси короткобазного крана. На поворотной платформе установлены кабина, противовес и рабочее оборудование. Komatsu поставила значительное количество этих машин на рынок, прежде чем прекратить их производство, и они по сей день встречаются на вторичном рынке.

Экскаватор JCB Hydradig 110W.«Спецназовец» с ковшом

Погрузчик Merlo Roto 33.16 KS на строительстве объекта.

Таким образом, конструкторы JCB, использовав уже известные решения, «переизобрели» колесный экскаватор, настолько Hydradig 110W отличается и превосходит все, что сегодня есть на рынке. Так в 2007 году iPhone Original, будучи построенным на известных в индустрии решениях, полностью изменил наше представление о мобильном телефоне.

Источник: http://5koleso.ru/