Hydradig 110W. Грузо­подъ­емность на рукояти 1000 кг.

Европейская премьера Hydradig 110W прошла в июле 2016 года, российской общественности новинка была представлена несколько позже: осенью 2018 года ее показали на презентации в Москве.

Конструкторам JCB потребовалось три года, чтобы достичь максимальной функциональности и избавиться от родовых недостатков колесного экскаватора — высокого центра тяжести и большого радиуса поворота противовеса. Прежде всего, силовой агрегат переместили с поворотной платформы на шасси. Энергоустановка представляет собой дизель T4F EcoMAX мощностью 110 л. с. в сборе с насосным блоком, которые размещены поперек рамы шасси в колесной базе. Сниженный центр тяжести этой 11‑тонной машины обеспечил устойчивость на дороге вплоть до максимальной скорости 40 км/ч, которую способна развить односкоростная гидростатическая трансмиссия. Габаритная ширина экскаватора — 2420 мм, высота по кабине — 2988 мм, по остальным массогабаритным характеристикам он соответствует требованиям для движения по дорогам общего пользования.

Двигатель в колесной базе в сочетании с гидростатической трансмиссией— решение не новое и применяется, например, на телескопических погрузчиках с момента их появления. А у погрузчиков Merlo Roto это решение дополнено полноповоротной платформой с кабиной и рабочим оборудованием. На колесных экскаваторах двигатель в колесной базе был применен на Komatsu PW128UU-1, который выпускали в 1990–2000‑х годах.

Hydradig 110W может сам буксировать прицеп.

Hydradig 110W также отличается маневренностью благодаря трехрежимному рулевому управлению, которое включает поворот колесами одной оси, согласованный поворот передними и задними колесами и диагональный ход. Минимальный радиус поворота машины — 4 м. Трехрежимное рулевое управление хорошо известно по экскаваторам-погрузчикам и тем же телескопическим погрузчикам, но у Hydradig 110W есть особенность: рулевое управление может переключаться с передних колес на задние, что удобно, когда приходится ездить взад-вперед по одной полосе или когда бульдозерный отвал установлен сзади.

Низкий центр тяжести и двойная ошиновка всех колес позволяют обходиться без аутригеров, что можно расценивать как бонус. Аутригеры предлагаются в качестве опции. Их, как и бульдозерный отвал, можно устанавливать и на переднюю, и на заднюю часть шасси. Проходимость на рабочей площадке обеспечивают привод обеих осей и балансирная подвеска мостов с углом качания +/- 8°. Возможна эксплуатация машины на колесах с односкатной ошиновкой и на шинах низкого давления.

Hydradig 110W может работать вплотную к стене.

На поворотной платформе остался небольшой противовес за кабиной, и теперь оператор может видеть задние колеса, что удобно при маневрировании. Так как платформа лишилась солидного противовеса в виде силовой установки, нагрузка на опорно-поворотное устройство (ОПУ) возросла. Над связкой платформа — ОПУ — рама шасси пришлось основательно поработать, адаптируя к изменившемуся нагрузочному режиму. В этом и заключалась основная проблема конструирования этой машины, но усилия того стоили. При повороте платформа выходит за габарит шасси всего на 120 мм, что позволяет машине работать вплотную к стене.

Многофункциональность Hydradig 110W подразумевает совмещение функций экскаватора и погрузчика и реализована через рабочее оборудование, в котором сконцентрированы лучшие решения в этой области, испытанные на поколениях колесных экскаваторов и гусеничных мини-экскаваторов. Эти решения позволяют выполнять полный спектр землеройных и погрузочных работ: разрабатывать грунт как ниже, так и выше уровня стояния экскаватора, грузить грунт в отвал или в транспортную машину, переваливать сыпучие и несыпучие грузы, в том числе на палетах, поднимать грузы на крюке, бурить и т. д.

Транспортная скорость Hydradig 110W до 40 км/ч.

Начинается рабочее оборудование с опоры стрелы. Опора поворотная, как у мини-экскаваторов, благодаря которой машина может разрабатывать траншею вплотную к стене и выбирать грунт вокруг препятствия, например, колодца. При этом опора достаточно мощная, чтобы выдерживать полезную нагрузку на рукояти до 1000 кг — экскаватор с легкостью перенесет и установит на место те же колодезные кольца или трубы.

Следующий элемент рабочего оборудования — стрела. Доступны два варианта — моноблочная и двухзвенная стрела. Если мы говорим о многофункциональности, универсальности, то выбор за двухзвенной стрелой. Она представляет собой более гибкий инструмент и позволяет выполнять полный спектр не только землеройных, но и погрузочных работ, при этом компактнее моноблочной.

Hydradig 110W может комплектоваться моноблочной рукоятью длиной 1,65, или 2,0, или 2,25 м, в зависимости от предпочтений покупателя. У экскаватора-погрузчика 3СХ и 8‑тонных мини-экскаваторов 85Z и 86C такой же оголовок рукояти и весь шлейф навесного оборудования, созданный для этих моделей, совместим с Hydradig 110W. Совместимое фирменное навесное оборудование уже занесено в бортовую электронную систему.

Достаточно установить навеску и выбрать ее из списка на экране в кабине, и система установит оптимальные параметры рабочего гидропривода. Предусмотрена возможность вносить в систему параметры «незнакомого» оборудования. У Hydradig 110W три раздельных гидравлических системы со своими насосами: гидросистема хода, рабочая гидросистема и гидросистема рулевого управления, тормозов и охлаждения.

Навеска подсоединяется непосредственно к оголовку стрелы либо к механизму быстрой смены. Вдоль рукояти проложены гидролинии для подключения гидрофицированного навесного оборудования, в том числе с двумя гидроконтурами как, например, у гидроножниц, или захвата с ротатором либо с тилторатором.

В универсальности пошли до конца и снабдили Hydradig 110W тягово-сцепным устройством, вмонтированным в бульдозерный отвал. Экскаватор способен развивать тяговое усилие 3,5 тонны и исходя из этого параметра подбирается прицеп.

ПРЕДШЕСТВЕННИКИ

Первую многофункциональную машину — Mecalac 11B — в 1980 году создал Пьер Пингон, неутомимый французский изобретатель и предприниматель. Работу он начал еще в начале 1970‑х и с каждым новым прототипом оттачивал концепцию многофункциональной «машины Пингона», пока к концу века, уже после смерти изобретателя, она не приняла современные очертания шарнирно-сочлененной машины с силовой установкой на задней полураме и кабиной и рабочим оборудованием на поворотной платформе, установленными на передней полураме. Это решение перекликается с разделением «силовая установка на шасси, а кабина и рабочее оборудование на поворотной платформе», только последнее имеет не ограниченную, как у «машины Пингона», а круговую рабочую зону, то есть превосходит ее функционально.

«Машина Пингона» Mecalac 11В в музее компании Mecalac. В 1982–1983 гг. выпущена в количестве 152 ед.

Таким образом, JCB Hydradig 110W представляет собой прямого конкурента машине Mecalac, причем конкурента, превосходящего не только функционально, но и в сферах дистрибьюции и сервиса.

В начале 2000‑х Mecalac пытался зайти на российский рынок, но безуспешно — не продали ни одной новой машины, ограничились парой бывших в эксплуатации. Вместо одной машины Mecalac можно было купить два JCB 3CX, и этот довод перевешивал все остальные. Сегодня в России техникой Mecalac пытается торговать компания Ferronordic.

Демонстра­ция возможностей современной «машины Пингона». 2004 г., завод Mecalac, Франция.

В США в 1970‑х годах компания Drott выпускала экскаваторы Cruz Air 40 с двигателем на колесном шасси. К особенностям шасси также относятся шины низкого давления для эксплуатации вне дорог. Поворотная платформа несла кабину, противововес и экскаваторное оборудование с моноблочной стрелой. В 1981 году компанию Drott поглотила Case, которая некоторое время продолжала выпуск этих экскаваторов под наименованием Case 1085. Рабочее оборудование было достаточно продвинутым для того времени: с телескопической рукоятью и, на выбор, основным ковшом, траншейным, двухчелюстным или планировочным с наклоном, но моторный отсек в переднем свесе шасси ограничивал возможности экскаватора.

Колесный экскаватор Drott Cruz Air 40.

Компания Komatsu в 1990–2000‑е годы выпускала колесную модель PW128UU-1 специально для рынков Азии и России. Этот экскаватор может передвигаться по дорогам общего пользования со скоростью до 49,5 км/ч. Шасси с двигателем в колесной базе похоже на шасси короткобазного крана. На поворотной платформе установлены кабина, противовес и рабочее оборудование. Komatsu поставила значительное количество этих машин на рынок, прежде чем прекратить их производство, и они по сей день встречаются на вторичном рынке.

Погрузчик Merlo Roto 33.16 KS на строительстве объекта.

Таким образом, конструкторы JCB, использовав уже известные решения, «переизобрели» колесный экскаватор, настолько Hydradig 110W отличается и превосходит все, что сегодня есть на рынке. Так в 2007 году iPhone Original, будучи построенным на известных в индустрии решениях, полностью изменил наше представление о мобильном телефоне.