Введение ЭПТС неоднократно откладывалось из-за неготовности к этому процессу некоторых стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). И вот названа новая дата — 1 ноября.
Как стало известно в середине апреля из официального заявления по итогам совещания руководителей профильных госорганов стран ЕАЭС, российская сторона показывает наибольшую готовность к использованию ЭПТС и завершила практически все процедуры. Полноценный переход на электронные паспорта, согласно заявлению, упростит взаимное перемещение транспортных средств, процедуры их регистрации для граждан, позволит участникам систем наблюдать за жизненным циклом техники, а госорганам — пользоваться достоверными базами данных единого формата во всех странах ЕАЭС.
Администратор систем электронных паспортов АО «Электронный паспорт» при этом проинформировал, что к декабрю этого года российский сегмент систем сможет оформлять 170 тысяч таких автопаспортов в месяц.
ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
Между тем в странах союза, в том числе и в России, выдача ЭПТС уже отрабатывается в добровольном для автовладельцев порядке. Согласно информации сайта АО «Электронный паспорт» на конец апреля, выдано порядка 400 таких документов. Первыми начали оформление ЭПТС крупнейшие изготовители транспортных средств. Автопроизводители по готовности собираются переходить на электронные паспорта в самостоятельно выбранный ими момент вплоть до 1 ноября 2019 года.
Такой переходный период был задуман с самого начала, так как бизнесу требуется настроить свои процессы от сертификации до реализации ТС без остановки производства. Импортеры тоже готовятся заранее, ведь нужно приспособиться к изменению таможенных процедур. Так, Scania S500 первым среди импортируемых в Россию грузовых автомобилей получил ЭПТС, сообщили в апреле в компании.
Для владельцев уже выпущенных в обращение машин традиционный бумажный ПТС продолжит действовать и после 1 ноября, замена на электронный аналог — исключительно добровольная. Для оформления следует обращаться в уполномоченные организации, которые создаются на базе операторов техосмотра. Таким образом, электронные паспорта будут вводиться в странах ЕАЭС безболезненно для автовладельцев: они смогут пользоваться бумажными ПТС сколько сочтут нужным, пока не захотят поменять на электронный автопаспорт, не потеряют старый документ или пока их автомобиль не будет утилизирован. Новые же паспорта будут выдаваться обязательно в электронном виде.
ПРЕИМУЩЕСТВА ЭПТС
Вокруг введения электронных паспортов было много слухов… Что же ждать на самом деле, когда проект заработает, как говорится, на полную катушку?
Нынешний стандарт бумажного паспорта транспортного средства появился в 1993 году. Изначально документ включал сведения об автомобиле, его нынешнем и предыдущих владельцах, а также регистрационные данные. Однако с годами он «оброс» множеством дополнений — это отметки об изменениях в конструкции, значительных механических повреждениях после аварий, уплате утилизационного сбора и так далее. Так что на документе нынешнего формата записям стало просто тесно.
Согласно презентации компании «Электронный паспорт» с конференции «Автостата», главные преимущества ЭПТС таковы:
- электронный паспорт нельзя потерять и он не может закончиться;
- при помощи всего одного информационного ресурса можно полностью подтвердить юридическую чистоту транспортного средства;
- заинтересованное лицо может ознакомиться с полной историей ТС;
- в электронном паспорте нельзя сфальсифицировать информацию;
- в системе обеспечена возможность внесения дополнительных сведений (залог, ДТП, страхование, техосмотр, ТО, ремонт и прочее).
МОШЕННИК НЕ ПРОЙДЕТ
Отметим, что, в отличие от бумажного аналога, в ЭПТС хранится немало дополнительной информации — о техосмотре, ОСАГО, залоговых ограничениях авто и т. д. Документ включает все идентифицирующие признаки машины: номера, характеристики, комплектацию, дополнительное оборудование, то есть это именно полное описание.
Поскольку формат не ограничен площадью бумаги, ЭПТС может включать порядка 150 полей. А автоматизация попросту не допустит постановку на учет автомобиля без отметки об утилизационном сборе.
Полученный массив данных поможет сделать вторичный рынок куда более цивилизованным и облегчит жизнь покупателям б/у автомобилей. А для нечистых на руку продавцов, мягко говоря, создаст неудобства.
Так, будет нивелировано мошенничество с преднамеренным искажением данных — нельзя будет убрать сведения о ДТП или подкорректировать пробег. Если кто-то скрутит одометр, то в электронном паспорте подлог будет заметен. Та же история с лизингом, использованием ТС в качестве такси, фактами ДТП — все это ЭПТС аккумулирует, формируя прозрачную историю автомобиля.&
Тот, кто хочет проверить, есть ли у машины ЭПТС, может по предоставленному номеру документа или по VIN зайти на портал «Систем электронных паспортов» и удостовериться, что такой паспорт действительно существует.
В перспективе компания-оператор системы готовит дополнительные платные сервисы. Например, историческая справка по автомобилю — ее цена, как предполагается, будет зависеть от объема данных. При этом сам собственник, который имеет полный доступ к своему паспорту, конечно, сможет бесплатно ознакомить с ним потенциального покупателя.
ДЕШЕВЛЕ И ИНФОРМАТИВНЕЕ
Немаловажно, что получение электронного паспорта транспортного средства взамен бумажного дешевле. Согласно презентации компании «Электронный паспорт», это 600 р. В то время как замена бумажного ПТС стоит 800 р. Внесение изменений в ЭПТС при этом стоит 150 р. — если речь идет о внесении данных собственника при покупке автомобиля, а также об изменении данных ТС. Если же собственник сменил ФИО, адрес либо потерял свидетельство о регистрации, платить за внесение изменений в ЭПТС не понадобится. В то время как при бумажном документе во всех указанных случаях придется заплатить 350 р.
КТО ИМЕЕТ ПРАВО ВНОСИТЬ СВЕДЕНИЯ В ЭПТС?
Согласно информации, озвученной директором департамента научно-технической деятельности АО «Электронный паспорт» Борисом Ионовым, это:
- организации-изготовители; они внесут сведения о первом собственнике, о гарантийных обязательствах;
- дилеры — о собственнике при его смене;
- банки — о постановке и снятии залога;
- лизинговые компании — о лизинге, сублизинге;
- страховые компании — о страховании, страховых случаях и ДТП;
- операторы технического осмотра — о ТО и внесении изменений в конструкцию.
Информацию может вносить и импортер, если речь идет о ввозе единичных ТС из-за границы. Внесение административных сведений, например, об уплате утилизационного сбора, — это, конечно, дело госорганов.
ОПАСЕНИЯ НЕ ОПРАВДАЛИСЬ
Внесение данных о собственнике будет производиться на добровольной основе, в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных». Автостраховщики в ходе обсуждения нововведений предлагали это исправить и сделать внесение персональных данных обязательным. Как предупреждал Российский союз автостраховщиков, если в электронном паспорте не указан владелец, могут возникнуть сложности со страхованием новых машин.
Автостраховщики также сулили сложности с получением полисов ОСАГО, если нет бумажного ПТС.
Однако, как разъясняла компания-администратор системы, при покупке автомобиля покупателю будет предоставлена выписка из ЭПТС. Первое время, как сообщалось, она будет нужна для оформления полиса ОСАГО, затем появилась новость о том, что автостраховщики и оператор ЭПТС договорились наладить обмен сведениями через государственную систему межведомственного электронного взаимодействия, так что проблема оказалась решена.