Экономия топлива остается актуальной проблемой как для автомобилистов, так и для производителей, несмотря на сезон. Как избежать перерасхода топлива зимой, можно ли сэкономить и какие мифы окружают автомобилистов, которые всерьез озабочены сохранением бюджета?

Два самых важных правила

Главное правило топливной экономии независимо от времени года — это вовремя проходить диагностику авто и следить за исправностью датчиков топливной системы. Правильная подача сигналов определяет количество топлива, которое подается в каждый цилиндр. Любой сбой в работе электронного устройства будет влиять на количество подаваемого топлива в сторону его увеличения.

Вторым важным моментом считается состояние масла. Если не менять масло согласно техническому регламенту, то происходит увеличение трения между ходовыми частями мотора. Валы и поршни расходуют больше энергии на повороте в вязкой среде, соответственно увеличивается расход топлива.

Скорость

Расход напрямую зависит от скорости. На городских улицах, при частых пробках экономить невозможно, а вот при выезде на трассу — вполне. Меньше всего автомобиль расходует топливо, используя высокую передачу при скорости от 80 км в час, без остановок и перехода на холостой ход.

Не трогаться со старта

Непрогретый мотор всегда использует больше топлива. В цилиндры подается холодный воздух, масло теряет текучесть. В итоге датчик подает сигнал о большей концентрации топливной смеси, необходимой для воспламенения.

Все водители в мороз прогревают двигатель перед стартом, что тоже экономии не приносит. В среднем на каждый прогрев двигателя утром уходит от 0,2 л. топлива. Но при при езде со старта расходуется меньше топлива, чем при утренних прогревах.

Многие производители рекомендуют не греть мотор перед стартом, а сразу трогаться, однако это сомнительный совет. Современные автомобили хоть и имеют полностью автоматическую систему подачи топлива и не требуется использовать подсос, при старте ходовая часть не получает достаточной смазки. Цилиндры и поршни, работая при минимальной смазке, быстрее разрушаются, и мнимая экономия топлива зимой может обернуться капитальным ремонтом летом.

Утеплитель для мотора

В идеале, чтобы расход топлива зимой не превышал этот показатель в летнее время, двигатель не должен охлаждаться более чем до десяти градусов Цельсия. Без теплого гаража добиться этого практически невозможно, но есть оптимальное решение не дать мотору остыть за 4-5 часов — это утеплитель мотора «Автотепло».

Укладываем синтетическую подушку на двигатель под капот. Если температура воздуха держится на уровне -15, одеяло сохранит мотор горячим до шести часов. При городском режиме эксплуатации, с частыми остановками, выходами на полчаса греть мотор не придется вовсе. Эта мера принесет экономию топлива до 20%.

Приобретать «Автотепло» следует только у проверенных производителей. Одеяло должно изготавливаться из огнеупорного синтепона и стекловаты, в качестве фурнитуры используют асбестовые нитки. Волокно не поддерживает горение и не тлеет при температуре 1200 градусов. Для каждой марки производители предлагают отдельный ассортимент утеплителя, который по форме совпадает с подкапотным пространством.

Состояние свечей зажигания

Сэкономить бензин помогут исправные свечи зажигания. Старые или закарстованные электроды не удерживают постоянную искру, и смесь будет зажигаться с перебоями. Это увеличивает расход бензина на 10-15 %. Мифом является то, что свечи следует менять не по мере износа, а чем чаще, тем лучше, будет большая экономия топлива.

Выбор шин

Правильно выбранные шины, действительно помогут сэкономить на топливе зимой, но ни о каких 15% речь не идет. При сниженном давлении в шинах увеличивается расход топлива и быстро изнашивается протектор. Кроме этого, ходовая часть авто испытывает увеличенную нагрузку.

Большим заблуждением является мнение некоторых водителей, что если увеличить давление в шинах выше допустимого на 5-10%, это поможет сэкономить значительное количество топлива. При повышении давления водителя ждет не экономия топлива, а вероятность разгерметизации, быстрый износ протектора и плохая управляемость авто на поворотах, а для зимы это худший сценарий.

Выбор топлива

Это один из главных критериев, который поможет реально сократить расход топлива на инжекторном моторе. Достаточно обогащенная смесь сокращает время впрыска.

Кислородный датчик отслеживает состав смеси и подает сигнал на ЭБУ, время открытия топливной форсунки уменьшается. При бедной смеси наоборот, время открытия увеличивается, и это приводит к перерасходу топлива в среднем на 15-20%.

Большим преувеличением будет и мнение, что малосернистый (очищенный) бензин типа Евро-4 дает малый расход. На самом деле использование очищенного бензина поможет только увеличить срок эксплуатации топливной системы.

При этом стоит учитывать главный момент – на какой класс топлива рассчитан двигатель. Если на бензин марки А-95, то использование А-98 в расчете на то, что топливо с большим октановым числом «полезней», приведет к быстрому износу поршней и цилиндров без всякого уменьшение количества.

Спорные способы экономии

Распространенные методы, которые точно не принесут никакой экономии — это использование присадок, чип-тюнинг и покупка «эксклюзивных устройств для экономии топлива», работающих от прикуривателя.

Присадки

В современных автомобилях только ЭБУ производит дозировку топливной смеси и определяет время впрыска на основании показаний датчиков, отслеживающих количество кислорода и качество сгорания. Поэтому никакие присадки не повлияют на работу электронного блока управления.

Присадки помогут удалить лишнюю влагу из бензобака, на 10-20% очистят форсунки, но ни о какой экономии топлива, тем более зимой, речи не идет.

Устройство для экономии топлива

Уникальные устройства, которые продаются на рынке за 700-2000 рублей, работающие от прикуривателя и обещающие экономию топлива на 20-30% - это обыкновенный обман. Производители электромобилей устанавливают систему рекуперативного торможения, которая увеличивает КПД мотора при езде накатом — это позволяет снизить потребление топлива на гибридных версиях электромобилей. Никакое устройство, подключаемое автономно, обеспечить такую экономию не в состоянии.

Чип-тюнинг

Перепрошивка ЭБУ, когда мотор получает обедненную смесь, действительно приносит экономию топлива на 10 %. Стоимость чип-тюнинга колеблется от 3 до 15 тыс. рублей.

Однако к экономии топлива автомобилист получает замедленную реакцию машины на отжатие педали газа, невозможность произвести резкий старт и торможение. При этом следует выдерживать стабильную среднюю скорость с плавными стартами и плавными остановками.