Отечественный парк легковых машин растет по закону арифметической прогрессии. Точно такая же статистика, только в меньших масштабах, существует и по парку такси. Согласно отчетам столичного Департамента транспорта, на протяжении последних шести лет число официально зарегистрированных такси увеличилось с 7500 до 67 300 машин.

Не стоит доказывать, что большинство этих автомобилей эксплуатируется не просто интенсивно, а практически в режиме 24/7 нон-стоп. Мало кто из владельцев таких транспортных средств озадачивается проведением техобслуживания на регулярной основе. Неудивительно, что два-три года в таком режиме – и автомобиль становится рухлядью. Но затем появляется на «вторичке» со стандартным описанием «не бита, в такси не использовалась, не крашена». Сегодня мы рассмотрим, как не приобрести такие экземпляры и почему не стоит их рассматривать от слова вообще.

Чем опасны автомобили, работавшие в такси

Когда мы планируем приобрести подержанное авто, главная наша забота – убедиться, что оно не проблемное. Под этим термином обычно понимаются проблемы с документами, а также физические недостатки – битые, утонувшие, конструкторы ТС.

Но обычно забываем о машинах, которые на каком-то этапе своей жизни использовались как такси. Как показывает практика, их фактически тоже необходимо приравнивать к вышеописанной категории проблемных. И вот почему:

  • поскольку такие машины эксплуатируются очень интенсивно, практически безостановочно, то есть по 12-16 часов/сутки при дневном километраже за 500 километров, то неудивительно, что большая часть узлов и агрегатов предельно изношена. Нескольких лет эксплуатации в таком режиме достаточно, чтобы автомобиль выработал десятилетний ресурс. Покупая такое авто, вы рискуете тратить больше денег на ремонт, чем на бензин;
  • таксистам не имеет смысла ухаживать за машиной так же хорошо, как это делают частники. Ремонтируется только то, без чего нельзя ездить, о профилактике вообще не идёт речь. Если что-то и меняется, то только масло и некоторые фильтры, причем на самые дешёвые. То же самое касается и ремонта: оригинальных деталей вы на таком авто не найдёте. Даже не пробуйте;
  • не бывает машин после такси, которые не побывали в ДТП. Как правило, их восстанавливают в предельно сжатые сроки, о качественном ремонте даже не вспоминают. При этом в большинстве случаев подобные работы проводятся своими силами, с использованием китайских комплектующих. Примерно в таком же состоянии они попадают и на вторичный рынок – подшаманят слегка, и вперед за орденами. Вам повезет, если вы сможете проездить на таком автомобиле более двух лет, потому что это большая редкость.

Как проверить, использовалась ли машина как такси

Так что покупка транспортного средства, побывавшего в такси – это даже не лотерея, это гарантированное приобретение хлама, которое вскоре иначе как утилем и не назовёшь.

Так что проверка автомобиля на работу в такси должна выполняться всегда, у перекупщиков это основное правило.

Существуют перечень поломок, при выявлении которых можно с уверенностью говорить, что машина эксплуатировалась в тяжёлых условиях, вероятно – в такси:

  • износ сцепления;
  • проблемы с ЛКП. Наличие очагов ржавчины;
  • необходимость частой замены свечей зажигания;
  • проблемы с силовым агрегатом.

В большинстве случаев двигатель таких авто нуждается в капремонте, замены требуют многие узлы ходовой. Даже пятилетний автомобиль после такси будет иметь множественные очаги коррозии, вам придётся менять весь спектр расходников, от тормозных колодок до всех технических жидкостей, и не факт, что это поможет избежать проблем даже в краткосрочной перспективе.

Так что выбирайте ТС, у которого подтверждена история техобслуживаний без пропусков.

Как узнать, была ли машина в такси

Самыми употребительными можно назвать четыре способа проверки.

Как проверить, использовалась ли машина как такси

Открытые базы данных

Итак, как самому проверить, была ли машина в такси? На первое место мы поставили способ, который считаем самым удобным, – с использованием открытых, то есть доступных всем, баз данных. В интернете их много, есть бесплатные, но есть и такие, за пользование которыми нужно платить. От вас потребуется знание госномера, VIN-кода и номера СТС. Проживающим в Москве и области можно воспользоваться сервисом «Автокод». В других регионах хороший способ – обратиться к реестру такси, который ведётся областными/краевыми министерствами транспорта. Обычно эта база доступна на официальных сайтах ведомств. Так, в Краснодарском крае база данных находится по адресу tskk.ru, в соседней Ростовской области – это сайт mindortrans.donland.ru.

Как определить, была ли машина в такси через ПТС

В некоторых случаях ПТС содержит прямые или косвенные сведения, подтверждающие, что транспортное средство использовалось в коммерческих целях. Так, если владельцем автомобиля является юридическое лицо, причём в названии фирмы присутствуют слова «аренда», «прокат», то можно не сомневаться, что речь идёт именно о такси.

Но такие случаи, скажем откровенно, редкость. Так что можно поступить следующим образом:

  • зайти на портал Федеральной налоговой службы, где можно проверить род деятельности интересующей компании, вбив её ИНН или наименование. Если в высветившемся названии имеются фразы типа «услуги по перевозкам», «аренда движимого имущества» и подобные, это должно вас насторожить;
  • те же действия (проверка компании, которая является владельцем интересующего вас автомобиля) можно выполнить на портале Федеральной службы судебных приставов. Наличие большого числа исполнительных производств, ассоциирующихся со штрафами ГИБДД, тоже может говорить, что вы имеете дело с машиной, которая работала в такси.

Обычно владельцы таких авто начинают «вешать на уши лапшу», утверждая, что авто зарегистрировано как такси специально, чтобы ездить по выделенной полосе без помех.

Как проверить, использовалась ли машина как такси

Штрафы

Ещё один способ узнать, работала ли машина в такси – проверка на наличие штрафов на портале ГИБДД. Если таковые обнаружатся, помните, что в большинстве случаев нарушение ПДД фиксируется, часто – фотографированием. Так что если машина в базе имеется, обратите пристальное внимание на фотографии. Если это ТС перевозило людей, то внешние признаки найти не составит труда, и это не обязательно будут классические шашечки на кузове – возможно, логотип или телефон таксомоторной службы, возможно – фонарь на крыше. К сожалению, этот способ сработает только в случае наличия непогашенных штрафов.

Состояние кузова и салона

Наконец, проверить, работало ли авто в такси, можно и визуально. Годовой пробег обычного легкового автомобиля – порядка 25 тысяч километров. Такси за 12 месяцев успевает намотать гораздо больше, от 50 до 100 тысяч километров. Так что если возраст автомобиля (это доступная информация) несопоставим с внешностью, это должно насторожить.

Состояние экстерьера и интерьера вполне может указать на использование машины в качестве такси. Наиболее характерными признаками такого состояния дел являются:

  • наличие следов плёнки или краски в местах, характерных для такси;
  • не по возрасту изношенное водительское сидение (продавленности, потёртости, трещины);
  • отполированные руками водителя до блеска руль и рукоятка рычага переключения передач, затёртый до дыр и проплешин подлокотник;
  • стёртая до металла педаль акселератора, ковровое покрытие в полностью изношенном состоянии;
  • практически полное отсутствие протектора на авто трёхлетнего возраста;
  • плохое состояние ЛКП (хотя может быть и наоборот, если после такси была снята плёнка).

Как проверить, использовалась ли машина как такси

У недобросовестных продавцов любые способы хороши, лишь бы продать автомобиль быстро и дорого, даже если он использовался как такси. Но если быть внимательным и следовать простым рекомендациям, риск приобретения такой машины сводится к нулю.

Мы перечислили четыре способа проверки. Все они разные, поэтому нужно использовать их все – это повысит ваши шансы на успех. Любые слова, сказанные продавцом, необходимо воспринимать со скептицизмом и обязательно проверять. Если перед вами мошенник, одной такой проверки будет достаточно, чтобы выявить обман и отказаться от дальнейших переговоров. Не следует полагать, что если перед вами не бюджетное транспортное средство, а премиальный автомобиль, то это гарантирует отсутствие проблем и невозможность его использования в такси. Крупные таксопарки и каршеринговые фирмы могут себе позволить эксплуатацию авто премиального класса.

Если у вас отсутствуют возможности выполнения вышеописанных проверок, обратитесь к профессионалам. Риск здесь просто неуместен, так что игнорировать такую проверку в любом случае так же нежелательно, как проверку на угон или на кредит.