ГБО или газобаллонное оборудование является способом перейти на альтернативный вид топлива, то есть на газ. При этом двигатель остаётся стандартным, предназначенным для работы на бензине.

ГБО обеспечивает переход на иное топливо, которое стоит значительно дешевле. Основная причина установки системы заключается именно в экономии. Монтаж узла оправдывает себя в том случае, если машину достаточно активно эксплуатируют. В итоге затраты на ГБО постепенно окупаются, после чего на посещение АЗС приходится тратить значительно меньше денег.

Закономерно автомобилист хочет поставить себе лучшую систему. И чем она современнее, тем лучше, как многие считают. Наиболее актуальной версией ГБО является 6 поколение.

Первое знакомство

Для начала стоит рассказать немного про топливные системы. Они постоянно совершенствуются и модернизируются. Сначала мир познакомился с моноинжекторными решениями, затем появился распределённый впрыск. Самой актуальной считается система непосредственного впрыска в камеру сгорания.

ВАЖНО! Непосредственный впрыск позволяет снизить потребление топлива и одновременно не снизить показатели выходной мощности.

Системы такого впрыска имеют одинаковый принцип работы, только по-разному называются, в зависимости от производителя. Это EcoBoost компании Ford, система TSI в исполнении Volkswagen, и пр.

Здесь топливные форсунки располагаются в головке блока, а распылитель в камере сгорания. Поэтому использовать здесь ГБО 4 поколения технически невозможно. Это связано с тем, что останавливать подачу горючего через распылители (форсунки) нельзя. Ведь это приведёт к отсутствию охлаждения и смазки компонентов. Если отверстия форсунок не промывать постоянно, они закоксуются. Как результат, быстрый выход из строя форсунок.

Производители ГБО поняли, что с такими изменениями их старые системы уже никому не будут нужны. Пришлось взяться за разработку нового 5 поколения. Но оно подходит для машин с инжекторным ДВС и с системой раздельного впрыска.

Как работает ГБО 6 поколения, его преимущества и недостатки

Взяв за основу 5 поколение, приступили к созданию газобалонного оборудования 6 поколения. Конструктивно оно напоминает своего предшественника, но имеет некоторые конструктивные отличия.

ВАЖНО! Главной особенностью 5 и 6 поколения оборудования является возможность подавать газ внутрь цилиндров в жидком агрегатном состоянии.

В итоге существенно снижаются агрегатные потери топлива, гарантируется точная дозировка. В итоге разница по расходу газа и бензина практически отсутствует. Для реализации такого проекта потребовалось полностью пересмотреть принцип работы ГБО. Множество компонентов, актуальных для 1-4 поколений, здесь уже не используются.

Сравнение 5 и 6 поколения

Систему 6 поколения часто путают с предшественником в лице 5 генерации ГБО, поскольку это оборудование тоже может работать на моторах с непосредственным впрыском. На то есть несколько причин.

Для начала конструктивно примерно на 50% новое поколение – это ГБО 5 поколения. Также это сравнительно новая разработка, и далеко не все мастера успели с ней вплотную познакомиться.

Как работает ГБО 6 поколения, его преимущества и недостатки

Но у новинки есть свои особенности:

  • Такое ГБО не работает на метане.
  • У шестого оборудования отсутствуют газовые форсунки.
  • Для новой системы предусмотрено использование модифицированных газовых форсунок.
  • В конструкции присутствует распределительный блок. Его задача заключается в контроле очерёдности подачи горючего.

Хотя обе системы предусматривают подачу газа под давлением 16 атмосфер.

Конструктивные особенности

Если изучить конструкцию, то газовое оборудование нового 6 поколения имеет несколько важных особенностей.

  • Баллон. Это ёмкость, которая наполняется газом. От него никто не отказывался. Только элемент пережил модернизацию. Это обусловлено необходимостью поддержания газа в жидком состоянии для подачи под высоким давлением. Поэтому внутри баллона теперь располагается газовый насос высокого давления.
  • От баллона отходят 2 магистрали. Каждая из них выполняет свои функции.
  • Первая магистраль требуется для передачи жидкого топлива под нужным давлением к остальным компонентам система.
  • Вторая магистраль возвращает в баллон газ, который не был использован.
  • Для производства магистралей применяются синтетические волокна. Это гарантирует высокие показатели прочности. У предшественников использовалась медь.

Перечисленные нюансы позволяют понять, что общего между 5 и 6 поколением.

Как работает ГБО 6 поколения, его преимущества и недостатки

Далее новая генерация ГБО начинает проявлять свои отличительные конструктивные особенности.

  • Новое ГБО не использует в своей конструкции блок клапанов, регулятор давления и газовые форсунки.
  • Здесь подача жидкого газа происходит через блок замещения топлива. Его также называют модулем согласования (FSU).
  • Блок согласования интегрируется в магистраль подачи бензина. Это позволяет подводить к нему сразу 2 магистрали. А именно газовую и бензиновую.
  • В плане механической конструкции это все элементы. Газовые форсунки тут не предусмотрены.
  • С электроникой всё достаточно просто. Это отдельный блок управления, который соединяется с основным ЭБУ автомобиля.

Ставить на автомобиль новое газовое оборудование актуального 6 поколения или нет, каждый решает для себя сам. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять суть работы системы, изучить её сильные и слабые стороны.

Как работает ГБО 6 поколения, его преимущества и недостатки

Как это работает

Описать работу ГБО нового 6 поколения можно примерно так:

  • Система включается в работу, и в этот момент насос качает газ, находящийся в жидком агрегатном состоянии.
  • Этот процесс необходим, чтобы повысить давление в системе и не позволить жидкому газу стать газообразным.
  • Находясь под давлением, газ движется по магистрали и попадает на блок замещения.
  • Когда двигатель машины работает на газу, требуется предварительно перекрыть бензиновую магистраль и открыть газовую. Это делается за счёт блока замещения.
  • Жидкий газ, двигаясь через бензиновые магистрали, поступает на топливный насос высокого давления (ТНВД).
  • За счёт работы насоса давление газа выравнивается, исходя из требований двигателя, и жидкость поступает на форсунки.
  • Здесь бензиновые форсунки выполняют роль газовых распылителей.
  • С помощью газа выполняется охлаждение и смазка форсунок, они защищаются от коксования, поскольку форсунки не прекращают работать.
  • Часть газа остаётся неиспользованной, и по специальной магистрали этот объём направляется обратно в баллон.

Заводская система, отвечающая за питание двигателя, руководит дозировками газа. А газовый блок управления выполняет незначительный объём работ. Ему лишь требуется своевременно переключать магистрали в блоке замещения. Всё остальное делает штатный ЭБУ автомобиля.

В итоге принцип работы, на котором основано ГБО 6 поколения, вполне понятен.

Как работает ГБО 6 поколения, его преимущества и недостатки

Преимущества и недостатки

Каждый автомобилист сам принимает решение о целесообразности установки на машину ГБО 6 поколения, поскольку у такой системы есть свои очевидные преимущества и явные недостатки.

У актуального ГБО 6 поколения можно выделить следующие плюсы:

  • Газ в таком узле находится в жидком состоянии. Это позволяет гарантировать лучшую и более точную дозировку при подаче в камеру сгорания.
  • Внушительная часть компонентов бензиновой системы оказываются после установки газобаллонного оборудования комбинированными. Особенно это положительно сказывается на функционале форсунок.
  • Минимальное вмешательство в конструкцию бензинового двигателя.
  • Улучшение точности дозировки способствует экономному расходу топлива и не снижает при этом мощность двигателя.
  • Есть возможность установить вариатор опережения зажигания. С его помощью газ сгорает более эффективно, что может отразиться на увеличении мощности ДВС.
  • Переход на ГБО 6 делает машину монотопливной, поскольку газ жидкий и предварительно прогревать мотор бензином, чтобы перейти на газ, уже не нужно. Эта проблема была актуальной для 1-4 поколений.
  • Систему называют необслуживаемой. Особого вмешательства здесь не ожидается. Единственным важным моментом является периодическая проверка переходника с фильтром во время заправки. Это позволяет задержать и удалить все механические примеси, заливая газ в баллон.

Как работает ГБО 6 поколения, его преимущества и недостатки

Перечисленные преимущества действительно существенные. Но прежде чем устанавливать такое ГО себе на машину, учтите имеющиеся минусы системы:

  1. Нет возможности быстрого перехода от одного вида топлива на другой. Это обусловлено тем, что при работе на газе работают определённые компоненты бензиновой системы. Переходя с бензина на газ, и наоборот, в магистралях остаются остатки топлива.
  2. Система работает исключительно с жидким газом. При этом летом и в определённых условиях он может легко испаряться, накапливая внутри системы так называемые газовые пробки.
  3. Сложный ремонт. Пока специалистов, способных грамотно обслуживать и ремонтировать новое поколение газобаллонного оборудования, в стране не так много. Это автоматически повышает сложность поиска мастера, увеличивает стоимость работ.
  4. Высокая стоимость. Чтобы установить такое ГБО, требуется заплатить около 2 тысяч долларов.
  5. Обязательно нужно периодически посещать автосервис и проводить настройку ГБО. Сделать это своими руками сложно. Эксперты не советуют так делать, поскольку можно сбить настройки и спровоцировать серьёзные проблемы в работе узла.

Учитывая всю приведённую информацию, можно решить, стоит переходить на ГБО следующего поколения или нет.

На практике затраты на монтаж системы могут окупиться за 40-50 тысяч километров. Если вы рассчитываете на активную эксплуатацию и альтернативных решений не видите, тогда в выборе в пользу ГБО 6 действительно есть смысл.

Если и ставить систему, то только у проверенных специалистов и исключительно у официальных поставщиков ГБО.