Практически каждый автовладелец наверняка замечал такую закономерность, что подсветка номерного знака или госномера предусмотрена только сзади транспортного средства. Впереди обычно лампы не используются. Это могут быть исключительно самодельные варианты подсветки, выполненные по желанию и усмотрению автомобилиста.

При этом задняя подсветка функционирует на основе лампочек, заключённых в плафоны. Зачастую используется два плафона, установленные в район задней сабли багажника. Периодически осветительный прибор может перегорать, что нарушает видимость номерного знака в тёмное время суток.

По ПДД предусмотрен штраф за подобную неисправность, поскольку номера автомобилей обязаны быть легко считываемыми в дневное и ночное время суток.

Ничего сложного в замене лампы подсветки государственного номера нет. Соответствующие мероприятия автовладелец может провести самостоятельно, просто соблюдая несколько правил и рекомендаций. Только при этом не забывайте соблюдать действующие законы.

Зачем менять лампочки подсветки

Не все обременяют себя заменой лампы подсветки своего номерного знака, не считая это необходимой или обязательной процедурой. Но именно такие автомобилисты первыми попадают под штрафные санкции, выплачивая штрафы.

Действующие нормативные документы и законы говорят автовладельцам о том, что любое автотранспортное средство обязано оснащаться специальными устройствами подсветки, обеспечивающими видимость и считываемость автомобильного госномера. Тут важно заметить, что в правилах речь идёт исключительно о задних номерных знаках. К переднему номеру такие требования не предъявляются.

Все современные автомобили ещё с завода получают специальные плафоны, размещаемые в нижней сабле багажного отсека и непосредственно около рамки, отведённой под размещение таблички с номерным идентификационным номером транспортного средства.

Изначально на большинстве машин подсветка функционирует хорошо, не возникает никаких проблем и сложностей с её эксплуатацией. При этом мало кто задумывается о том, что лампочки могут в любой момент перегореть. А потому заранее не предусматривают подобное развитие событий. Это категорически неправильный подход, поскольку платить за неисправные плафоны придётся значительно больше, нежели обойдётся замена ламп.

Лампочки подсветки номера

Если на авто не работает подсветка заднего номера, у сотрудника ГИБДД есть все основания, чтобы остановить автомобиль, составить протокол и выписать штраф за правонарушение.

Существует несколько причин выписать штраф. Здесь вопрос не только в том, горит лампа или не горит. Подсветка может включаться и функционировать, но при этом светить всё равно неправильно, не обеспечивая необходимую видимость знаков на табличке. Это также считается основанием для наказания водителя, поскольку он нарушил требования по допуску автотранспортного средства к эксплуатации.

Объективно можно говорить о том, что менять лампочки в плафонах, обеспечивающих подсветку заднего номерного знака на машине, в основном нужно для предотвращения получения штрафов. На безопасность движения это влияет слабо, поскольку конструкцией автомобиля предусмотрены соответствующие элементы задней оптики, сигнализирующие позади идущим машинам о ТС впереди них. Тем самым они в условиях плохой видимости сначала видят габариты, и только уже при непосредственном приближении могут заметить номерной знак за счёт подсветки.

Если вы не хотите столкнуться со штрафными санкциями, следите за состоянием подсветки госномера, проверяйте работоспособность ламп перед поездками, а также всегда возите с собой набор запасных лампочек. Это позволит вам в любой момент, порой даже в полевых условиях, быстро демонтировать старый осветительный прибор, подключить новый, и со спокойной душой, не опасаясь постов ДПС, продолжить движение.

Штрафные санкции

Как вы уже все поняли, подсветка требуется для обеспечения возможности быстрого и удобного считывания номерного знака сотрудниками ГИБДД и ДПС на определённом расстоянии. Обычно звучит цифра в 20 метров. Когда машину останавливают по тем или иным причинам, никаких препятствий для идентификации госномера у инспекторов возникать не должно.

Действующие ПДД говорят о том, что регистрационные знаки обязаны быть читаемыми, вне зависимости от времени суток и внешнего освещения. Такое правило распространяется на передние и задние таблички.

Нечитаемым номер считается в ситуации, когда хотя бы одну букву или цифру невозможно различить и прочитать. Помимо того, что автовладелец обязан поддерживать таблички в чистоте, дополнительно для заднего номера предусматривается наличие подсветки. Причём в полностью исправном состоянии.

Поскольку у водителя при наличии неисправностей может не гореть подсветка заднего номера, это становится основанием для наложения штрафа. Чаще всего протокол составляют по нескольким причинам, связанным с работоспособностью подсветки:

  • подсветка отсутствует вообще;
  • осветительные приборы находятся в неисправном состоянии;
  • подсветка присутствует, но работает неправильно из-за некорректной установки или несоответствия самого осветительного прибора требованиям.

Нельзя забывать о требованиях, предъявляемых к цвету ламп и плафонов. По ПДД допускается использование исключительно белых осветительных приборов. Если подсветка присутствует, но при этом светит красным, жёлтым и любым другим цветом, кроме белого, это считается всё равно правонарушением. Отсюда следует обоснованный законом штраф.

Инспектор ГИБДД останавливает автомобиль

Многим автомобилистам приходилось сталкиваться со штрафами за подсветку заднего номера, которая была неисправной, некорректно работала или неправильно устанавливалась. Касательно требований и правил водителям следует знать некоторые нюансы.

Если отталкиваться от пункта 3.3 действующих ПДД, то там сказано, что запрещается управлять автотранспортным средством, на котором не работают внешние световые приборы. Поскольку лампы подсветки госномера позиционируются правилами как внешний осветительный прибор, эксплуатация авто с неисправной подсветкой законно считается правонарушением.

Обратите своё внимание и на количество работающих ламп. В авто встречается по 1-2 плафону и более. Если плафонов 2 и больше, но работает только один или один из нескольких не функционирует, это также считается нарушением. Но только в том случае, когда конструкцией автотранспортного средства с завода предусмотрено наличие сразу несколько отдельных плафонов, предназначенных для обеспечения подсвечивания задней таблички госномера.

При отсутствии или неисправности осветительных приборов задней таблички номерной знак будет считаться нечитаемым в тёмное время суток. Отталкиваясь от статьи 12.2 части 1 КоАП, предусматривается штраф в размере 500 рублей. Причём такая санкция может накладываться исключительно в тёмное время суток, при условии, что отсутствие лампы стало причиной нечитаемости номерных знаков.

Сотрудник ГИБДД может опираться на 12.2 статью 1 часть КоАП, если одна из двух ламп не функционирует, и с 20 метров инспектор не сумел считать первую букву или символ. В такой ситуации есть вероятность наложения штрафа в размере 500 рублей, либо предупреждение.

Но есть и другой пример, когда работает только одна лампа из двух предусмотренных конструкцией, но при этом оставшийся плафон всё равно обеспечивает хорошую читаемость знака, который видно с 20 метров. Тогда штраф не предусмотрен.

Но есть одна интересная хитрость, которая фактически противоречит всему сказанному ранее. Не стоит забывать, что подсветка относится к категории внешних осветительных приборов. А по закону эксплуатировать транспортное средство с неисправными приборами освещения нельзя, это считается нарушением. Тогда инспектор обращается уже к статье 12.5 КоАП. А здесь говорится, что при неисправной лампе, даже при условии считываемости номерного знака, всё равно может последовать штраф. Его размер также составляет 500 рублей. Но иногда удаётся обойтись просто предупреждением.

В итоге мы видим 2 статьи, которые несколько противоречат друг другу. Потому не стоит рассчитывать на работу только части осветительных плафонов подсветки номерного знака, даже если он хорошо освещает табличку и обеспечивает нужный уровень читаемости с расстояния. Инспектор может акцентировать внимание уже не на считываемости, а просто на неработающей лампе.

Поскольку новая лампочка стоит фактически копейки, а заменить её можно своими руками, нарываться на штрафы не стоит. Всегда имейте при себе набор запасных лампочек и хотя бы один запасной плафон. Это убережёт вас от нежелательных штрафов. Пускай сумма небольшая, но всё же неприятная.

Как не допустить штраф

Есть ситуации, когда штрафы за неработающую подсветку для номера водителям платить не придётся. Для начала подобные штрафы не накладываются в дневное время суток, когда во включении осветительных приборов нет необходимости. За такое останавливают лишь в тёмное время суток.

Существует несколько основных ситуаций, когда закон будет на вашей стороне, и инспектор не имеет права составлять протокол:

  • конструктивно автомобиль не предусматривает наличие осветительных устройств;
  • поломка произошла в дороге, и вы ещё не успели её устранить;
  • только одна из ламп не функционирует.

Касательно последнего пункта можно поспорить, поскольку есть статья 12.5 КоАП, которая позволяет штрафовать даже при отсутствии свечения даже от одного из плафонов или одной из нескольких предусмотренных конструкцией ламп. Если знак остаётся читаемым, у инспектора вряд ли будут основания вас останавливать именно из-за лампы, поскольку он банально не может с расстояния увидеть, что один из приборов не работает. Замечают неисправность обычно при остановке по другим причинам, но в дальнейшем проводится проверка ТС и обнаруживается дополнительный повод вас оштрафовать.

Что же касается конструктивно не предусмотренных устройств освещения, то это относится в основном к старым автотранспортным средствам, которые действительно выпускались без подсветки для зоны размещения госномера. Водитель может на своё усмотрение подключить плафоны, но их неисправность не будет считаться правонарушением. Тут полезно иметь при себе свидетельство, подтверждающее успешное прохождение ТО. При его наличии у инспектора не будет никаких прав и оснований вас штрафовать.

Плафон подсветки номерного знака

Бывает и так, что водитель выезжает, будучи совершенно уверенным в исправности подсветки. Но в какой-то момент лампочка перегорает или выходит из строя по другой причине. Это относится к ситуациям, когда поломка произошла в пути. Избежать наказания можно. Но тут всё во многом зависит от умения договариваться и быть убедительным. Если аргументировано и уверенно объяснить, что о поломке сами только узнали, при выезде всё работало, можно отделаться предупреждением.

Избежать наложения штрафов за неработающую подсветку гос номера можно, хотя это удаётся не всегда и не всем. Даже если вас просто предупредили, и вы продолжили движение, это не помешает другому инспектору, расположенному дальше по маршруту вашего движения, снова вас остановить и всё же составить протокол.

Самым правильным решением в ситуации, когда вы ещё перед выездом или уже в пути заметили такую неисправность, будет замена перегоревшей лампы.

Самостоятельная замена

Теперь следует отдельно рассмотреть вопрос о том, как можно заменить лампочку подсветки номера своими руками. Во многом процедура зависит от конструктивных особенностей вашего автомобиля.

Но в общих чертах процесс замены выглядит примерно одинаково для всех машин. Вам лучше заранее знать и понимать, как правильно поменять лампочку номера, чтобы в дальнейшем вы могли справиться с поставленной задачей быстро и без лишних хлопот.

Первым делом купите комплект новых лампочек, который должен всегда быть в машине. Обычно для таких целей выбирают пространство под подлокотником или же бардачок. Там найдётся место для всего.

На современных новых автомобилях в основном используются светодиодные лампы с линзами. Но также для вашего авто могут быть предусмотрены другие виды лампочек. Будет правильно разобрать один плафон, достать оттуда 1 лампу, и прийти с ней в любой магазин автотоваров. Купите несколько дополнительных лампочек, а также можете взять плафон в сборе со всеми проводами для подключения. Это вариант на тот случай, когда выйдет из строя сам плафон, а не просто перегорит лампочка.

Для замены лампы подсветки вам необходимо:

  1. Разобрать плафон, открутив соответствующие крепления, поддев отвёрткой корпус плафона и сняв его с посадочного места.
  2. Аккуратно открутить перегоревшую лампочку. Делать это нужно предельно деликатно, поскольку плафоны довольно хрупкие, и повредить посадочное гнездо для подсветки не составит труда. Некоторые автомобилисты из-за чрезмерного усилия даже вырывают плафон с посадочного места.
  3. Теперь можно взять новую лампочку, убедившись в её исправности ещё при покупке, и закрутить в штатное гнездо.
  4. Остаётся вернуть плафон на место, защёлкнув крепления и закрутив саморезы, если они были предусмотрены.

Но не спешите садиться в машину и сразу же отправляться в путь. Для начала проверьте, что после замены вам удалось вернуть работоспособность подсветки.

Не стоит исключить вариант, при котором самостоятельно поменять элементы подсветки автовладельцу не удастся. Такое случается, если проводка оказывается слишком короткой, для доступа к плафону требуется специальный ключ особого размера, которого у вас нет, либо же для замены приходится проводить сложные демонтажные работы. Всё же конструкция у автомобилей бывает разная, и далеко не всегда даже такую простую процедуру как замена лампы удаётся выполнить быстро и без проблем.

Тут логично обратиться в автосервис, который располагает специалистами, имеет необходимое оборудование и готов взяться за выполнение поставленной задачи.