Содержание
«Сделал машину на совесть – потерял клиента на год», это знаменитая поговорка автослесарей с советских времен хорошо знакома современным механикам. Действительно, ответственного механика, сделавшего качественно свою работу, вспоминают с благодарностью ежедневно, но платят только раз. А вот беспринципные мошенники получают проклятия на свою голову многократно, но и материально они обеспечивают себя намного лучше.
К сожалению, моральные аспекты многих наших современников волнуют мало, и сегодня ни один автовладелец не может поверить механику на слово. Требуется проверять прайс, предъявленные сметы, осматривать машину после каждого обращения в СТО. Как сегодня в автосервисах «разводят» на лишний ремонт и как не стать жертвой настоящего преступления, а не просто «развода»?
Выбор сервиса
Правильно выбрать автосервис — это обеспечить качественный ремонт своего автомобиля на 50%. Правильно выбрать мастера — это еще 30%, и провести точную оценку работ — это еще 20%.
Не рекомендуется выбирать СТО на трассе, возле авторынка, а также мастерские, где берутся отремонтировать любую неисправность. Лучшие станции — это узкоспециализированные сервисы, где проводят конкретный тип работ. Если сервис специализируется на восстановлении кузова, его мастера не возьмутся чинить проводку. Если меняют турбины, не возьмутся за ремонт подвески.
Разделение может быть и по маркам авто. Качественный автосервис, специализирующийся на ремонте японских машин, никогда не возьмет на ремонт БМВ.
Оплата за накрученные часы
Это самый распространенный и «безболезненный» тип обмана в официальных центрах и дилерских СТО. Клиенту устанавливают за работу дополнительные нормо-часы, которые потратит слесарь на ремонт. При этом работа сделана качественно, все детальки оригинальные, переплаты за комплектующие нет.
Прейскурант во многих СТО составлен достаточно хитро. Практически ни в одном из них вы не встретите графы «проклейка лобового стекла». Если вдруг отошел герметик и лобовое или заднее стекло начинает подтекать, то в автосервисе предложат только замену стекла. Если нужно поменять лампочку, в прейскуранте найдете ремонт фары и пр.
Графа «дополнительное согласование» — еще одна лазейка «по закону» накручивать клиента на дополнительные расходы. Если заказ-наряд составлен, и в процессе ремонта понадобилось провести лишние операции, приемщик или менеджер (редко мастер) ставят клиента в известность и спрашивают разрешения на дополнительные работы. Если в сервисе провели ремонт по своему усмотрению, клиент не обязан платить ни за одну лишнюю гайку.
Фантастическая диагностика
Все знают, что перед лечением требуется поставить правильный диагноз. И в случае с авто прослеживается та же проблема, что и с пациентом. Сколько врачей, столько и мнений.
Сделать правильную и четкую диагностику авто – это мастерство, и опытный слесарь видит если не точно, какая деталь «полетела», то узел, где находится проблема. «Развод» заключается в навязывании клиенту лишней диагностики, которая есть только на бумаге. Приемщик видит, что требуется менять тормозную колодку, но может уговорить на проверку турбины, шаровой и ходовой.
Замена деталей
Это самый распространенный и самый болезненный тип обмана. Мастера рекомендуют заменить деталь со степенью износа 70% на новые, убеждая клиента, что это большое чудо, что он вообще доехал до сервиса «с такой бедой». В дилерских центрах замена запчастей производится на новые и оригинальные (хоть в этом повезло), но клиент платит полную стоимость.
Демонтированная деталь идет не в утиль, а продается, поскольку не исчерпала эксплуатационный ресурс. У слесарей есть хитрость «поломанную» запчасть на глазах клиента выбрасывать в мусорное ведро, где вместе с ветошью, явным металлоломом, сбитыми гайками валяются пластиковые бутылки, обертки и пр. Из «мусорника» деталь достается после закрытия СТО — не раньше, вдруг водитель вернется…
В мастерских, которые не относятся к официальным центрам, дело обстоит намного хуже. Здесь водителю могут заменить рабочую деталь на абсолютный хлам. Если мастер видит, что требуется срочный ремонт, клиент нервничает и спешит, при этом не совсем четко понимает, сколько стоит работа и что требуется отремонтировать, то вероятность «попадалова» 99%.
Будет чудо, если в мастерской при дороге вы найдете честного и ответственного слесаря.
Опытные слесари делятся секретом и рекомендуют водителям забирать с собой все старые детали, если была замена любых комплектующих. А чтобы вместо штатной не подсунули, например, свечу от «Запорожца», не торопитесь и будьте в ремзоне на протяжении если не всего ремонта, то хотя бы при демонтаже узла.
Замена масла
Концерн Хендай обеспечивает свои модели сервисным обслуживанием до 5 лет или до 100 000 пробега. Помимо всего прочего, водители получают бесплатную замену масла и тормозной жидкости. Хитрость механиков заключается в том, что при замене масла сливается только часть рабочей жидкости. Залив 50 % нового масла, оставшиеся 2- 2,5 литра продаются «налево».
Допуск клиента в ремзону — тоже не всегда гарантия качественного ремонта. Масло при водителе, может, и поменяют полностью, болты кувалдой сбивать не будут, но у механика всегда есть достаточно профессиональных тонкостей, где он может схитрить. Спасает ситуацию лишняя сотня «на чай» и отсутствие комментариев и советов слесарю.
Оплата лишних расходных материалов
В наряд-заказ кроме лишних часов часто приписывают ненужные расходные материалы. Это могут быть лишние баллончики для очистки тормозов, емкости для масла и пр.
Официальные сервисы практикуют выдачу таких мелочей клиентам бесплатно, но в любом случае, водителю стоит внимательно смотреть на расходную часть заказа-наряда. Это особенно касается кузовных работ, связанных с покраской и рихтовкой.
Кроме лишних материалов, при покраске жестянщики часто хитрят и оставляют непрокрашенными (и не прогрунтованными) места под баком омывателя, не выравнивают подкрылки и пр. Принимая машину, лучше осмотреть полностью все труднодоступные места, проверить, как выправлены крылья, прокрашено днище и пр.
Ремонт ЭБУ
Перепрошивка блока, настройка и любые другие проблемы с программным обеспечением нужно решать только у официального представителя. Дилерские сервисы имеют доступ к базе данных завода-изготовителя, могут в любое время связаться с центром поддержки и использовать оригинальные программы. В прайс листе можно увидеть стоимость всех работ, связанных с электроникой.
Способов обмана клиента в сервисах достаточно, ежедневно механики придумывают что-то новое и тут же применяют на практике.
Как не стать жертвой? Если вы сами не разбираетесь в устройстве автомобиля, не ориентируетесь в ценах на ранке, получите хотя бы консультацию у тех автовладельцев, которым вы доверяете и кто всегда держит руку на пульсе. И, как говориться — ни гвоздя, ни жезла, чтобы встречаться с механиками и инспекторами как можно реже!