Если к рекомендациям по замене моторного масла абсолютное большинство автовладельцев прислушивается весьма дисциплинированно, то в отношении некоторых других расходников такого единодушия не наблюдается. В качестве примера можно привести салонный фильтр – автоаксессуар, который относительно недавно стал массовым. Причины такого безответственного поведения могут быть разные: косность, инерционность, непонимание важности соблюдения экологических норм (и прежде всего – для собственного здоровья). Между тем фильтр салона можно назвать наиболее часто заменяемым расходным материалом в современном автомобиле. С учётом отечественных реалий, разумеется, но об этом чуть позже. Радует то, что постепенно отношение к этому меняется, особенно со стороны молодого поколения. Мы постараемся рассказать обладателям среднеразмерного кроссовера Chevrolet Captiva, почему важно менять салонный фильтр вовремя, какие бывают разновидности этого расходника и насколько простой является операция по его самостоятельной замене в этом автомобиле.

Различия видов салонного фильтра

Штатный салонный фильтр Captiva может быть как противопылевым, так и угольным – это зависит как от комплектации автомобиля, так и от других, часто иррациональных факторов. Но у нас есть подозрения, что многие владельцы этого внедорожника даже не в курсе, фильтр какого типа стоит в их машине и чем они между собой отличаются. Так что небольшой ликбез на эту тему лишним не будет.

Изначально фильтры салона были уменьшённой копией воздушного фильтра силового агрегата. Тот же материал, то же качество очистки воздуха. Простые противопылевые фильтры представляют собой фильтровальный материал квадратной или прямоугольной формы, обрамлённый пластиковой или картонной рамкой по всему периметру или по некоторым его сторонам. Рамка может и отсутствовать. Сам материал представляет собой волокнистую структуру (синтетическую или на основе целлюлозы), сжатую в виде гармошки – это увеличивает общую площадь фильтровального элемента при неизменных размерах самого фильтра. Для мелких частиц (размером вплоть до 0.1-0.5 микрон) такой салонный фильтр является непреодолимой преградой. Это и пылинки, и частички сажи, и пыльца растений – словом, большинство загрязнителей, присутствующих в атмосферном воздухе. Во многих случаях такой защиты вполне достаточно, но не всегда. Скажем, выхлопные газы обычный салонный фильтр задерживать не в состоянии, и если вы – житель мегаполиса, то каждый день вдыхаете такое количество углекислоты, окиси азота и других газов, что это рано или поздно неизбежно скажется на вашем здоровье.

Вот для таких летучих веществ и придумали угольные фильтры, в состав которых включают активированный уголь, способный впитывать и нейтрализовать многие высокомолекулярные соединения. Такая очистка на порядок лучше. Более того, угольные фильтровальные элементы способны даже нейтрализовать неприятные запахи, поступающие в салон через штатную систему вентиляции. Но у них есть два существенных недостатка – более высокая стоимость и меньший ресурс. Правда, в последнее время наблюдается тенденция сближения стоимости противопылевых и угольных фильтров, что способствует повышению популярности последних, особенно среди владельцев авто, эксплуатируемых в тяжёлых условиях.

Другой вопрос – покупать оригинальный фильтр салона Chevrolet Captiva, или отдать предпочтение аналогам, стоящим зачастую в два-четыре раза дешевле? Большинство водителей считает, что аналоги, особенно от известных брендов, абсолютно ни в чём не уступают оригинальным изделиям, но от приобретения салонного фильтра noname-производителей лучше всё же воздержаться.

Когда выполнять замену

Рекомендации автопроизводителя – раз в год или каждые 15 тысяч километров (в зависимости от того, какое из событий произойдёт раньше). Но поскольку тестирование производилось в условиях, явно несоответствующих отечественным (достаточно упомянуть только качество дорог), то на практике этот регламентный срок намного меньше, и определяется он эмпирическим путём, по совокупности признаков, указывающих на критическое состояние фильтровального элемента. Один из них – появление в салоне зловонного запаха. Это – результат того, что на фильтре скопилось множество органических остатков, которые, подпитываясь влагой, активно гниют. Слой адсорбента в таких случаях уже не в состоянии помочь, да и его впитывающие способности максимальны только вначале, уменьшаясь пропорционально количеству адсорбированного материала.

Вторым характерным симптомом засорённого салонного фильтра можно назвать удлинение времени, в течение которого не удаётся избавиться от запотевания окон автомобиля. Это тоже следствие значительного снижения пропускной способности фильтровального элемента, из-за чего воздух в салоне насыщается парами, присутствующими в выдыхаемом водителем и пассажирами воздухе. Наконец, одним из явных признаков забитого салонного фильтра можно назвать уменьшение потока воздуха, дующего из дефлекторов. Летом из-за этого в салоне становится жарко, зимой невозможно согреться. Так что опытный автовладелец всегда знает, когда следует производить замену салонного фильтра Chevrolet Captiva и не руководствуется абстрактными официальными рекомендациями или советами, почерпнутыми из интернета (типа менять фильтр нужно обязательно весной и осенью).

Если ездить на засорённом салонном фильтре, вы постоянно будете вдыхать воздух, насыщенный патогенными бактериями, для которых разлагающаяся органика – идеальная среда для размножения. Полностью забитый фильтр испытывает более высокие нагрузки со стороны потока воздуха, нагнетаемого вентилятором отопителя, поэтому высока вероятность того, что он рано или поздно порвётся, и тогда в салон ринется воздух, насыщенный скопившейся пылью. Наконец, при условии наличия автокондиционера весь этот мусор будет скапливаться и на испарителе, и на печном радиаторе (как на внешних поверхностях, так и изнутри). Чистка этих устройств представляет собой достаточно сложную процедуру, требующую разборки климатической подсистемы. В большинстве случаев для этого требуется полный или частичный демонтаж торпеды.

Как самостоятельно поменять салонный фильтр на Chevrolet Captiva

Надеемся, мы убедили вас в необходимости регулярной замены этого расходного материала. Тем более что на Captiva эта операция настолько проста, что может быть выполнена даже пресловутой «блондинкой», если она имеет представление, что такое отвёртка и как с ней управляться (о пылесосе деликатно промолчим). На большинстве современных легковых автомобилей салонный фильтр устанавливается возле блока отопителя, обычно – сразу после вентилятора. Сам же отопитель располагают внутри автомобиля, поэтому доступ к салонному фильтру в большинстве случаев делают как можно более удобным, не требующим сложного демонтажа. Типичное посадочное место для фильтровального элемента – за перчаточным ящиком. Chevrolet Captiva не является исключением, поэтому для доступа к фильтру потребуется демонтаж бардачка, а это – дело пяти минут. Но обо всём по порядку:

  • открываем вещевой ящик, освобождаем его от содержимого;
  • внутри видим три самореза – откручиваем их отвёрткой с крестообразным наконечником;
  • ещё три самореза расположены под бардачком. С ними поступаем аналогичным образом;
  • аккуратно извлекаем бардачок. Полностью это сделать не удастся, поскольку он удерживается проводкой, подключённой к лампочке освещения бардачка. Можно оставить перчаточный ящик висеть на этой проводке, а можно и отсоединить разъём;
  • видим декоративную крышку, за которой и прячется салонный фильтр. Он удерживается одним винтом. Откручиваем его;
  • видим лицевую сторону фильтровального элемента. Берёмся за неё и извлекаем старый салонный фильтр;
  • обрабатываем колодец фильтра пылесосом (там наверняка скопилось немало мусора);
  • устанавливаем новый фильтр (если он чуть больше по размерам – просто сжимаем его в нужном направлении, на месте он распрямится);
  • производим все сборочные операции в обратном порядке.

На этом операцию замены салонного фильтра Captiva можно считать завершённой.