Плотность любой жидкости при правильной интерпретации этого показателя может рассказать специалисту о некоторых её свойствах. Ниже рассмотрим, от чего зависит и на что влияет плотность трансмиссионного масла.

От чего зависит плотность трансмиссионного масла?

Плотность любой жидкой среды нельзя рассчитать как среднее арифметическое компонентов входящих в её состав. Например, если смешать 1 литр воды с плотностью 1 г/см3 и 1 литр спирта с плотностью 0,78 г/см3, на выходе мы не получим 2 литра жидкости с плотностью 0,89 г/см3. Жидкости получится меньше, так как молекулы воды и спирта имеют разную структуру и занимают различный объём в пространстве. Их равномерное распределение и уменьшит конечный объём.

Приблизительно такой же принцип работает и при оценке плотности трансмиссионных масел. Удельный вес каждого компонента смазки вносит свои коррективы в итоговое значение плотности.

Плотность трансмиссионного масла складывается из двух групп компонентов.

  1. Базовые масла. В качестве базы в настоящее время чаще используется минеральная основа, реже – полусинтетическая и синтетическая. Удельная масса минеральной базы колеблется в пределах от 0,82 до 0,89 г/см3. Синтетика примерно на 2-3% легче. Связано это с тем, что при перегоне минеральной базы тяжёлые парафины и длинные цепочки углеводородов в значительной мере вытесняются (гидрокрекинг) или преобразовываются (жёсткий гидрокрекинг). Полиальфаолефины и так называемые газовые масла также несколько легче.
  2. Присадки. В случае с присадками всё зависит от конкретно использованных компонентов. Например, загущающие вещества тяжелее базы, что увеличивает общую плотность. Другие же присадки могут как повышать плотность, так и понижать её. Поэтому судить однозначно о технологичности пакета присадок только по плотности нельзя.

Чем тяжелее минеральная база, тем менее совершенным в общем случае считается готовое к использованию масло.

На что влияет плотность трансмиссионного масла?

Трансмиссионное масло, как готовый продукт, имеет плотность от 800 до 950 кг/м3. Высокая плотность косвенно говорит о следующих характеристиках:

  • повышенная вязкость;
  • большое содержание противоизносных и противозадирных присадок;
  • менее совершенная база.

Трансмиссионные жидкости для автоматических трансмиссий редко достигают плотности 900 кг/м3. В среднем плотность ATF-жидкостей находится на уровне 860 кг/м3. Смазочные материалы для механических коробок, особенно грузового транспорта, доходит до 950 кг/м3. Обычно масла такой высокой плотности вязкие и подходят только для летней эксплуатации.

Плотность трансмиссионного масла имеет тенденцию к росту в процессе эксплуатации. Связано это с насыщением смазки окислами, продуктами износа и выпариванием более лёгких фракций. К концу срока службы некоторые трансмиссионные масла уплотняются до 950-980 кг/м3.

На практике такой параметр, как плотность масла, для рядового автомобилиста не представляет ценности. Без лабораторного исследования сложно сказать что-либо конкретное о его качестве или свойствах. Можно лишь со значительными допущениями дать оценку составу присадок при условии, что известен тип базы.