Содержание
Многие российские автолюбители не имеют понятия, необходимо ли иметь отдельную категорию для перевозки прицепа к автомобилю. Легковые буксировочные приспособления — достаточно востребованная вещь при перевозке урожая или продуктов на рынок, стройматериалов при ремонте или для загородного отдыха. Перед его приобретением нелишним будет ознакомиться с требованиями законодательства и ПДД на 2020 год. Это поможет избежать риска быть оштрафованным дорожной инспекцией.
Когда права на прицеп не нужны
Чтобы понять, нужны ли права для этого вида транспорта, необходимо обратиться к государственным стандартам. Есть категории таких буксировочных устройств, наибольший вес которых не превышал бы 750 кг. Есть такие, которые весят в диапазоне 750-3500 кг. Существует классификация трайлеров от 3000-10000 кг. и тех, что весят уже более 10 тонн. Итак, для двух последних типов необходимо иметь специальную отметку на управление ТС.
Действующие российские ПДД гласят: водитель с самой распространенной категорией В имеет возможность ездить на автомобиле с буксируемым прицепом. Но это допускается лишь для буксируемых устройств, которые весят не больше 0,75 тонны. Максимальный допустимый вес такого состава в целом должен быть не выше 3500 кг. — это стандартные требования, которые распространяются на водителей.
Подытожим ключевые требования:
- Полный вес трейлера либо другого устройства не превышает массу самого автомобиля без груза.
- Вес всего автосостава не должен выходить за пределы значения в 3500 кг.
- Если один из критериев не соблюдается, водителю придётся менять свою «корочку» на «ВЕ».
Что такое разрешённая масса автоприцепа и как её узнать
Необходимость оформить права на прицеп возникает из понятия максимальной массы и грузоподъёмности. С грузоподъёмностью понятнее всего — это максимальный вес, который по инструкции способно перевозить авто или прицепное устройство.
Существует также понятие снаряженного веса транспортного средства. Это автомобиль без груза, но с водителем внутри и полностью заправленным топливным баком. Наибольшая разрешённая масса — это сумма снаряжённого веса самого автомобиля и нагруженного буксировочного устройства по максимуму.
Поэтому удостоверение категории «В» подходит только для буксировки лёгких трейлеров. Для этого масса прицепного вместе с перевозимым грузом должна составлять не более 750 кг. Для целого автосостава показатель не может быть более 3,5 тонн. Это и есть понятие «максимальная масса» автопоезда, которую учитывают при передвижении по дорогам общего пользования.
Примеры расчётов для определения необходимой категории прав
Нижеприведённые примеры позволят лучше понять, какой трейлер можно буксировать с удостоверением типа В. Обратимся сначала к технической документации автомобиля. В ней должен отображаться предельный вес буксируемого устройства.
- Пример 1. В документации к ТС указано, что наибольший допустимый вес устройства, который может перевозить данное ТС, составляет 1,35 тонны. Сам автомобиль весит 1,7 тонны, и ему нужно перевести при помощи прицепа 1,4 тонны. Несмотря на то, что в совокупности общий вес будет составлять менее 3,5 тонн, буксировать данный трейлер запрещается, ведь его масса превышает допустимую по документации.
- Пример 2. Водитель планирует ездить на минивэне с массой 3200 кг. Может ли он возить за собой прицеп с массой 600 кг. и какие права необходимы в этом случае? Несмотря на то, что общая снаряжённая масса автопоезда будет выше 3,5 тонны, буксируемый состав всё равно будет считаться лёгким. Достаточно иметь «В» в водительском удостоверении.
- Пример 3. Легковой транспорт весит 1250 кг., а вес прицепного к нему — 1050 кг. Несмотря на то, что он не классифицируется как лёгкий, их суммарный вес на дороге не превысит отметку в 3,5 тонны. Следовательно, права В для прицепа с машиной вполне подойдут.
- Пример 4. Автомобиль весит 950 кг., а прицепное — 1050. В этом случае необходимо иметь отметку ВЕ, поскольку оно не относится к лёгким и к тому же превышает вес самого автомобиля.
Ответственность за отсутствие прав для прицепа
Для того чтобы транспортировать прицепные устройства, необходимо оформлять категории ВЕ или СЕ (в зависимости от массы). Отсутствие их карается в соответствии с требованиями ПДД и административным кодексом. Если будет выявлено такое правонарушение, то будет приравнено к езде без водительских прав. Статья 12.7 часть 1 КоАП предусматривает наложение штрафа в размере 5-15 тысяч рублей.
Однако на этом неприятности водителя не заканчиваются. Той же статьей предусмотрено его отстранение от дальнейшего управления автомобилем с буксируемым средством. Транспортное средство отправляется на штрафную площадку, где каждый день его нахождения приводит к значительным расходам. Нередко такие затраты по итогу превышают размер самого административного штрафа.
Нежелательна и ситуация, когда прицеп перегружен либо автомобиль не рассчитан на транспортировку груза такого веса. Если дорожные инспектора отсутствие нужной водительской категории, они могут направить автосостав на взвешивание. Статьей 12.21 Кодекса предусматривается ответственность автолюбителя за нарушение правил транспортирования грузов и буксировки. Размер штрафа по ней составляет 500 рублей.
Чтобы избежать неприятных ситуаций на дороге и не навлечь на себя финансовые санкции, лучше придерживаться нормативов ПДД. Перед выездом лучше провести самостоятельный замер общей массы машины и прицепа и сопоставить ее с имеющейся отметкой в правах. При остановке сотрудниками ГИБДД они обязательно проверят соответствие требованиям, а также потребуют предоставить свидетельство регистрации автомобиля и трейлера к нему.