Содержание
В определённый момент для владельцев машин с автоматическими коробками наступает необходимость поменять масло, то есть трансмиссионную жидкость в АКПП. И не стоит опираться на информацию в руководстве по эксплуатации, где заверяют, что коробка необслуживаемая и менять смазку здесь не нужно в течение всего эксплуатационного срока.
Все эти данные приведены из расчёта эксплуатации машины практически в идеальных условиях в течение 5-7 лет, но не более. Но когда автомобиль и коробка АКПП сталкиваются с реальными эксплуатационными условиями, даже самые надёжные коробки не выдерживают нагрузок. Масло начинает быстрее терять свои свойства, не справляется с возложенными задачами, и механизмы постепенно изнашиваются. Результатом становится дорогостоящий ремонт АКПП или же полная замена коробки.
Как вы сами понимаете, намного проще просто вовремя заменить трансмиссионное масло, нежели устранять последствия езды без смены жидкости. Но тут перед водителем возникает другой вопрос. Не все знают, какое именно масло нужно заливать в коробку автомат и как его выбирать.
Требуется ли замена
Крайне актуальный вопрос, на который каждый владелец машины с АКПП обязан знать ответ. Всем известно, что в двигателе смазка меняется в обязательном порядке. Есть чёткие рекомендации производителей на этот счёт.
Моторное масло достаточно быстро изнашивается и теряет свои изначальные физико-химические свойства. Объясняется это постоянным нахождением в условиях высоких нагрузок и в среде, где образуется большое количество продуктов сгорания. А вот коробка передач имеет более мягкие условия. Из-за этого часто возникает мнение о том, что замена смазки тут совершенно не нужна.
Существует два противоположных мнения относительно замены масла в АКПП.
- Не нужно менять. Такое обычно можно услышать от автопроизводителей, которые выпускают на рынок автомобили с АКПП. Заглянув в технические документы к машине, действительно можно обнаружить там запись, которая утверждает, что смазка в коробку была залита с завода, и она не требует замены, то есть пригодна для использования в течение всего эксплуатационного срока. Но это не совсем справедливое утверждение. Всё дело в средних статистических показателях, на которые опираются автокомпании. В Европе большинство машин служит не более 5 лет или до 150 тысяч километров пробега. Без замены масла АКПП действительно может столько отработать. Но когда срок переходит отметку в 5 лет, либо машина проезжает более 150 тысяч км, смазка теряет все свои свойства и нуждается в замене. В противном случае автовладельца ждёт капитальный ремонт коробки. При этом гарантийный период уже закончен, и все расходы по ремонту или замене АКПП ложатся на владельца.
- Менять нужно. Это утверждают изготовители АКПП, поставляющие коробки автокомпаниях, и сами автомобилисты. Хотя в автоматах нет продуктов сгорания, потеря свойств смазывающей жидкости всё равно постепенно происходит. Это обусловлено наличием множества трущихся компонентов в составе коробки, образующие пыль и металлическую стружку. Именно эти компоненты портят состав и меняют свойства смазки.
Исключением среди автоматов можно считать вариаторную коробку. При таких КПП даже сами автопроизводители пишут, что менять масло нужно, поскольку даже при нормальных условиях эксплуатации жидкость не выдерживает без замены более 60 тысяч километров.
Отсюда можно сделать закономерный вывод о том, что менять масло всё же нужно в АКПП. И делать это следует в зависимости от пробега и срока службы автомобиля. Поскольку в России большинство машин эксплуатируются более 5 лет и проезжают объективно больше 150 тысяч километров, трансмиссионная жидкость меняется.
Значение допусков и характеристик
Теперь автовладелец машины с автоматической коробкой чётко понимает, что заменить масло ему придётся. Сейчас или позже, уже зависит от срока и условий эксплуатации автомобиля. Если АКПП работает под нагрузкой, ждать 5 лет или 150 тысяч километров не стоит. Замена производится намного раньше.
Если конкретно для вашего автомобиля нет официальных рекомендаций относительно замены, тогда можно отталкиваться от общих советов. Когда условия эксплуатации считаются нормальными, трансмиссионная смазка может прослужить 60-70 тысяч километров. Но автомобили с АКПП, выпущенные ранее 2000 года, нуждаются в замене через 30-40 тысяч километров. И это при нормальных условиях эксплуатации.
Далее наступает момент, когда пора определиться, какое конкретно масло нужно заливать в свою автоматическую коробку передач. Начать нужно с самого простого. В случае с АКПП используются только так называемые ATF масла. Это сегмент масел, созданных именно для коробок автомат.
О том, какое масло следует использовать, расскажет производитель. Потому искать информацию нужно в технической документации и в руководстве по эксплуатации.
В отличие от моторных масел, для АКПП следует более тщательно и точно выбирать допуски и характеристики. Нельзя выбирать ATF смазки, которые близки к требуемым параметрам, но не совсем им соответствуют. Объяснить это просто. В АКПП крутящий момент передаётся именно за счёт рабочей жидкости. Не зря коробки называют гидротрансформаторами. Если вы будете использовать состав, даже слегка отличный от рекомендуемого, последствия могут оказаться плачевными. В лучшем случае АКПП начнёт пинаться. В худшем выйдет полностью из строя. Эксперименты тут абсолютно лишние и недопустимые.
Для разных машин и коробок автомат, которыми они комплектуются, предусмотрены свои собственные требования касательно выбора ATF смазки.
Выбор ATF масла
Логично предположить, что производитель сам подскажет и порекомендует, какое именно масло заливается в конкретную АКПП того или иного автомобиля.
При этом самим автомобилистам не всегда понятно, где искать эту информацию и что вообще покупать. Чтобы определить конкретный тип смазки для своего автомата, можно пойти несколькими путями для поиска ответа:
- Если на вашем автомате предусмотрен диагностический щуп, вытащите и почитайте информацию. Достаточно часто на этом элементе присутствует обозначение требуемой марки и типа смазочной жидкости;
- Загляните в подкапотное пространство. В некоторых случаях на авто под капотом есть специальная табличка, где указаны спецификации трансмиссионной жидкости для коробки автомат;
- Почитать информацию в руководстве по эксплуатации и технической документации;
- Обратиться в телефонном режиме или посетить официальный дилерский центр, либо официальный сервисный центр, занимающийся автомобилями вашей марки;
- Найти необходимую информацию в Интернете. Причём можно сделать это через официальные сайты автокомпаний и производителей АКПП, либо же через тематические форумы.
Примерно в 80% случаев даже для АКПП, которые автопроизводителем позиционируются как необслуживаемые, то есть не требующие замены в течение всего эксплуатационного срока, информация о типе масла указана в руководстве по эксплуатации. Производитель обязан писать, куда и какие жидкости он заливает с завода.
При этом предлагаем вам ознакомиться с рекомендуемыми трансмиссионными маслами для АКПП среди ведущих автопроизводителей.
- Для автомобилей этого немецкого бренда существуют масла собственного производства. Их легко отыскать по названию ATF Mercedes. При этом составы выпускаются в обширном ассортименте, поскольку предназначены для различных автоматических коробок и для разных машин своего огромного модельного ряда;
- Для машин этого немецкого производителя официальным рекомендуемым маслом выступает ZF. Причём сами владельцы автомобилей баварского концерна советуют не игнорировать эти рекомендации, и использовать исключительно оригинальные смазки для АКПП;
- Здесь речь идёт об автомобилях всех марок, которые входят в состав Volkswagen Group, то есть Audi, Skoda, Volkswagen и пр. Рекомендуемые масла выбирают из серий G 055, G053 и G052. Но также допускается использование смазок ZF. На наиболее бюджетных автомобилях используются жидкости от Esso;
- Toyota и Lexus. У японского автоконцерна есть трансмиссионные масла под собственным брендом ATF Toyota. Если вам нужна смазка именно для автомобилей, выпускаемых под маркой Toyota, ищите аббревиатуру T. Для машин Lexus используется маркировка WS;
- В состав этого автоконцерна входят такие бренды как Nissan, Infiniti и Datsun. Для них лучшим выбором, рекомендуемым производителем, станет Nissan Matic. Различаются по допускам и характеристикам, что позволяет подобрать состав для конкретного авто и условий эксплуатации;
- Официальным маслом для АКПП считаются составы от GM. Это ATF Dextron. Но также для машин Chevrolet отлично подходят смазочные трансмиссионные жидкости для автоматов от ZIC и Mobile;
- Kia и Hyundai. Для двух автоконцернов из Кореи правила действуют одинаковые в плане выбора смазки для коробок автомат. Это составы под брендом Hyundai. Если быть точнее, то ATF SP III. Аналогом выступает масло с такой же спецификацией от ZIC.
Это лишь небольшой пример того, какие масла выбираются для автоматических коробок в случае с теми или иными автопроизводителями.
Что было залито в АКПП
Очень многие автовладельцы даже не знают, какое масло лучше залить в их АКПП, и зачастую льют буквально всё, где на упаковке написано ATF. Это уже неплохой шаг, поскольку ATF явно свидетельствует о том, что масло предназначено именно для автоматических коробок.
Но всё же сначала думаем, анализируем, и только потом льём жидкость в АКПП.
Бывают ситуации, когда человек покупает подержанную машину, и не знает, что именно заливал предыдущий владелец в коробку. С новыми автомобилями всё предельно понятно, поскольку производитель всегда заливает определённые составы в коробки своих моделей. Эту информацию легко узнать описанными выше способами.
Ситуация с подержанными машинами намного сложнее. Тут фактически есть 2 варианта:
- Предыдущий владелец был добросовестным, выполнял все требования автопроизводителя, а потому в картере АКПП находится именно такая смазка, какую велел заливать изготовитель;
- Прежний собственник машины игнорировал требования, потому заливал смазки других производителей и марок.
Если ATF не соответствует требованиям, это быстро станет ясно, поскольку коробка начнёт проявлять очевидные признаки неисправностей, либо вовсе выйдет из строя. Если же АКПП ведёт себя стабильно, смазка соответствует требованиям. При этом внутри может находиться оригинальное масло, либо же какой-нибудь качественный аналог.
Важно понимать, что никто, слив масло из АКПП, не сможет сказать, какая смазка, какой марки и какого производителя там находилась, если это подержанная машина и прежний владелец не предоставил соответствующей информации. Да, можно взять небольшое количество ATF и отправить смазку в лабораторию на диагностику. Но это напрасная трата времени и денег. Самым лучшим решением при покупке автомобиля с АКПП на вторичном рынке будет полная замена моторного и трансмиссионного масла. Так вы точно сможете всегда знать, что заливалось в коробку.
Ещё одним полезным советом станет проверка состояния ATF смазки. Это можно сделать своими руками, опираясь сугубо на состояние и цвет жидкости. Слейте немного масла в прозрачную чистую ёмкость, и посмотрите на него:
- Жидкость чистая и прозрачная. Это говорит о том, что смазка находится в отличном состоянии, она свежая и её недавно меняли. Ни о какой замене речи не идёт, поскольку в этом нет необходимости. Цвет не играет большой роли. Многие производители добавляют красители, которые не оказывают никакого влияния на характеристики. Плюс даже за неделю эксплуатации смазка может сменить цвет. Главное, чтобы масло оставалось прозрачным;
- В масле заметны помутнения. Капните маслом на бумагу или поднесите какой-то предмет с другой стороны ёмкости. Если сквозь смазку ничего не видно, состав уже достаточно долгое время эксплуатируется, и постепенно начал загрязняться. В такой ситуации можно обойтись частичной заменой, либо же полностью поменять в коробке смазывающую жидкость;
- Видны вкрапления стружки и прочего мусора. Если вы чётко видите металлическую стружку или иные мелкие частицы, это говорит о приближающихся проблемах с АКПП. С таким маслом продолжать эксплуатацию коробки опасно. Нужна полная замена. Особенно при очевидном запахе горелого. Но практика показывает, что даже полная замена не спасает трансмиссию. Требуется ремонт.
Несмотря на заверения автопроизводителей о том, что их автоматические коробки необслуживаемые и не нуждаются в диагностике, на практике всё совершенно иначе. Да, когда коробка совершенно новая и машина эксплуатируется в достаточно нормальных условиях, про замену масла в АКПП можно не думать первые 3-4 года.
Если же условия более тяжёлые, и автомобиль с хорошим пробегом, контроль состояния ATF смазки лучше осуществлять каждые 20-30 тысяч километров пробега. По мере износа масла его меняют путём полной или частичной замены.
Применение аналогов
Также закономерно спросить о том, можно ли заливать в АКПП не только то масло, какое рекомендует производитель. То есть использовать аналоги.
Делать это можно. А порой даже нужно. Сами автопроизводители часто указывают не только оригинальные масла, но также и аналоги от других производителей. Тут всё предельно просто. Не стоит думать, что те же компании Toyota, Volkswagen или Nissan сами занимаются изготовлением масел. Здесь используется иная схема.
Автокомпания заключает договор с одним или несколькими производителями смазывающих жидкостей. Далее берутся ёмкости с собственными брендами автопроизводителя, в которые заливаются масла изготовителей смазок. Для Nissan масло делает Total, а у Volkswagen поставщиком выступает Pentosin. Kia и Hyundai заказывают ATF у Ravenol.
Отсюда следует вывод, что оригинальное масло для АКПП сами автокомпании не производят. Это составы от ведущих производителей, которые просто сотрудничают с автопроизводителями и поставляют им своё масло под другими этикетками. Ничего в этом плохого нет совершенно. Зато у потребителя всегда есть возможность выбора среди более широкого ассортимента.
Есть ещё одна особенность. Оригинальные масла ATF обычно дороже неоригинальных, и их тяжелее найти. Тут следует отталкиваться от спецификаций и технических характеристик смазки. В результате вы сэкономите, выберите совершенно подходящее масло для своей АКПП, и не потеряете в качестве.
Нельзя забывать про несколько иное мнение, связанное с оригинальными и неоригинальными маслами. Вы уже знаете, что автоконцерны сами производством масел ATF, как и моторных смазок, не занимаются. Они заказывают партии масел у нефтехимических компаний типа Chevron, Mobil и пр. Есть и такие ситуации, когда автокомпания заказывает расходные жидкости для моторов и коробок через частные предприятия, готовые поставлять продукт в соответствии с нормами, стандартами и спецификациями.
Получается так, что ATF масло той же компании Ravenol под собственным брендом подходит автомобилям Hyundai и Kia, но его характеристики выше, нежели у трансмиссионной смазки от Ravenol, но залитой в упаковку с надписью Hyundai. Нефтехимическая компания не хочет портить свою репутацию, а потому старается выпускать масла максимально высокого качества. У автопроизводителей позиция другая. Они заинтересованы больше в том, чтобы узлы и агрегаты после завершения гарантийного срока постепенно начинали выходить из строя. Это стимулирует потребителей покупать новые машины, повышая прибыль автокомпании. Потому заказчик часто экономит и требует от нефтекомпании смазку более низкого качества.
Прямых доказательств подобной системы взаимоотношений нет. Но мнение однозначно претендует на то, чтобы быть справедливым и соответствующим действительности.
Преимущество покупки масел через официальных дилеров заключается лишь в минимальных рисках столкнуться с подделками и фальсификатом. Это очень актуальная проблема, поскольку есть множество подпольных производств, которые копируют высококачественные и дорогие смазки, продавая фальшивки под видом оригинала. Заливка такой ATF жидкости может привести к непредсказуемым последствиям. И в большинстве случаев ничего хорошего от нахождения поддельного масла в АКПП ждать не приходится.
Распространённая ошибка
Есть одна часто встречающаяся ошибка среди владельцев машин с АКПП. Заключается она в том, что автомобилист, не узнав точно марку и спецификации предыдущей ATF жидкости, частично меняет масло.
Но частичная замена, которая выполняется своими руками, подразумевает, что часть старой смазки останется, и она смешается с новым маслом. А допускать этого категорически не рекомендуется. Если вы точно не знаете, какая именно ATF использовалась ранее, то есть нет информации о марке и спецификациях, необходимо полностью слить старую смазку, и только потом заливать новую. Для этого придётся обратиться в автосервис для аппаратной замены, либо выполнить несколько частичных замен подряд, тем самым выгнав остатки предыдущего состава.
Не имеет значения, что вы знаете марку трансмиссионного масла. Этого мало для понимания полной картины. Также не стоит смешивать масла с одинаковыми характеристиками, указанными на упаковке, но от разных производителей.
Смешивание трансмиссионных масел может привести к следующим проблемам:
- коробка не сможет нормально переключаться между режимами;
- на некоторые режимы автомат не будет переходить;
- в процессе езды появятся толчки и пинки;
- переключение скоростей начнёт сопровождаться рывками;
- появится шум, вибрация или металлический скрежет, что явно указывает на скорую поломку АКПП;
- ускорится нагрев и повысится температура;
- коробка в результате может выйти из строя.
Итогом смешивания станет необходимость в проведении ремонта АКПП. В наиболее тяжёлых и запущенных случаях потребуется полностью менять автомат, что выльется чуть ли не в половину стоимости самого автомобиля.
Самым правильным решением в ситуации, когда точно не знает тип предыдущего масла со всеми его характеристиками, будет полная замена с промывкой. Делать это нужно всякий раз, когда вы переходите на ATF другого типа или производителя. Помимо самой трансмиссионной жидкости, используется промывка. Такие средства доступны во всех магазинах автомобильной химии.
Подбор трансмиссионного масла для АКПП является важным и ответственным мероприятием. Потому внимательно изучайте технические документы, читайте рекомендации производителя и покупайте только соответствующие им составы. Будут это оригинальные масла или аналоги, решать вам. Далеко не всегда неоригинальные ATF оказываются хуже оригинальных масел, но чаще всего стоят дешевле.