Покатавшись по российским дорогам, особенно зимой, у большинства автолюбителей возникает мысль: «А может взять кроссовер и больше не тереть попой об асфальт и снег?» Ну что ж, рассмотрим такую ситуацию: у вас 500 т.р., и вы хотите кроссовер, надёжный, простой в обслуживании, полный привод, комфортный, не очень старый, скажем, до 10 лет вас устроит. Вы уже представляете, как без риска задеть бампер проезжаете «ту самую» кочку у вас во дворе. Но не всё так просто, за эту сумму основная часть кроссоверов будет старше 10 лет, как правило, это сказывается на количестве владельцев, на техническом состоянии, «усталости» кузова и салона. Почему именно 10 лет? Это тот диапазон, в котором можно без проблем найти свежий, «неуставший» вариант и быть уверенным, что с запчастями не будет проблем. К тому же вид авто ещё будет актуален. Сразу хочу сказать, для тех, кто ищёт что-то более премиальное, но более старое, лучше сразу закрывать эту статью, здесь не будет BMW, Mercedes, Lexus и подобных марок, акцент в моём разборе будет на недорогой в эксплуатации и без больших вложений. А все люксовые авто остаются такими даже в старости, и хорошее ТО для них всегда было и будет дорогим.

Отечественный «старичок»


Итак, первый наш кандидат всем хорошо известен, это Лада 4 на 4. Честно сказать, мне не очень нравится продукция этого автопроизводителя, но старая добрая Нива есть на конвейере, и думаю, ещё переживёт многих из нас. МКПП, 1,7 л, 83 л.с., расход – 8,3 л на трассе и 12 л в городе. За эти деньги можно достать очень свежий экземпляр, чуть ли не из салона. Рассказывать что-то про неё не вижу смысла, все и так всё знают. Это полный привод, который пройдёт там, где никто не сможет, это надёжный авто (да, там постоянно что-то не работает, но ехать будет всегда), запчасти дешёвые и легкодоступные. Всё хорошо… Но салон… дешёвый пластик, который постоянно скрипит, шумная и гулкая «раздадка», нет, даже не шумная, она очень шумная, отсутствие эргономики, маленький задний ряд, на котором комфортно могут уместиться только люди невысокого роста и дети.
В заключении хочу сказать: это машина не на каждый день! На ней будет некомфортно ездить в городских пробках, а жёсткая подвеска, которая будет передавать «привет» от каждой кочки на дороге, не позволит комфортно ехать по трассе на большие расстояния. Это машина создана для бездорожья и должна эксплуатироваться там, это авто охотника, рыболова или фермера, но не семейного городского жителя.

«Шнива»


Несмотря на приставку Chevrolet, это всё та же Нива, тот же движок 1,7 л, та же коробка, та же подвеска. Да, кузов стал менее угловатый, машина стала побольше, что создало полноценный задний ряд сидений. Машина стала более городской, подвеска не такая жёсткая, рулится Шнива чуть лучше своего деда. Казалось бы, АвтоВаз сделал полноценную работу над ошибками, но нет. Первая проблема – знаменитый гул коробки, он никуда не делся, проведя на трассе долгое время, ваши уши вам спасибо не скажут. Вторая проблема – это древний движок 1,7 л, который просто не тянет. На более компактной и легкой 4на4 этого двигателя хватает с натяжкой. А в Шеви двигателя не хватает, чтоб комфортно чувствовать себя в городе, при каждом старте со светофора вы будете чувствовать, что двигателю тяжело, а обогнать фуру на трассе не такая уж и простая задача, да и повышенные обороты сказываются на расходе топлива в 13 л в городе и 8,4 л на трассе. Ещё и в рестайлинге 2014 года двигатель дополнительно «задушили» под ЕВРО-5. В результате возникает очень резонный вопрос: Что взять за эти деньги? Что-то очень свежее, скажем, 2016 года или же 2012-2014 годов, но в хорошем состоянии. Здесь важно помнить, что качество металла и покраски у ВАЗа всегда было не на высоте. Я рекомендую рассмотреть оба варианта, ведь за кузовом можно следить, покрыть его цинком, и тогда небитый и некрашеный экземпляр будет выглядеть вполне достойно, к тому же там будут мелкие «плюшки» по салону, такие как подочечник, руль от Опеля, более приятная ручка КПП. Но и с рестайлингом всё будет неплохо, металл ещё свежий и очагов коррозии ещё однозначно не будет (кроме битых вариантов и заводского брака), к тому же вы можете получить ПОДЛОКОТНИК, это просто чудо для отечественного автопрома, двери будут закрываться без знаменитого советского хлопка (была сделана хорошая резиновая прокладка), а «прошить» двигатель всегда можно.
Итог такой: машина более городская, но комфортным передвижение по городу назвать сложно, но если у вас семья, и машину нужно эксплуатировать как в городе, так и для поездок на дачу по просёлочным дорогам, Chevrolet Niva – хороший вариант.

Бюджетная иномарка


Renault Duster – один из самых доступных паркетников неотечественного производства, правда, собирается в России. Дастер производится с 2009 года и за это время наработал себе базу поклонников. И это не зря. Машина стоит своих денег. В отличие от нашего древнего движка 1,7, здесь стоят куда более бодрые 1,6, 2,0 и дизельный 1,5, которые позволяют чувствовать себя увереннее в городе и на трассе. За полмиллиона можно найти Дастер 2012-2014 годов выпуска в неплохом состоянии. Выбор будет скорее всего небольшой. Машина будет «дорестайл», двигатель 1,6 на 105 л.с. или 2,0 на 135 л.с., двигатели имеют свои «болячки», о которых я подробно рассказывать не буду, но в целом ходят они хорошо и долго, что касается дизеля, то их очень мало, да и искать их большого смысла нет, какой-то сверхнадёжностью они не отличаются, а учитывая качество топлива в нашей стране… Вы меня поняли, думаю. Что касается расхода, то он вполне сносный: в районе 7,6 и 8,2 литра соответственно на сотню в смешанном цикле. Привод, если постараться, можно найти полный, но в большинстве объявлений, на том же Авито, будет передний, но мы не теряем надежды, найти полный привод вполне реально. Коробка будет МКПП, учитывая ваш бюджет. Что касается салона, каких-то откровений здесь не ждите, он прост, эргономичен и вполне сносный по шумоизоляции, относительно ценового сегмента, конечно.

Братья-близнецы


Городской внедорожник – эта фраза лучше всего охарактеризует KIA Sportage. Вроде клиренс неплохой, но в самом низу находятся бензобак и редуктор, так что рисковать не стоит. Если рассматриваете такой вариант, то нужно обязательно его тщательно проверять, очень много машин эксплуатировалось в жёстких условиях, к тому же очень много таких авто было пригнано из Америки и Европы, и, как это часто бывает, они были либо после ДТП, либо утопленники. Объёмы бензиновых двигателей 2,0 и 2,7, также есть более экономичный турбо-дизель 2,0 (его мы сразу откидываем, турбина – это всегда дополнительные и немалые расходы). Самый подходящий в линейке – бензиновый 2,0, имеющий расход в районе 8 литров на сотню. Он самый неприхотливый и ремонтопригодный, если руки растут из правильного места, этот движок можно ремонтировать самому. Что касается КПП, можно рассмотреть и механику, и автомат, обе довольно надёжны, правда, АКПП чуть «туповат», но это дело вкуса и привычки. За 500 т.р., скорее всего, придётся брать механику с передним приводом 2009 года выпуска. Также здесь хотелось бы сказать про брата-близнеца это Hyundai Tucson. Дело в том, что в результате слияния компаний «Kia motors» и «Hyundai» мы имеем на рынке 2 абсолютно идентичных авто, и рассказывать отдельно про Tucson я не вижу смысла.

Эти авто хороши для езды по городу и на трассе, но тяжело себя чувствуют на бездорожье. К тому же, чтобы подобрать одного из них в данном ценовом диапазоне, придётся постараться. Сходу найти неубитый экземпляр вряд ли получится.

Настоящий японец


Suzuki Grand Vitara – это настоящий японец, который достоин уважения. Имеет хорошие ходовые качества, да и по уровню комфорта не плошает. На рынке 80 процентов объявлений будет с бензиновым двигателем 2,0 л, его и стоит брать, расход у него 9 литров 95 бензина на сотню в смешанном цикле. Двигатели имеют небольшие болячки и небольшой масложор, но при хорошем обслуживании с ним не будет особых проблем. Правда, примерно то же самое можно сказать и о двигателях 1,6 и 2,4, но первый слабоват даже для трёхдверной версии, а 2,4 очень прожорлив, 20 литров топлива в городе на 100 км – вполне нормальное явление. Есть ещё дизель, но его официально в Россию не поставляли, к тому же он очень не любит некачественное топливо, так что дизель точно не для России. Что касается КПП, то здесь 5-ти ступенчатая механика и 4-х – автомат. Коробки здесь надёжные и ходят очень много, правда, то же самое нельзя сказать о сцеплении, ходит оно в среднем 150 тыс. км. Так что без опаски можно брать АКПП и не знать бед, не забывая менять масло. Кузов и салон хороши, японская сборка даёт о себе знать, но всё-таки кузов перед покупкой стоит проверить, в таком ценовом диапазоне мы рассматриваем авто 2008 года, а годы берут своё, да и найти машину без ДТП или других механических повреждений становится всё сложение с каждым годом. А вот с подвеской не всё так радужно, большинство машин за 10 лет эксплуатации побывали на настоящем бездорожье, да и сама подвеска имеет свойство ржаветь, некоторые элементы не отличаются надёжностью, так что перед покупкой обязательно загоните машину на подъёмник и проверьте подвеску, причём рекомендую предоставить это дело эксперту.
В целом автомобиль имеет то самое японское качество, и, если найти хороший экземпляр рестайла 2008 года, его точно стоит рассмотреть. Но искать и подбирать такие машины непросто, нужно иметь терпение и знание данного авто, с ходу найти неуставший от бездорожья Сизуки почти нереально.

Форик и его клуб любителей


Покупая Subaru Forester, вы автоматически вступаете в клуб любителей постоянного полного привода и оппозитных моторов. Моторов в Россию поставлялось несколько (2,0; 2,5; 2,5 с турбиной), но, учитывая ваш бюджет, рассмотрим атмосферный бензиновый 2,0 с расходом в 8,5 литров в смешанном цикле, данный двигатель надежен, но имеет свои недостатки, такие как натяжитель цепи привода ГРМ, катушка зажигания. Также помним, что даже замена свечей частенько бьёт по карману. Остальные варианты движков обойдутся либо дороже 500 т.р., либо придётся брать сильно старше 10 лет. Коробки также довольно надёжны, это касается и МКПП, и АКПП, но опять-таки, если смотрим на бюджет, то найти АКПП будет сложно, да и механика ведёт себя лучше на бездорожье, что является большим плюсом. Что касается подвески, скорее всего, в нашем варианте она будет повидавшая грязь и глину, поэтому смотреть её нужно хорошо, да и к тому же у неё есть свои болевые точки, например, сайлентблоки, которые меняются в сборе с рычагом, а рычаг – дело уже не дешёвое.
Подытожим, Субару Форестер – надежный полноприводный внедорожник, эксплуатировать который по пересеченной местности в хвост и в гриву не стоит, но зато чувствовать себя уверенно на дороге вы будете в любую погоду, да и если вдруг надо съехать с дороги, он не подведёт вас. Но надо понимать, что мы берём не двухлетнюю машину, а десятилетнюю, и её «болячки» будут давать о себе знать, а ТО здесь весьма не дешёвое. Вердикт такой: если вы знакомы с оппозитными моторами и чётко знаете, что вы берёте – берите. В остальных случаях лучше поискать что-нибудь выше из списка.
Заезды по пересечённой местности на KIA Sportage, Suzuki Grand Vitara, Renault Duster, Subaru Forester

Не стоит брать…

Всем поклонникам китайцев хочу сказать, что брать поддержанного китайца – это лотерея, из которой вы вряд ли выйдете победителем, качество лакокрасочного покрытия оставляет желать лучшего, да и надёжность силовых агрегатов под большим вопросом, никогда не знаешь, что с ним произойдёт через очередную тысячу километров. Про УАЗ я тоже не забыл, долго думал, стоит или не стоит включать его в этот список. Всё-таки УАЗ – машина специфическая, качество сборки, покраски кузова очень сильно хромает, к тому же большая часть машин этой марки живут в жёстких условиях бездорожья, бродов, грязи и всего, что с этим связано. Поэтому брать его лучше с автосалона, но в наш бюджет он не заходит даже в самой простой комплектации. Есть ещё необычный кореец SsangYong Actyon, эта машинка однозначно на любителя, к тому же оригинальные детали на неё весьма не дешёвые, да и ремонт встанет в копейку. Конечно, если вы знаете эту марку и знаете, где достать качественный неоригинал, и умеете и готовы заниматься машиной самостоятельно, то этот вариант можно рассмотреть, в остальных случаях – однозначно нет.

Что же в результате?

Вот такой, к сожалению, маленький список всего лишь из семи машин мы получаем… Подведем итог. Близнецы комфортны и неприхотливы. Шеви и 4 на 4 готовы к бездорожью, при этом запчасти и автомеханика можно найти даже в самой глубокой глуши. Субару очень неплох, но стоимость облуживания довольно высокая. Сизуки – хороший вариант, но надо найти неуставший экземпляр, что не всегда легко. А Дастер – это компромисс между комфортом, проходимостью и стоимостью. Именно его мы и поставим на первое место нашего небольшого списка. Но каждая из этих машин хороша по-своему и найдёт своего покупателя, а что нужно именно вам, решайте сами.