Расположенное в Нижнем Новгороде ООО «Полихим» под торговой маркой MasterWax вот уже на протяжении 20 лет производит различные средства автохимии. На предприятии впервые получили формулу антикоррозионного покрытия с применением резино-полимерных мастик. Начиналось всё с марок БПМ-1 и БПМ-2, сейчас на профильном рынке предлагаются уже мастики нового поколения.

Свойства и положительные особенности резино-битумных мастик

Мастика, приготовленная на основе резины и битума, является однокомпонентным покрытием, представляющим собой непреодолимый барьер для влаги. Она образует сплошной слой, в котором, несмотря на внешние температурные перепады, сохраняется стабильный терморежим, что существенно замедляет процессы коррозии и гниения металлических материалов.

Резино-битумные мастики относят к группе так называемых «холодных» мастик, которые наносятся на герметизируемые части автомобиля после предварительного разогрева, но при комнатных температурах (разогрев призван лишь несколько снизить вязкость состава, для удобства работы с ним). При этом каждый из компонентов выполняет строго определённые функции. Резина повышает эластичность мастики и её сопротивление на изгиб при резких ударах или толчках, а битум способствует гидрофобности мастики и её стойкости от воздействия химически агрессивных сред (кислот и щёлочей).

Поскольку любая битумная основа со временем стареет, и теряет эластичность, в состав мастики обязательно вводят  полимерные составы, увеличивающие температуру размягчения. Это необходимо для того, чтобы резино-битумные мастики серии БПМ использовать круглогодично.

Эксплуатационные характеристики рассматриваемых составов:

Марка мастики Температура размягчения, °С Пластичность при удлинении, мм Относительное удлинение в момент начала трещинообразования, % Температура нанесения, °С
БПМ-3                     50 3…5 60 10…30
БПМ-4                     60 4…8 100 5…30

Мастика БПМ-3

При нанесении на металлические поверхности автомобиля состав выполняет следующие функции:

  • Предохраняет сталь от коррозии.
  • Снижает уровень шума в салоне.
  • Выполняет механическую защиту днища от различных солей, щебня, гравия.
  • Способствует гашению вибраций.

Наличие в составе мелкодисперсной резины обеспечивает достаточную эластичность покрытия, которая сохраняется и при отрицательных температурах (до -15…-200С).

В состав мастики БПМ-3 вводят алюмосиликатные композиции, наличие которых предохраняет внешние детали кузова от динамических нагрузок. Одновременно улучшается механическая износостойкость. Битумная составляющая способствует необходимой сплошности покрытия и минимизирует площадь свободных участков.

Мастика огнеопасна, поэтому работать с ней рекомендуется в хорошо проветриваемых помещениях, вдали от источников открытого пламени. Перед нанесением мастику разогревают на водяной бане или в тёплом помещении. Состав готов к применению, когда представляет собой однородную вязкую липкую массу чёрного цвета.

Мастика БПМ-4

БПМ-4 это улучшенная формула мастики марки БПМ-3. В частности, там присутствуют компоненты, увеличивающие модуль упругости материала, что положительно сказывается на долговечности покрытия.

Кроме этого, резино-битумная мастика марки БПМ-4 характеризуется:

  • Наличием аминосодержащих нефтяных масел, которые дают дополнительный антикоррозионный эффект, сохраняющийся в течение длительного периода времени.
  • Повышенной эластичностью обработанной поверхности, что особенно важно для автомобилей, эксплуатируемых на плохих дорогах.
  • Повышенной экологичностью при использовании, поскольку не содержит компонентов, раздражающих органы дыхания.

Остальные эксплуатационные параметры соответствуют возможностям мастики БПМ-3.

Производство резино-битумных мастик марок БПМ-3 и БПМ-4 ведётся в соответствии с техническими требованиями ГОСТ 30693-2000.

Отзывы пользователей

В большинстве отзывов указываются следующие особенности применения данных типов мастик:

  1. Желательность использования разбавителей, поскольку в исходном состоянии (даже после температурного размягчения) мастики использовать трудно, особенно на поверхностях со сложной конфигурацией. В качестве разбавляющих составов рекомендуются бензин Калоша, керосин, толуол. Однако общее количество разбавителя не должно превышать 15 % от первоначального объёма мастики.
  2. В некоторых отзывах отмечается факт физического старения покрытия, обработанного составом БПМ-3, с которым владельцы автомобилей борются введением в состав мастики пластификаторов. В этом качестве можно использовать отфильтрованное машинное масло.
  3. По сравнению с БПМ-3 мастику БПМ-4 можно наносить в один слой, но перед этим рекомендуется тщательно очистить и обезжирить поверхность, а также нанести фосфатсодержащую грунтовку.
  4. В отличие от некоторых аналогичных средств – например, антикора Кордон – нижегородские мастики не трескаются при пониженных температурах окружающего воздуха.

Положительной особенностью пользователи считают также «дружественность» обоих составов, что позволяет использовать и другие марки аналогичных средств.