В имеющемся многообразии рабочих жидкостей одинакового назначения, но от разных производителей и с различающимися свойствами, часто возникает путаница в плане их совместимости. Причём ошибка при смешивании порой приводит к серьёзным проблемам с оборудованием авто. Давайте, узнаем можно ли смешивать антифризы G12 и G13.
Антифриз G12 и G13. В чём разница?
Подавляющее большинство жидкостей, предназначенных для использования в системах охлаждения современных автомобилей, состоят из трех компонентов:
- базовый двухатомный спирт (этиленгликоль или пропиленгликоль);
- дистиллированная вода;
- пакет присадок (антикоррозионных, защитных, противопенных и т. д.).
Вода и двухатомный спирт составляют более 85% от общего объёма охлаждающей жидкости. Остальные 15% приходится на присадки.
Антифризы класса G12, по устоявшейся классификации, имеют три подкласса: G12, G12+ и G12++. База у всех жидкостей класса G12 одинаковая: этиленгликоль и дистиллированная вода. Различия кроются в присадках.
Антифриз G12 имеет карбоксилатные (органические) присадки. Они работают исключительно на предотвращение очагов коррозии и не образовывают сплошную защитную пленку, как у ОЖ класса G11 (или отечественного тосола). Жидкости G12+ и G12++ более универсальны. В их составе есть как органические присадки, так и неорганические, способные формировать на поверхностях системы охлаждения защитную пленку, но значительно более тонкую, чем в случае с ОЖ класса G11.
У антифриза G13 база состоит из пропиленгликоля и дистиллированной воды. То есть заменен спирт, который и обеспечивает стойкость состава к замерзанию. Пропиленгликоль значительно менее ядовит и не так химически агрессивен, как этилегиколь. Однако стоимость его производства в несколько раз выше, чем у этиленгликоля. В плане эксплуатационных свойств, касательно работы в системе ОЖ автомобиля, разница между этими спиртами невелика. Присадки же в антифризах класса G13 комбинированные, схожи по качественным и количественным показателям с охлаждающими жидкостями G12++.
Можно ли мешать антифриз G12 и G13?
В вопросе, можно ли смешивать антифризы классов G12 и G13, нет однозначного ответа. Многое зависит от конструкции системы охлаждения и пропорций смешения жидкостей. Рассмотрим несколько случаев смешивания антифризов G12 и G13.
- В систему, в которой залит антифриз G12 или любой другой его подкласс, доливается в значительной мере (более 20%) антифриз G13. Подобное смешение допустимо, но не рекомендуется. При смешивании базовые спирты не будут взаимодействовать между собой. У жидкости, полученной путем смешивания антифризов G12 и G13, несколько сместится точка замерзания, но это будет незначительное смещение. Но присадки могут вступить в конфликт. Эксперименты энтузиастов в этом плане заканчивались с разными, непредсказуемыми результатами. В некоторых случаях осадок не появлялся даже по прошествии длительного времени и после нагревания. В других случаях, при использовании разных вариаций жидкостей от различных производителей, в образованной смеси появлялось заметное помутнение.
- В систему, рассчитанную на антифриз G13, в значительном количестве (более 20% от общего объёма) добавляется ОЖ класса G12. Этого делать нельзя. В теории системы, рассчитанные на антифриз G13, не обязательно делать из материалов с высокой защитой от химической агрессии, как это требовалось для систем под антифриз G12. Пропиленгликоль обладает невысокой химической агрессией. И если производитель авто воспользовался этой возможностью и изготовил какие-либо элементы из нетрадиционных материалов, то агрессивный этиленгликоль может быстро разрушить неустойчивые к его воздействию элементы.
- Незначительное количество антифриза G12 добавляется в систему, в которой находится антифриз G13 (или наоборот). Этого делать не рекомендуется, но можно тогда, когда нет другого выхода. Критических последствий не возникнет, и в любом случае это более приемлемый вариант, чем ездить с недостатком ОЖ в системе.
Полностью заменять антифриз G12 на G13 можно. Но перед этим лучше промыть систему охлаждения. Вместо G13 заливать G12 нельзя.