Плотность электролита в автомобильном аккумуляторе оказывает существенное влияние на эксплуатационные характеристики прибора. В таком случае необходимо следить за её значением, особенно при снижении окружающей температуры. Подобный мониторинг можно проводить не только в автосервисе, но и в гаражных условиях.

При работе с раствором кислоты, который находится внутри банок АКБ, важно соблюдать меры безопасности. Используемое оборудование и вспомогательные средства должны быть в исправном состоянии.

Что такое ареометр

Раствор, который заливают в аккумулятор, называется электролитом. Он состоит примерно из двух частей воды, плотность которой 1 г/мл, и одной части кислоты, плотность её 1,84 г/мл. В результате получается смесь плотностью примерно 1,27 г/мл. Однако на практике этот показатель может варьироваться в пределах 1,26–1,28 г/мл в зависимости от внешних факторов, например, от температуры.

Узнать точное значение плотности электролита в аккумуляторе автомобиля помогает специальный прибор – ареометр.

Нюансы использования ареометра для аккумулятора автомобиля

Согласно закону гидростатики, после погружения тела в жидкость на него начинает действовать выталкивающая сила, равная по модулю весу жидкости, который был вытеснен. Этот принцип взят в основу устройства прибора, замеряющего значения до сотых г/мл. Приобрести такой аппарат можно практически в любом автомагазине по цене 200–500 рублей и выше.

Конструкция ареометра для электролита

Большинство моделей основано на механическом способе замера без электроприборов и электроники. Комплектация наиболее популярного варианта исполнения ареометра имеет следующий вид:

  • основу аппарата составляет стеклянная прозрачная трубка;
  • один конец заборной трубки оборудован резиновой пипеткой, с помощью которой удаётся проникнуть внутрь банки, не повредив пластины аккумулятора;
  • второй конец трубочки оснащён резиновой грушей, используемой в качестве насоса и помогающей наполнить колбу измерителя плотности электролитом;
  • во внутреннем пространстве трубки располагается поплавок в виде запаянной стеклянной колбы, который работает как пикнометр (измеритель плотности);
  • внутри поплавка имеется градуированная шкала, откалиброванная до точности 0,01 г/мл.

Техника безопасности при измерении плотности электролита ареометром

При работе, как зимой, так и летом необходимо проявлять максимум осторожности, так как в процессе используется агрессивная кислота. Она способна нанести химические ожоги организму или повредить практически любые поверхности.

Нюансы использования ареометра для аккумулятора автомобиля

Начинать процесс подготовки работы с ареометром необходимо с обеспечения средствами защиты глаз, органов дыхания и открытых частей рук. Даже небольшая капля электролита способна привести к болевым ощущениям или к повреждению слизистой.

Нежелательно проверять плотность жидкости из аккумулятора, не демонтируя его из подкапотного пространства. Это может привести к повреждению кислотой окружающего пространства или лакокрасочного покрытия автомобиля. Изъятый источник питания необходимо установить на прочную ровную поверхность.

Во время измерения работник должен быть одет в защитные очки или маску, на руках обязаны находиться резиновые перчатки с высокой степенью защиты (не бытовые оранжевые, а купленные в автомагазине), защитный фартук из плотного материала.

На измерительном приборе не должно быть трещин либо сколов. В противном случае стеклянный корпус может разрушиться, и жидкость разольётся вокруг. Освещение в помещении должно быть достаточным, чтобы разглядеть показания.

Как измерить плотность ареометром

После тщательной подготовки можно приступать к основным работам. Так как самостоятельно пользоваться автомобильным ареометром для кислотного аккумулятора нужно с большой осторожностью, то не рекомендуется посторонним подходить к рабочему месту ближе, чем на 2 метра.

Нюансы использования ареометра для аккумулятора автомобиля

Для замера плотности электролита в аккумуляторе не требуется много времени. Результат будет ясен в течение нескольких минут. Далее опишем пошаговый алгоритм, как в гараже проверить реальную плотность автомобильного аккумулятора стандартным ареометром:

  • отвинчиваем крышку одной из банок АКБ;
  • берём ареометр за грушу правой рукой в перчатке;
  • так как правильно пользоваться ареометром нужно с осторожностью, то гибкий наконечник опускаем внутрь банки, где будет осуществляться замер;
  • слегка сжав резиновую грушу, немного отпустим нажим, чтобы внутрь колбы, для того чтобы мерять плотность, зашла жидкость, а поплавок начал плавать в ней;
  • с первого раза определить плотность получается не у всех, так как окажется недостаточный забор электролита, тогда придётся повторить манипуляции, удерживая колбу вертикально носиком вниз;
  • после забора достаточного объёма жидкости добиваемся равновесия в колбе так, чтобы плавающий внутри ареометр не касался стенок;
  • определяем по имеющейся шкале ареометра текущее значение плотности электролита в аккумуляторе по тому, на каком уровне находится раствор кислоты;
  • за счёт поверхностного натяжения жидкости её уровень оказывается не горизонтальным, а с вогнутостью и выпуклостью около стеклянной поверхности, поэтому окончательное значение необходимо определять по нижнему срезу сферического углубления (мениска);
  • повторяем операцию в других банках, чтобы узнать общий результат.

Нормально работающая батарея должна иметь во всех банках примерно равное значение плотности в пределах 1,26–1,28 г/мл. Если есть отклонения, то потребуется долить дистиллят в ёмкости, чтобы уровень жидкости был примерно на 1 см выше пластин. Необходимо своевременно контролировать объём раствора в банках, чтобы не спровоцировать процесс сульфатации и выхода из строя всего аккумулятора.