Содержание
Гидротрансформатор автоматической коробки передач выполняет важную роль в передаче крутящего момента от мотора до трансмиссии.
Выполняет свою задачу также и в момент разгона и необходимости амортизации. Его очень часто называют бубликом или гидромуфтой – он представляет собой соединительную муфту в форме хлебного изделия.
Хотя трансформатор вынесен за пределы коробки передач, он – неотъемлемая её часть. С АКПП у него общий гидравлический блок управления и вовлечение в общую систему гидравлики. Выход гидротрансформатора со строя чреват распространением дефекта на ресурс всей коробки передач и гидравлики в первую очередь.
История появления
Впервые принцип передачи крутящего момента с помощью оборота воды между лопастными колесами без жесткой связи описал немецкий инженер Герман Феттинг в 1902 году. Спустя три года он получил патент на свое изобретение, которое назвал гидромуфтой. А в 1907 году механизм апробировали на скоростном судне, признав проект удачным. Это позволило владельцам торгового флота решить проблему плавности передачи момента от паровых двигателей судовым винтам большой мощности и усилить скорость хода.
Изобретение заинтересовало не только моряков, но и зарождающуюся автомобильную отрасль. C 1928 года гидромуфты появились на лондонских автобусах. Также гидромуфты появились на дизельных локомотивах железной дороги, обеспечивая их плавное отправление и прибытие. И, наконец, с 1939 года гидротрансформаторы прочно закрепились и на легковых автомобилях.
Устройство и принцип действия
Гидромуфта – закрытая тороидальная конструкция с расположенными внутри тремя колесами. Также внутри одного корпуса находится рабочая жидкость, которая выполняет две основные функции – смазки и охлаждения. Сам гидротрансформатор крепится к коленчатому валу и напрямую соединяется с коробкой передач. За подачу жидкости в корпус отвечает помпа. Именно она разбазаривает техническую жидкость при нарушении герметичности корпуса и приводит к уничтожению механических элементов.
Раннее гидромуфты управлялись непосредственно водителем механическим способом. Сегодня же 99% регуляторов АКПП управляет компьютер. Это привело к сокращению надежности узла, так как большинство водителей выбирает жесткие режимы езды на железном коне.
Блок управления получает сигналы о множества датчиков коробки передач и самого гидротрансформатора. При появлении неисправностей блок выдает сообщение на бортовой компьютер. Если же проблема серьезная, гидротрансформатор будет заблокирован. А это приводит к отключению двигателя при изменении режима работы коробки-автомата. Поскольку большинство проблем вызывают механические повреждения, то компьютерная диагностика или сообщение на дисплее системы управления появится не всегда. Необходима визуальная и тактильная проверка.
На сегодня главная задача инженеров-конструкторов – повышение надежности компьютерного управления гидротрансформаторами. Это должно привести к снижению процента поломок трансмиссии в дизельных моторах, где крутящий момент выше по сравнению с бензиновыми или возобновляемыми аналогами.
Пирамида изнашиваемости
Динамику изнашиваемости деталей гидтротрансформатора можно представить в виде пирамиде. Поломка одного яруса тянет за собой остальные. Исключение – вершина, но она сама по себе выходит со строя редко. Обычно ломается один из них ярусов. На дне пирамиды по вредности поломок находится фрикционная накладка поршня блокировки механизма. Без нее трансформатор спокойно может выполнять свои функции, однако его эксплуатация со съеденным фрикционом чреваты последствиями. Сначала пользователь ощутит рост потребления топлива, а затем проявятся:
- Ускорение сгорания ступиц плиты из-за его засорения фрикционом.
- Перегрев коробки передач из-за лысой муфты гидротрансформатора.
- Вибрация и уничтожение смежных с муфтой узлов.
При первых признаках пробуксовки или странного поведения трансформатора необходимо срочно направляться на ремонт. Каждый день откладывания равноценен пене за просроченный платеж. Вроде копейки, а за месяц набегает ощутимая сумма.
А если она потянет за собой сальники, уплотнители, шайбы, то вообще сумма может стать астрономической.
Стоит ли покупать новый гидротрансформатор вместо старого
Гидротрансформатор, как и этот текст, – вещь уникальная. Случаев удачной находки этой детали для конкретной коробки передач практически нет. А значит, придется покупать всю коробку.
Но лучше не затягивать до критического момента, а начать ремонт сразу после выявления проблемы. И тогда удастся получить дисконт за счет оперативного устранения неисправности. А для сдачи в ремонт достаточно заехать на ближайшую СТО и сообщить о проблеме. А мастера сделают все остальное.