НЕавто открывает цикл статей о категориях, присутствуют в водительском удостоверении. Каждый материал посвящён возможностям категории, советов, где пройти обучение и сдать экзамены. По традиции, начнём с буквы А.

Назначение категории

Эта категория любима подростками. Она дает право управлять и обучать других вождению мотоциклами, скутерами, мопедами с рабочим объёмом двигателя от 50 кубических сантиметров. К ним приравниваются трициклы, квадрициклы с багажником для перевозки грузов элементами мотоциклетного типа и общей массой снаряженной массой 400 кг для пассажиров и 550 кг для транспортировки грузов.

Если же двигатель двухколёсного друга электрический, из массы транспорта исключают аккумуляторные батареи. Общая эффективная мощность не должна превышать 15 кВт.

С этой категорией могут одновременно открыть подкатегории А1 и М. Первая включает мотоциклы и прочие транспортные средства подобного типа с объёмом двигателя до 125 кубических сантиметров или мощностью электродвигателя 11 кВт. Вторая подкатегория включает мопеды, мотоциклы, трициклы и квадрициклы с рабочим объёмом до 50 кубических сантиметров или электромотор в диапазоне 0,25-4 кВт.

Требования к водителю

К управлению транспортным средством указанной категории допускается лица любого пола старше 16 лет. Получить водительское удостоверение можно только после прохождения обучения и сдачи экзаменов по теории правил дорожного движения, устранению аварийных ситуаций, а также практики вождения.

Бланк международного водительского удостоверения

По результатам экзаменов выдают удостоверение международного образца, в котором указано открытие категорий А, А1 и М. Если же у водителя удостоверение уже есть, данные вносят в него без изменения срока действия.

Получение мотокатегории, если есть легковая или грузовая

Для получения прав существует упрощённая процедура. Соискателю нужно пройти медицинское обследование для подтверждения годности к вождению. С выпиской следует также подать:

  • Действующее водительское удостоверение с указанием ранее открытых категорий;
  • Общегражданский паспорт;
  • Талон к водительскому удостоверению.

После рассмотрения заявления и прохождения процесса обучения водителя допускают к сдаче экзамена, который состоит из двух частей – практической и теоретической. Проходить обучение можно как в государственной автошколе, так и у частного инструктора с лицензией на обучение. А вот сдать экзамен – только в аккредитованных центрах ГИБДД.

Экзамен – как проходит

Теоретическая часть экзамена состоит из 20 вопросов из различных отраслей мотодела. Вопросы о правилах дорожного движения чередуются с техническими нюансами и оказанием медицинской помощи. Задача соискателя – ответить на 20 вопросов, выбрав в каждом правильный ответ из предложенных. На основе процента правильных ответов экзаменатор делает вывод о готовности соискателя к трудностям, факторам запрета эксплуатации транспортных средств данной категории и знанию ПДД.

Практическую часть экзамена могут пройти лица от 16 и старше лет. Водитель должен продемонстрировать свои навыки вождения мотоцикла на закрытой площадке. Ему разрешено опробовать трассу автодрома в течение двух минут, после чего принять решение о готовности к сдаче экзамена.

Соискателю не следует сразу пытаться делать трюки, так как это нужно оттачивать в других условиях и более длительное время. Лучше продемонстрировать умения аккуратно, с соблюдением скоростных режимов. Ведь отклонения от нормативов засчитываются как ошибки.

Штрафные санкции

За ошибки вождения или сигнализации экзаменатор выставляет штрафные баллы. При открытой категории В или С ученик должен набрать не более 5 штрафных баллов. Для этого он должен следовать по озвученной траектории, соблюдать правила пересечения разметки и остановки около стоп-линии, а также аккуратно лавировать между конусами. За одно из этих нарушений идет автоматическая дисквалификация – штраф сразу 5 баллов.

Однократно допускается пропуск переключения передач или установки коробки в нейтральное положение во время остановки при работающем моторе. За такие нарушения дают 3 балла. Аналогичные санкции предусмотрены за несвоевременную подачу сигнала поворота или несоблюдение временных нормативов малой скорости. Начисление же 3 баллов за заглохший двигатель при начале движения является, на наш взгляд, спорным. Хоть к площадкам и мотоциклетной технике и предъявляют высокие требования, внезапный подвох исключать нельзя. Напротив, за оперативное выявление и смекалку при устранении неисправности ученику нужно начислять премиальные баллы.

За самые мелкие нарушения дают 1 балл. К ним относят блокировку колес на стоп-линии, не подача сигнала поворота соответствующей рукой или ранее опускание до конца маневра. Таких проколов может быть 5 максимум и кандидат получит права. Но даже один недочет на открытой трассе может стоить ему жизни.

А если ездить без категории

Езда на мотоцикле или приравненном к нему транспортным средством без открытия категорий А, А1 и М равноценна езде без водительского удостоверения вообще. За это предусмотрен штраф 15000 рублей с эвакуацией двухколесного на штрафстоянку.