В ходе эксплуатации любого автомобиля периодически появляется проблема со старым и отработавшим свой срок автомобильным аккумулятором. Попробуем выяснить, для чего их нужно сдавать, кто принимает такие изделия и что можно за них выручить.

Опасность бесконтрольной утилизации

Внутри любого свинцово-кислотного АКБ находятся такие элементы, как электроды и разделительные пластины. Существуют пластины анодные, в состав которых входит диоксид свинца, и катодные – из чистого свинца. Именно он вместе со своими химическими комбинациями выступает основным элементом любого автомобильного аккумулятора. Для того чтобы понять это с практической точки зрения, представьте следующий факт: для изготовления стандартной 55-амперной батареи требуется от 15 до 17 кг свинца.

Этот материал считается достаточно опасным для здоровья человека, а также для сохранности окружающей среды. Поэтому уже не одно десятилетие отработанные изделия принимают на лом для повторного запуска в производство. Такое решение было принято во многих странах с целью снижения выброса токсичных веществ в окружающую среду. Кроме тяжёлого свинца, в каждой АКБ содержатся щёлочи и кислоты, способные причинить значительный ущерб после попадания в почву или воду.

Категорически запрещается законодательством утилизировать отработанные батареи в бытовые мусорные контейнеры. Из-за этого может возникнуть заражение почвы, а впоследствии и массовое отравление проживающих поблизости людей. Не менее опасно попадание свинца и других элементов в грунтовые воды. Валяющиеся без присмотра старые аккумуляторы легко могут стать добычей детей, пытающихся их разобрать. Только тот факт, что за каждый АКБ можно выручить определённую сумму, уберегает от этих опасностей.

Места сдачи источников питания

Практически у каждого водителя рано или поздно этот вопрос возникнет: куда сдать старый аккумулятор, да ещё и на максимально выгодных условиях? Ответ очень простой: в каждом крупном городе стоит поискать автомобильный рынок, а на нём точку по торговле АКБ. Вот там обязательно подскажут места, где можно сдать отработанную батарею. Более того, в подавляющем большинстве случаев они же и предложат её забрать. Особенно, если вы будете покупать новый аккумулятор у них с доплатой.

Та же самая практика сейчас повсеместно встречается в автомобильных магазинах и их отделах, специализация которых — автомобильные АКБ. А секрет такой щедрости разгадывается просто — оказывается, приёмщики неплохо зарабатывают на владельцах тех машин, которым нужно избавиться от старой батареи. Они собирают их, а потом сдают оптовым скупщикам. Те, в свою очередь, большими партиями сдают это вторсырьё на заводы по производству автомобильных аккумуляторов (только у нас их насчитывается несколько).

Предприятиям интересно принимать это сырьё из-за содержащегося в нём ценного свинца. Промышленным образом они разбирают отработанные батареи, сливают электролит и используют вторично свинец, чтобы минимизировать выпуск новых изделий. Но и сами розничные скупщики умудряются давать повторную жизнь использованным аккумуляторам. Они разгоняют их ёмкость мощными зарядными устройствами, а потом тестируют. Если аккумулятор показывает начальную ёмкость, которой хватит для эксплуатации, его можно продать для использования в летний сезон, когда он может ещё послужить. В противном случае он накапливается как лом для последующей утилизации на заводы.

Производителям этого оборудования приходится либо приобретать исходное сырьё за немалые деньги, либо организовывать приём вторичного материала из отработавших свой срок изделий. Это и станет основным ответом на вопрос о том, куда девать утилизируемые аккумуляторы. Однако им финансово неинтересно приобретать каждое изделие поштучно у населения, поэтому они организовывают их оптовый приём на перевалочных пунктах.

Условия приема АКБ

Каждая точка, которая организовывает утилизацию автомобильных аккумуляторов, устанавливает рыночные условия их покупки, в зависимости от региона и других внешних факторов. Чаще всего это фиксированный ценник за каждую батарею, либо исходя из её ёмкости. Другие приёмщики могут предлагать скидку на новую батарею за каждую сданную вторичную АКБ.

Приём этого отслужившего свой срок сырья должен производиться специализированными предприятиями, на которых есть необходимое оборудование и соблюдается техника безопасности. Связано это с тем, что утилизация таких опасных автомобильных аксессуаров несёт большой риск для экологии.

После того как набрана определённая партия батарей, на предприятии начинается процесс их утилизации и подготовки к повторному использованию в производстве:

  1. Электролит из каждого автомобильного аккумулятора бережно сливается в специальные ёмкости. Далее его разделяют при помощи химических процессов на отдельные составляющие и нейтрализуют.
  2. Корпус изделия расформировывается для поэтапной сортировки его компонентов.
  3. Начинается отправка свинца и пластика для дальнейшей переработки и повторного использования. Остальные отходы, которые могут быть опасными, уничтожаются или утилизируются в специальных хранилищах.

Каждый сознательный водитель, сдающий пришедший в негодность автомобильный аккумулятор в качестве сырья для утилизации, должен понимать, что он не только может заработать денежную компенсацию на покупку нового изделия. Помимо этого, он своими силами вносит определённый вклад в защиту окружающей среды. Предприятия, которые организовывают услуги приёмки опасного оборудования, должны иметь лицензию на утилизацию и соблюдать все законодательные нормы, связанные с переработкой и захоронением экологически вредных отходов промышленности.

Профессиональные приёмщики работают с батареями различных типов: от автомобильных до промышленных. С точки зрения конструкции они должны принимать кислотные, щелочные, гелевые, залитые и сухие АКБ и так далее. Для оптовых поставщиков обычно предлагаются более интересные условия.

Стоимость отработанных накопителей

Для того чтобы точно знать, сколько стоит отработанный АКБ, необходимо уточнить его ёмкость и конъюнктуру рынка на сегодняшний день. Цены приёма периодически меняются, также они могут отличаться друг от друга по регионам. Например, в крупных мегаполисах цена в 2020 году начиналась от 300–400 рублей за малоёмкостные батареи, а за самые крупные АКБ достигала 3000 рублей. Получить хорошую цену можно тогда, когда автолюбитель сам привозит изделия на пункт приёма вторсырья крупного предприятия.

Однако при расчёте приёмщик будет учитывать и общий вес изделия, а также количество входящего в состав пластика. Лучше всего уточнять предварительно текущие цены по указанным контактным номерам телефонов. Зато крупные приёмщики наладили оперативную работу по обмену старых аккумуляторов на деньги, организовывают её в соответствии с экологическими и санитарными нормами. Они заинтересованы в том, чтоб выкупить сырьё в как можно больших масштабах, а водители — в том, чтобы избавиться от ненужного хлама максимально выгодно для себя.