К сожалению, правовая грамотность населения до сих пор оставляет желать лучшего. И хотя ситуация всё же не столь пессимистична, как в советские времена, но, строго говоря, разбираться во всех тонкостях законодательства – это работа профессиональных юристов, учитывая, что законы меняются достаточно часто. Особенно – если речь идёт о правилах дорожного движения: здесь за всеми нововведениями не всегда поспевают даже сотрудники ГИБДД, что уж тут говорить о рядовом автомобилисте.

Между тем, если вас останавливает человек в полицейской форме с жезлом в руке, знать свои права и обязанности просто необходимо. И не только это, поскольку здесь существует множество нюансов, опосредованно влияющих на сценарий вашего общения с представителем власти.

В принципе инспектор при остановке ТС обязан руководствоваться определёнными процессуальными правилами и административным регламентом, но на практике часто отступает от этих норм, особенно если видит, что водитель не знает, как себя вести и какими правами обладает.

Мы постараемся изложить все аспекты, касающееся действий автовладельца при остановке автотранспортного средства инспектором ДПС .

Основания для остановки автотранспортного средства

Начнём с азов – в каких случаях остановка вашего авто инспектором ГИБДД правомерна. Этот аспект подробно рассматривается в Приказе №0185 МВД РФ (пункт 063).

В частности, основаниями для таких действий являются следующие причины:

  • вы нарушили один из пунктов ПДД, и это нарушение было зафиксировано инспектором с использованием технических спецсредств (радар, видеокамера) либо визуально;
  • если у представителя власти имеется информация о возможной причастности водителя/владельца автотранспортного средства или его пассажиров к ДТП, если они подозреваются в совершении криминального/административного правонарушения. Источником такой информации может являться внутренняя ориентировка, данные, переданные дежурным, а также свидетельские показания обычных граждан (например, при совершении ДТП) или видеоданные, зафиксировавшие момент совершения правонарушения;
  • если у инспектора имеются данные, указывающие, что остановленное им ТС угнано/находиться в розыске. Источником такой информации могут быть те же ориентировки, переданные дежурным оперативные данные и т.д.;
  • если находящиеся в автомашине могут являться потенциальными свидетелями ДТП или любого другого правонарушения/преступления;
  • если представитель власти ищет понятого, в качестве которого должно быть взято незаинтересованное (случайное) лицо;
  • для выполнения инспектором ГИБДД действий распорядительно-регулировочного характера;
  • если возникла необходимость в предоставлении автомашины для нужд ГИБДД либо врачей;
  • для оказания неотложной помощи полицейским при исполнении или пострадавшим в ДТП лицам, а также при совершении иных правонарушений.

Отметим, что останавливать автомашину для проверки документов у всех внутри сидящих разрешается только на оборудованных постах ГИБДД (пункт 063 абзац 010 Приказа МВД).

Если ИДПС остановил вас и не пожелал озвучить причину остановки ТС (например, необходимость привлечения кого-нибудь в качестве понятого), смело можете отказаться от просьбы и тем более требования предъявить документы вне поста ГИБДД. Если в качестве причины названо наличие ориентировки, вы вправе попросить предъявить её с целью ознакомления. В случае отказа вы также можете не показывать свои документы.

Перед тем, как давать советы водителям, не знающим, как разговаривать с инспектором ДПС, мы опишем, где и как можно останавливать машину, если вы увидите взмах жезла. Прежде всего, вам нужно быть уверенным, что останавливают именно вас. Если есть сомнения, смело проезжайте мимо, но смотрите в зеркало заднего вида, не машет ли вам ИДПС вслед.

Памятка водителю при общении с сотрудником ГИБДД

Помните, что останавливаться где попало нельзя – сотрудник ГИБДД должен вам показать, где конкретно ставить машину (пункт 065). Нельзя останавливаться в местах, где это запрещено соответствующей разметкой и знаками (пункт 066). Но есть и исключения:

  • если ТС останавливается для недопущения совершения правонарушения;
  • если есть необходимость совершения действий распорядительно-регулировочного характера;
  • для предотвращения угрозы (мнимой или реальной) причинения ущерба здоровью/имуществу других участников ДД;
  • если приказ остановиться подан патрульной машиной с включёнными звуковыми/световыми сигналами.

Если автомашина нужна сотруднику ДПС для выполнения неотложных служебных обязанностей, он должен сообщить водителю маршрут следования, цель поездки, а также сообщить об ответственности, если автовладелец не удовлетворит его требование, и не садиться за руль (управлять автомашиной должен только водитель). Если заявленная цель – погоня за лицами, совершившими преступления, вы можете отказаться от предоставления своего авто – в соответствии с пунктом 068 погоня осуществляется только на служебном транспортном средстве.

Сотрудник полиции может потребовать уступить ему место за рулём, если в соответствии с пунктом 126 Админрегламента водителя следует отстранить от управления автомашиной.

Если водитель из-за использования его машины сотрудником ГИБДД опоздал на работу, оно может попросить ИДПС выдать соответствующую справку, а также сделать пометку в ПЛ с указанием длительности поездки, пройденного машиной пути, своей должности, ФИО, наименования подразделения ГИБДД, № служебного удостоверения.

Сотрудники полиции в определённых ситуациях могут осуществлять принудительную остановку автотранспорта с использованием:

  • соответствующих техсредств (служебное оружие, электрошокеры, баллончики с газом, дубинки).
  • подачи спецсигналов (жесты регулировщика, сигналы светофора), запрещающие движение;
  • перекрытия дороги патрульной автомашиной с обязательными включёнными проблесковыми маячками.

Общие правила общения с инспектором ДПС

Далеко не всегда остановка транспортного средства связана с явным нарушением ПДД, хотя можно назвать справедливым и обратное высказывание – вряд ли можно найти хотя бы одну машину, которая формально соответствует всем без исключения пунктам Правил. Так что в большинстве случаев водители не в курсе, чем вызвано повышенное внимание к их персоне или автомобилю со стороны сотрудника дорожной полиции.

Поэтому первое правило при общении с инспектором ГИБДД – поинтересоваться причиной остановки машины. Сделать это нужно в вежливой форме в виде устного вопроса, снимать диалог на камеру и дождаться ответа.

Если он показался вам слишком размытым, если инспектор ссылается на какие-то нормативные акты, которых вы не знаете, попросите уточнить номер конкретного документа, пункты которого вы нарушили. Если причина остановки так и осталась невыясненной, её вполне можно рассматривать как незаконную.

Кроме выяснения статьи КоАП или номера пункта ПДД, в соответствии с которыми вы и были остановлены, следует выяснить, какое наказание предусматривается за это нарушение. Ответ также следует запротоколировать собственными средствами фиксации, будь то диктофон или камера смартфона.

Одно из основных прав водителя при общении с инспектором ДПС – требовать показать служебное удостоверение, и обязательно – в развёрнутом виде. Если вам предъявят не официальный документ, а что-то наподобие справки, или вообще откажутся выполнять вашу просьбу – можете смело покинуть место конфликта (разумеется, если ваш разговор будет запечатлён на цифровом носителе).

Можно также прямо на месте позвонить на 102 и сообщить о неправомерных действиях якобы сотрудника ГИБДД, сообщив о наличии записанного разговора (а ещё лучше – передать им его) и отметить, что, опасаясь за свою жизнь, вы не подчинились требованиям и уехали.

Документы, предъявляемые ИДПС

Инспектор ДПС не вправе отказать водителю в предоставлении служебного удостоверения, однако не все знают, что имеют право записать или сфотографировать содержащиеся в нём сведения (номер, ФИО, должность, срок окончания действия документа), а также номер жетона полицейского.

Если у вас после объяснения причины остановки требуют документы, поинтересуйтесь, зачем они нужны и что ИДПС намерен с ними делать.

Помните, что на законном основании инспектор ГИБДД имеет право проверить следующие документы:

  • ВУ;
  • регистрационное свидетельство ТС;
  • техталон.

Все эти документы следует предъявлять по отдельности, желательно наличие видеофиксации выемки документов с комментариями водителя. Если вас попросят предъявить страховой полис – можете проигнорировать такой запрос, поскольку данный документ требуется только при составлении протокола.

Нужно ли автовладельцу выходить из машины

С октября 2017 года начал действовать новый админрегламент МВД РФ, который, хотя и регламентировал действия только сотрудников ГИБДД и других силовых структур, вызвал множество домыслов и недоразумений в водительской среде, которые подогревались не совсем профессиональной трактовкой нормативного документа со стороны автоэкспертов и даже юристов.

В частности, в административном регламенте отсутствует пункт, который бы разрешал водителям, которых остановили, снимать на камеру действия сотрудников правоохранительных органов. В этой связи возникли подозрения, что такие действия отныне действительно запрещены, но оказалось, что это неверная трактовка.

Как и другой слух – что в соответствии с пунктом 093 того же Приказа №664, водители обязаны по требованию ИДПС выходить из автомобиля. В документе об этом говорится следующее: сотрудник дорожно-патрульной службы может предложить водителю выйти из ТС в следующих случаях:

  • если у сидящего за рулём обнаружены признаки алкогольной интоксикации и/или болезни, затрудняющей управление транспортом;
  • для осуществления сверки номеров узлов автотранспортного средства с данными внесёнными в регистрационное свидетельство (процедура должна проводиться в присутствии автовладельца или водителя);
  • если водитель должен принять участие в совершении процессуальных действий, если необходима его помощь касательно других участников ДД, или если требуется помощь сотрудникам ГИБДД;
  • для устранения обнаруженной инспектором неисправности автотранспортного средства;
  • в случае нарушения автовладельцем правил перевозки грузов;
  • если поведение водителя угрожает безопасности сотрудника полиции.

Впрочем, в отношении прежней редакции Приказа в этом пункте нет никаких изменений. И всё же ряд СМИ поспешило заявить, что теперь водители обязаны по требовании. Должностного лица немедленно выйти из автомашины.

Это не совсем так. Дело в том, что в техрегламенте указано буквально следующее: «…сотрудник вправе предложить…», то есть это вовсе не требование. А значит, у водителя не возникает и встречных обязанностей, поэтому он вполне может проигнорировать слова инспектора, если посчитает нужным.

Памятка водителю при общении с сотрудником ГИБДД

Это – прямой и однозначный ответ на вопрос, как себя вести, если автовладельца остановил инспектор ГИБДД. Тем более, что данный техрегламент относится к внутренним документам, касающимся сотрудников полиции, а не рядовых участников дорожного движения.

Впрочем, подразделы статьи 027 КоАП всё же регламентируют случаи, когда водителю придётся подчиниться и покинуть транспортное средство:

  • при составлении админпротокола о задержании (ст. 027.04);
  • при составлении протокола о досмотре ТС (ст. 027.09);
  • при составлении протокола об отстранении автовладельца от управления ТС (ст. 027.12).

Нужно ли садиться в автомобиль инспектора по его просьбе

В общем случае просьба или требование пересесть в машину сотрудника ГИБДД для совершения процессуальных действий не обязательны для выполнения. За единственным исключением – когда инспектор сообщает водителю о плане-перехвате – здесь отказываться уже нельзя. Более того, проявлять агрессию тоже не нужно, ибо это может быть расценено как угроза. Но в ваших правах – потребовать предъявить документы, примерно в такой же последовательности, как мы уже описывали.

Если вас просят перейти в машину ДПС для оформления протокола о совершении административного нарушения, можете не соглашаться – в нормативно-правовой базе место оформления подобного рода документов не оговаривается. Впрочем, со стороны представителя власти такая просьба тоже на является противозаконной, но выполнять её вы не обязаны. Обычно такой приём используется для психологического воздействия на нарушителя, но вы можете отказаться проследовать в автомашину ГИБДД, ссылаясь на пункт 035 КоАП, в котором указано, что любые действия, связанные с осуществлением каких-либо процессуальных действий, включая оформление документов, должны проводиться на месте совершения админнарушения, за исключением случаев, описанных в пунктах 0109, 0131, 0187, 0193, 0216 административного регламента. Допускается оформление в машине патрульного авто или в помещении поста ДПС, но в данном контексте слово «допускается» не рассматривается как императив, обязательный для выполнения.

То есть законным основанием для следования автовладельца в патрульную автомашину считается только задержание виновника правонарушения. В случае задержания по подозрению в совершении преступления полицейский обязан зачитать задерживаемому предусмотренные п. 0197 КоАП права и обязанности с занесением соответствующих записей в протокол.

Впрочем, если вы не хотите удовлетворять просьбу пересесть, ваш отказ должен быть облечён в мягкую форму. Грубить сотруднику ГИБДД не стоит. Более того, если у вас нет каких-то особых причин оставаться в своей машине, и если вы не имеете желания словесно препираться с представителем власти, вы вполне можете и подчиниться, ибо особой разницы, где оформляется протокол, нет. Главное, чтобы вы были внимательными при чтении протокола. Это – элементарные правила общения с инспектором ГИБДД.

Разумеется, если автовладелец знает, что предусмотренное законодательством наказание за административное нарушение достаточно сурово, у него может возникнуть соблазн решить проблему с минимальными финансовыми потерями, то есть, попросту говоря, «договориться» с инспекторами. И сделать это намного проще и в определённой степени безопаснее именно в машине ДПС.

В последнее время ведётся активная борьба с подобными непротокольными действиями. В частности, во всех патрульных автомобилях устанавливаются видеорегистраторы, так что особого смысла приглашать водителя в служебную машину уже нет.

Но и вы вправе фиксировать беседу с ИДПС с использованием доступных технических средств, так что в любом случае риск оказаться в роли взяточника означает для вас возможность попасть за решётку. Не захочет рисковать и должностное лицо, тем более, что в последнее время инспектора снабжаются нагрудными регистраторами.

Так что ни для водителя, ни для сотрудника ДПС нет разницы, где именно вести беседу или составлять админпротокол.

Как вести себя при нарушении

Итак, перечислим основные рекомендации при остановке вашего авто инспектором ДПС:

  • если нарушение незначительное и имеется вероятность решения проблемы вынесением предупреждения, стоит обязательно попытаться воплотить этот план в жизнь. Аргументируйте как можно убедительнее, что пойти на нарушение вас заставили непреодолимые жизненные обстоятельства, что вы сделали это впервые в жизни и обещаете больше никогда подобного не делать;
  • если уговорить представителя власти ограничиться устным предупреждением не удалось, при оформлении протокола воспользуйтесь своим правом указать на обстоятельства, свидетельствующие в вашу пользу;
  • если инспектор настаивает на совершении вами правонарушения, потребуйте от него доказательств своей вины – словесного описания недостаточно для того, чтобы признать вас виновным;
  • помните о том, что вы имеете право привлечь в качестве свидетеля любое лицо, находившееся в момент остановки в вашем авто, даже если это близкий родственник, включая супругу/супруга;
  • обязательно фиксируйте разговор с использованием сотового или видеорегистратора – даже если вы допустите ошибку, запись можно будет удалить;
  • желательно также зафиксировать все сопутствующие остановке ТС обстоятельства: дорожную обстановку, наличие/отсутствие дорожных знаков, указателей, разметки, а также объектов, мешающих нормальному обзору на конкретном участке автотрассы.

Как вести себя во время оформления протокола

Пока инспектор занимается оформлением протокола, вы можете спокойно сидеть в машине. Как только протокол будет передан вам для ознакомления, вы можете осуществлять следующие действия:

  • уточнить, все ли сведения, касающиеся правонарушения, внесены в документ. Обязательно проверьте это, и если упущены какие-либо важные детали, попросите вписать их;
  • сообщите ИДПС, что намереваетесь ходатайствовать об изменении временного интервала, в течение которого будет рассмотрено ваше дело;
  • в бланке протокола имеется пометка, что вы ознакомлены с претензиями, местом и временем рассмотрения дела. Ставьте свою подпись только в том случае, если вас действительно ознакомили с этой информацией. В противном случае допишите в протоколе, что не ознакомлены;
  • если вы считаете, что сведения, изложенные инспектором в протоколе, не соответствуют действительности, у вас есть возможность сделать соответствующую запись: «Не согласен, нарушения ПДД не совершал. Поскольку нуждаюсь в юридической помощи, ходатайствую о смещении сроков рассмотрения дела на период, не меньший трёх дней»;
  • независимо от степени родства все находящиеся в автомашине могут быть вписаны в админпротокол как свидетели – инспектор не имеет права отказать автовладельцу в этом;
  • если вы считаете, что со стороны представителя ДПС на вас оказывалось давление, а также звучали угрозы, вы имеете право отобразить это в протоколе;
  • вы можете фиксировать происходящее на камеру, но такими же правами наделены и представители ГИБДД. Если они тоже занимались видеофиксацией, укажите в протоколе данный факт, вместе с маркой и номером средства фиксации;
  • протокол составляется в двух экземплярах. Помните, что один из них – ваш, и его не следует никому отдавать/передавать.

Корректный разговор с инспектором ГАИ не является гарантией того, что вас не накажут, но если вы начнёте конфликтовать, то наказания однозначно не миновать.

В каких случаях можете не останавливаться по требованию ИПДС

Здесь нужно понимать, что, находясь в автомобиле, вы не можете знать, по какой причине вам помахали жезлом, то есть не можете оценить правомерность остановки.

Между тем случаи, когда остановка автотранспортного средства правомочна, прописаны в законе, то есть сами инструктора в курсе, когда можно останавливать, а когда нельзя. Водители в принципе тоже могут это знать, но в конкретном случае останавливаться придётся, по крайней мере, до выяснения обстоятельств.

Памятка водителю при общении с сотрудником ГИБДД

Впрочем, и здесь имеются нюансы, позволяющие проехать мимо машущего жезлом сотрудника ГИБДД. Они касаются, прежде всего, места остановки автомобилей. Допустимыми являются стационарные посты ДПС, а также прилегающие к основному участку дороги.

Можно останавливать автомобиль и на обочине проезжей части, но в этом случае перечень ситуаций, позволяющих пойти на такой шаг, весьма ограничен:

  • если ТС нарушило ПДД;
  • если ваш автомобиль по описаниям схож с тем, который имеется в ориентировке и числится в угоне;
  • если имеются подозрении, что находящиеся в машине совершили преступление.

В противном случае остановка машины на проезжей части запрещена, и подобные действия сотрудников ГИБДД могут быть расценены вышестоящим начальством как очевидное нарушение внутренней дисциплины, требующее наказания виновных.

Рассмотрим случаи, когда можно не останавливаться по требованию инспектора:

  • если попытка была выполнена в ночное время вне пределов стационарного поста;
  • в случаях, когда вынужденная остановка транспортного средства в сложившейся дорожной ситуации угрожает его безопасности и грозит возникновением аварийной ситуации;
  • если требование остановиться предъявлено на участке трассы с ограниченной видимостью (перед/после поворотов, крутыми подъёмами/спусками), на перекрёстках или перед светофором, в других потенциально опасных местах.

Здесь уже неважно, почему вас останавливают, поскольку сам сотрудник ДПС нарушает инструкции, создавая предпосылки для возникновения ДТП.

Несколько слов о видеосъёмке разговора с инспектором ДПС

В числе изменений, внесённых в админрегламент и начавших действовать с 10.10.2017, отсутствует пункт 25, имевшийся ранее, в котором говорилось о запрете сотрудникам ГИБДД препятствовать водителям или пассажирам в осуществлении видеосъёмки беседы при остановке ТС и составлении протокола.

Здесь опять же возникли разговоры об ущемлении прав автовладельцев. В действительности запрета снимать разговор тоже фактически нет, но использовать такую запись в качестве доказательства при судебном разбирательстве будет уже проблемой. К тому же следует учесть требования статьи 19.03 КоАП, в которой говорится о возможности запрещения съёмки инспектором при определённых обстоятельствах. Всё зависит от того, как вы будете разговаривать с инспектором ДПС – если в грубой форме, то не следует ожидать поблажек.

С другой стороны, в последнее время сами сотрудники ГИБДД осуществляют видеозапись конфликтной ситуации, и у нарушителя отсутствуют рычаги, позволяющие запретить такую съёмку.

Имеется ли возможность оплаты штрафа на месте

В настоящее время существует немало способов оплаты штрафа, большинство из которых осуществляется на основании полученной нарушителем квитанции. Но можно погасить задолженность и на месте, что избавит вас от необходимости совершения каких-либо дополнительных действий. Если вы полностью согласны с предъявленными инспектором ДПС претензиями и не собираетесь их оспаривать, вы можете попросить вместо составления протокола выписать постановление-квитанцию. Правда, такая возможность имеется, если размер штрафа не превышает 100 рублей. Сотрудники ГИБДД должны иметь при себе мобильные контрольно-кассовые аппараты, посредством которых и осуществляется погашение задолженности. Водителю в таком случае выдаётся квитанция об оплате, распечатанная тут же.

Незаконные действия сотрудников ДПС

Мы уже отмечали, какие документы следует предъявлять инспектору и при каких условиях. Но если он вам не вернул документ, сел в патрульную машину и уехал – это нарушение, которое может быть квалифицировано как грабёж. Его нужно зафиксировать в ближайшем отделении РОВД, при условии, что у вас имеются данные о сотруднике, совершившем данное правонарушение.

Памятка водителю при общении с сотрудником ГИБДД

Бывает и другая ситуация: инспектор взял документы и длительное время их не возвращает, не составляя при этом протокол о нарушении, тем самым провоцируя вас на дачу взятки. В таком случае следует звонить в дежурную часть по номеру телефона доверия, сообщив об обстоятельствах остановки вашего транспортного средства. Нужно будет указать ФИО инспектора, его звание, госномер патрульной автомашины. Рассказывая о неправомерности действий представителя власти, укажите, какие обвинения были вам предъявлены, сообщите, что сотрудник ушёл с документами и не предпринимает никаких действий. Сообщите, что вы не намерены покидать салон авто, поскольку боитесь, что к вам со стороны экипажа патрульного авто будут применены противоправные действия.

Обычно с инспектором связываются, и ситуация решается. Если по прошествии определённого времени никаких видимых изменений не произошло – совершите повторный звонок.

Когда и это не поможет, придётся всё-таки покинуть машину, чтобы зафиксировать на камеру ваш разговор с инспектором. Вы подходите к машине ГИБДД и громко и чётко просите его начать составлять протокол, сообщив, что вы не будете соглашаться с его формулировкой. Попросите также вернуть документы.

Если инспектор проигнорирует ваши требования – звоните на 102 и объясните ситуации. Вам могут сказать, что задержка связана с проверкой вашей машины по базам ГИБДД, но это всего лишь отговорка – пускай сотрудник проверяет, сколько нужно, но документы обязан отдать.

В самых сложных случаях, когда никакие из вышеперечисленных действий не принесли результата, остаётся единственный вариант: написать заявление в Прокуратуру, в котором пожаловаться на превышение должностным лицом своих служебных обязанностей.