Причин перегрева мотора множество. Закипеть и раскалиться до состояния клина двигатель может не только от недостатка охлаждающей жидкости или негерметичности системы охлаждения. Причиной может быть неисправность ЦПГ, ГРМ и много чего еще. Но сегодня речь не об этом. Мы рассмотрим действия по эффективному охлаждению уже перегретого двигателя. Ведь именно это в первую очередь беспокоит владельца, когда стрелка температуры начинает идти на второй круг или из-под капота уже валит пар. Это потом надо будет разбираться, почему так произошло, а сейчас важно быстро остудить двигатель и по возможности добраться своим ходом до дома или сервиса.

Итак, стрелка указателя температуры начала свой ход в сторону красной зоны. Что делать? Конечно, в первую очередь нужно остановиться. Но иногда случается так, что встать либо просто невозможно, есть вероятность полностью застопорить транспортный поток, или небезопасно, к примеру, на автостраде с интенсивным движением. В этом случае стоит попробовать дотянуть до места, где есть условия для стоянки. Остановить же или замедлить рост температуры двигателя можно, включив на максимум печку. Да-да. Как бы странно это ни звучало при температуре за бортом +30, а то и выше, но именно печка — спасение для двигателя вашего автомобиля. Ведь радиатор печки — это не что иное, как дополнительный радиатор системы охлаждения, через который прокачивается охлаждающая жидкость.

Вывернув рукоятку на максимальную температуру и включив вентилятор салона на максимальную мощность, вы тем самым обеспечите дополнительное охлаждение двигателя. Да, станет невыносимо жарко в салоне, но, открыв все окна, вы сможете какое-то время двигаться. А уж потом встать в спокойном месте и начать процедуру охлаждения двигателя.

Как это сделать относительно быстро, а главное, безопасно для двигателя? Вода — спасение от жары как для всего живого, так и неживого. Однако если во время зноя люди и животные привыкли лить ее на себя, то для двигателя такое обливание может стать первым и последним в его жизни. Перепад температур, если вылить непосредственно на перегретый мотор несколько литров воды, однозначно вызовет термоудар, от которого может и головку блока повести, а то и сам блок может покрыться микротрещинами. Так что никаких обливаний! Воду нужно, аккуратно лить на радиатор, причем делать это нужно при работающем двигателе.

Только в этом случае помпа сможет прокачивать охлаждающую жидкость из радиатора в блок и головку блока. Интенсивно испаряясь с разогретого радиатора, вода за считанные минуты сможет восстановить рабочую температуру двигателя. Кстати, в свое время на машины, которые работали в тяжелых условиях, многие производители устанавливали систему орошения радиатора. Не брезгуют этим многие автомобилисты и сейчас. Ставя перед радиатором веерные форсунки омывателя лобового стекла, водитель принудительно, если температура начинает расти, например при покорении сложного участка на бездорожье или при затяжном подъеме, активирует этот распылитель и без особых проблем заканчивает тяжелый участок. Так что возьмите себе на вооружение те, кто живет в районах с жарким климатом.

Но продолжим. После того как двигатель вернется к рабочей температуре, заглушите его и проведите осмотр для выявления причины перегрева. Их, как уже говорилось, множество, но к основным, наиболее распространенным, относятся:

  • недостаток охлаждающей жидкости в системе по причине утечки или недолива вовремя;
  • неработающий вентилятор системы охлаждения;
  • загрязненный радиатор.

Причины перегрева двигателя

Устранить первую причину сможет в дороге каждый. Долить жидкость, как вы понимаете, не проблема. Если фирменной жидкости нет, ее можно заменить обычной водой. Впоследствии, конечно, придется этот шмурдяк слить и залить тосол или антифриз с нормальной плотностью, но пока это позволит добраться до дома или сервиса, а то и вовсе на какое-то время об этой проблеме не вспоминать. С остальными причинами сложнее, но и их, если вы хоть немного разбираетесь в устройстве автомобиля, можно устранить в пути. Механически вентилятор, как правило, плохо дует из-за ослабления приводного ремня, по этой же причине хуже работает помпа, а электрически — при отказе контактной группы. Подтянув ремень в первом случае и проверив контактную группу во втором, вы, скорее всего, восстановите его работоспособность.

Что же касается грязного радиатора, а таковым он может быть как снаружи, так и изнури, то вернуть ему расчетную площадь охлаждения можно, хорошо промыв, причем делать это лучше сняв его с машины. Понятно, что в дороге сделать это сложно, но доехать до дома с этой неисправностью поможет все та же вода. Смочите обильно тряпку водой и положите на радиатор сверху. Внимание! Обязательно проконтролируйте, чтобы она не свисала или во время движения не сползла в зону работы вентилятора, что может привести к его поломке. Стекающая с тряпки вода начнет интенсивно испаряться на радиаторе и тем самым улучшит его теплоотдачу. Это и позволит вам добраться до места стоянки или ремонта.

Так что в жаркую погоду возьмите за правило возить в машине несколько литров воды. Она ой как может понадобиться, если станет невмоготу вам или вашему автомобилю.