Выезжая вечером или ночью на дороги общего пользования, каждый автомобилист вынужден периодически переключаться с ближнего света на дальний, и наоборот.

Дальний позволяет на свободной дороге, когда впереди отсутствуют встречные машины, либо они находятся ещё на большом расстоянии от вас, лучше подсвечивать дорожное полотно. Тем самым обеспечивается необходимый уровень видимости и просматриваемости ситуации перед машиной.

Но когда приближается встречный транспорт, нужно обязательно переключиться на ближний свет. Иначе водитель попросту ослепит другого автомобилиста.

Потеря зрения даже на несколько секунд крайне опасная. Это может привести к самым разнообразным последствиям, начиная от потери управления, заканчивая наездами на пешеходов, выездами за пределы дорожного полотна и столкновениями с другими транспортным средствами.

Если происходят подобные ситуации, слепят вас или вы становитесь виновником ситуации, важно знать, почему так происходит и что в таких ситуациях нужно делать.

Основные причины

Неоднократно происходили такие ситуации, когда водители со встречки слепили другие машины. Не трудно представить, чем это может обернуться. Но если для самого слепящего угроза минимальная, то вот у жертвы его фар, которую он слепит, проблем будет намного больше.

Столкнуться с ослепляющим светом от движущихся встречных машин не хочет никто. Также и сам автомобилист вряд ли захочет создавать слепящий свет. В подобных ситуациях точно можно рассчитывать на нелицеприятные высказывания в свой адрес. Но ещё хуже, когда автомобиль заносит, водитель теряет управление и попадает в ДТП.

Чтобы не ездить с ослепляющим светом, каждый уважающий себя и других участников движения автомобилист обязан знать, из-за чего подобное может происходить. Это позволит исключить возникновение опасных ситуаций в дальнейшем. Назовём основные причины, почему один водитель слепит других.

Почему водителя могут слепить фары встречных автомобилей и как с этим справиться

  1. Невнимательность и банальная случайность. Достаточно внушительный процент автомобилистов совершенно несознательно и точно не специально слепят другие авто своими фарами. Человек забывает переключить оптики, вовремя не реагирует на приближение встречного транспорта, теряется и просто характеризуется рассеянностью. Это характерная особенность автолюбителей, которые лишь недавно сели за руль. Они ещё не научились правильно вести себя на дороге, не чувствуют машину и не ощущают ту грань, когда требуется выключить дальний, и перейти на работу фар ближнего света.
  2. Использование ксеноновой оптики, которая не отрегулирована или неправильно установлена. А это уже совершенно сознательный шаг со стороны автомобилистов. Многих привлекает свечение ксеноновых фар, которые часто устанавливаются на машины вопреки имеющимся ограничениям и законам. Хотя логичнее было бы поставить светодиодную оптику, но всё же ксенон встречается повсеместно. Для самого автомобилиста ксеноновые фары крайне полезные, поскольку они обеспечивают яркое свечение и гарантируют качественный обзор дорожного полотна и зон обочины. Ксенон требует предельно правильной настройки и регулировки. Обычно в гаражных условиях добиться идеального направления лучей не удаётся. А тратить деньги на услуги автосервиса многие не хотят. Вот и получается, что автомобилист устанавливает эффективные и яркие фары, но при этом страдают водители встречных машин.
  3. Неправильная регулировка или полное отсутствие настроек оптики. Предельно простая, понятная, но и очень распространённая ситуация. Когда автомобилист вынужден в связи с теми или иными причинами снимать фары и устанавливать их обратно, либо проводит замену оптики, он часто забывает о необходимости выполнить настройку и регулировку. Если этого не сделать, ослепления избежать вряд ли удастся. Только когда сильно повезёт, и фара случайным образом идеально правильно встанет на своё место. Потому обязательным мероприятием после снятия, замены, разборки или ремонта элементов передней оптики является их настройка.
  4. Автомобили с правым расположением руля. Это достаточно распространённое явление в нашей стране, несмотря на другую схему движения транспорта. Автомобили, у которых руль стоит с правой стороны, разработаны специально для стран с левосторонним движением, как в той же Великобритании. Потому их оптика имеет отличительные особенности по сравнению с той, которая устанавливается даже на такие же модели, но для российского или европейского рынка. Если говорить коротко, то при правостороннем движении тротуары и обочины расположены по правую сторону от водителя на леворульном авто. Это подразумевает улучшенную подсветку этих зон. Но когда речь заходит о левосторонних машинах, оптика установлена так, чтобы подсвечивать обочины и тротуары слева. Когда леворукая машина оказывается на дороге с правосторонним движением, вместо обочин и тротуаров свет попадает на встречные машины. Отсюда и конфликты на дорогах, обусловленных тем, что один водитель ослепил другого. Чтобы исправить такую ситуацию, связанную с нестандартным расположением руля, на праворульных авто необходимо адаптировать и отрегулировать оптику, либо полностью её заменить.
  5. Высота автомобиля. От высоких машин страдают водители обычных легковых седанов, универсалов и хэтчбеков. Когда автомобиль большой, изначально их фары располагаются несколько выше, чем на обычных машинах. Потому довольно часто встречные машины ослепляются водителями грузовиков, внедорожников и прочих подобных транспортных средств. Причём ослеплённому водителю может показаться, что грузовик включил дальний свет. Но в действительности это не так, и у него работает свет именно ближних фар. И тут существует довольно тонкая грань между тем, когда фары просто расположены выше обычного, и когда они начинают откровенно слепить. Потому на грузовиках и внедорожниках предусмотрены соответствующие настройки и регулировка.

Причин достаточно много, и каждая из них может коснуться любого водителя.

Не стоит забывать, что при условии правильной установки и регулировки, как это предусмотрено ещё с завода на автомобиле, никаких проблем с созданием помех и ухудшением видимости для других автомобилистов вы создавать не будете.

То есть начинать рекомендуется с себя. Если же вы сами стали жертвой водителя, которые не удосужился выключить дальний свет или не счёл необходимым отрегулировать оптику, придётся принимать соответствующие меры.

В чём опасность

Каждый автомобилист обязан заранее знать, что ему делать в ситуациях, когда встречные фары другого автомобиля его слепят. Вовремя принятые меры позволяют избежать опасных и неприятных последствий.

Не сложно догадаться, к каким последствиям может привести даже временная потеря контроля над происходящим вокруг автомобиля. Особенно это касается ситуаций, когда транспортное средство передвигается на высокой скорости.

В лучшем случае водителю просто становится некомфортно, ему приходится щурить глаза и затем говорить самому себе или сидящему рядом пассажиру всё то, что он думает о сидящем за рулём встречного автомобиля. Но это самое оптимальное развитие событий. На практике случаются куда более неприятные инциденты.

Когда машина движется по дороге ночью, в условиях отсутствия уличного освещения достаточной эффективности, водитель полностью полагается только на собственные фары и своё зрение. Никто не спорит, что плохо функционирующая оптика является также причиной возможного возникновения аварий и ДТП. Но гораздо хуже, когда автомобилист теряет возможность контролировать ситуацию, поскольку водитель по встречной полосе его ослепил.

Здесь речь может идти о потере концентрации на несколько секунд. Изначально это кажется совсем немного. Но за эти несколько секунд автомобиль успевает преодолеть солидную дистанцию. Когда впереди есть пешеходы, другие машины или поворот, у автомобилиста попросту не остаётся времени, пока восстановится зрение, чтобы объехать препятствие или вовремя затормозить.

Не просто так с завода при оснащении автомобиля фарами их специально корректируют и настраивают. При таком состоянии оптики претензий к вам со стороны водителей встречного транспорта точно не будет. Они не слепят вас, и вы ослепить никого не можете, поскольку всё отрегулировано идеально точно. Но с автомобилями, где фары стоят как попало и светят в разные стороны, всё намного хуже. Именно тут возникает необходимость вспоминать, что же делать, когда от фар встречных машин свет попадает прямо вам в глаза, и буквально на несколько секунд утрачивается контроль. В результате ослепления пострадать могут многие.

Все прекрасно понимают, насколько опасно даже на мгновение потерять контроль над своим автомобилем. Это влечёт за собой целый ряд последствий, самыми нежелательными из которых будут аварии, столкновения, выезды в кювет, наезды на пешеходов и пр. И будет крайне сложно переложить вину на того, что ослепил виновника происшествия. По чужой глупости водитель может оказаться в очень затруднительной ситуации.

Почему водителя могут слепить фары встречных автомобилей и как с этим справиться
Так светят ксеноновые фары

Что нужно делать

Вряд ли стоит спорить с утверждением о том, что начинать необходимо с себя. Потому стоит после каждого вмешательства в переднюю оптику обязательно проводить мероприятия по регулировке.

В этом плане хорошо владельцам современных автомобилей, где присутствует автокорректор, либо реализованы адаптивные фары. Всем остальным приходится настраивать оптику вручную, используя специальные стенды и графики на стенах. Если вам на дороге начали регулярно подмигивать встречные машины, акцентируя внимание на том, что вы их слепите, стоит задуматься над посещением автосервиса. Проблема очевидно присутствует, и её нужно устранить.

Но тут всё понятно, что начинаешь с себя и в первую очередь исключаешь вероятность стать виновником происшествия с участием транспортных средств, которых вы ослепили. При этом на дорогах остаётся огромное количество тех, кто не знает о проблеме неправильной работы фар, игнорирует все предупреждения или специально думает лишь о себе, не переживая насчёт того, что кому-то его оптика создаёт дискомфорт и может спровоцировать дорожное происшествие.

Все водители обязаны запомнить, что есть регламент, согласно которому существуют определённые нормы, касающиеся перехода с дальнего света на ближний. Если навстречу едет транспортное средство, то не менее чем за 150 метров до непосредственного сближения с ним, следует переключиться на режим работы ближнего света.

То есть ослепление нужно воспринимать не только как создание дискомфорта для других водителей, но и непосредственное нарушение закона, за которое полагается соответствующий штраф.

Можно дать несколько рекомендаций тем, кто попал в неприятную ситуацию, и оказался под влиянием света встречного транспортного средства.

Почему водителя могут слепить фары встречных автомобилей и как с этим справиться

Это наиболее актуальные и эффективные варианты относительно того, что нужно делать, когда вас слепят фары встречных машин.

  1. Постарайтесь сохранить спокойствие и самообладание. Паника, нервы вам точно на пользу играть не будут. Сначала нужно справиться с ситуацией, выйти из неё целым и невредимым, и только потом тратить силы и энергию на поиски оптимальной характеристики виновника.
  2. Обязательно сбросьте скорость. Но только резко бить по педали тормоза, когда позади вас едут другие машины, категорически не стоит. Они наверняка тоже будут ослеплены фарами встречного авто, а потому окажутся примерно в одинаковом положении с вами. При резком торможении авто позади может не отреагировать вовремя, из-за чего произойдёт столкновение.
  3. Включите и выключите несколько раз дальний. Это распространённый и всем понятный сигнал о том, что водитель кого-то слепит. Большинство автомобилистов даже с небольшим опытом вождения хорошо знают такой сигнал. Моргание помогает часто, поскольку многие водители не могут чётко рассчитать 150 метров, переключаясь на ближний свет позже, либо не замечают, какие фары и в каком режиме у него работают. Водитель способен просто забыть или быть невнимательным. Такая подсказка в виде моргания позволит быстро исправить сложившуюся ситуацию, и никто в результате не пострадает.
  4. Если слепит машина, идущая позади, тогда нужно включать аварийку и подержать её активной в течение нескольких секунд. Тут проблема в том, что моргание аварийкой также воспринимается как благодарность. Потому порой приходится несколько дольше сигнализировать аварийным сигналом, чтобы водитель позади наконец-то понял, что он делает не так.
  5. Когда никакие методы из представленных выше не помогают, либо у вас банально нет времени подавать сигналы, тогда следует постараться максимально перевести взгляд от фар, минимизировав ущерб вашему зрению. Резкое изменение уровня освещения приводит к адаптации фар и рассеянности зрения. Нужно некоторое время, чтобы заново сфокусироваться и привыкнуть к освещению. Чтобы этого не допустить или минимизировать последствия после ослепления, переведите взгляд в сторону. Сконцентрируйте внимание на правой части капота, контролируя обочину и часть дороги. Буквально через несколько секунд водитель встречного авто проедет мимо, и вы сможете вернуть взгляд в центр. Но так вы хоть сможете частично контролировать ситуацию.
  6. Используйте козырёк. Вообще они предназначены для защиты от солнца в дневное время суток. Но также козырьки способны частично помочь справиться с ослеплением по вине встречного автотранспорта. Так водитель получает возможность хоть и частично, но сохранять контроль над ситуацией на дороге. Расположите козырёк так, чтобы свет фар не бил вам прямо в глаза.
  7. Используйте специальные очки. Есть очки, созданные специально для автомобилистов, которые обладают свойством защищать от фар. То есть их используют не только днём, но и ночью. Причём многие подтверждают эффективность их работы. Но тут важно купить именно качественные и сертифицированные очки. Альтернативой очкам являются специальные козырьки, которые имеют аналогичный эффект. Они крепятся вместе со штатным козырьком в автомобиле, и выдвигаются по мере необходимости.
  8. Хамство в ответ на хамство. Это лишь вариант, но пользоваться им настоятельно не рекомендуется. Когда водитель встречного авто откровенно мешает другим участникам движения, игнорируя все сигналы и призывы переключить оптику, нервы некоторых его жертв не выдерживают. Вместо того, чтобы применять все предыдущие методы, они отвечают ровно тем же оружием. А именно сами включают дальний свет, показывая тем самым, каково они себя сейчас чувствуют. Но такие меры приводят к определённым последствиям. Вы можете ослепить хама, но также есть вероятность помешать куда более адекватным водителям, движущимся позади нарушителя. И тут уже вы можете оказаться виновником ДТП. Какие именно последствия будут от проявления взаимной любезности в виде включения дальнего света, предугадать сложно. А потому и рисковать не стоит.

Быть ослеплённым фарами встречных машин крайне неприятно. Но от этого никуда не деться, поскольку такие водители есть, и в глобальных масштабах с такой проблемой справиться невозможно.

Рекомендуется тщательно следить за состоянием оптики собственного автомобиля, выполнять регулировку и настройку по мере необходимости, всегда думать о других участниках движения и проявлять уважение.