Тот факт, что со временем моторное масло становится тёмным, большинство автолюбителей воспринимает как должное. Гораздо больше противоречий можно встретить в сети, если речь идёт о слишком быстром загрязнении смазочной жидкости. Здесь мнения сильно различаются – одни утверждают, что беспокоиться нечего, особенно если силовой агрегат возрастной, другие считают, что это признак надвигающейся катастрофы, требующий немедленного реагирования. Мы постараемся максимально подробно описать эту проблему, используя многоаспектный подход – так у читателя сложится более объективное мнение о проблеме.

Почему масло темнеет

Для начала давайте попробуем выяснить, как вообще работает ММ в силовом агрегате. Интуитивно понятно, что эта жидкость используется для того, чтобы предотвратить преждевременный износ трущихся поверхностей деталей двигателя. Но это не единственная функция масла: оно также выступает в качестве адсорбента, очищающего поверхности мотора от технических загрязнений, которые неизбежны в процессе эксплуатации автомобиля. Поскольку само по себе моторное масло не имеет адсорбирующих свойств, в него вводятся специальные присадки, которые изменяют щелочное число жидкости.

Чёрное масло в двигателе указывает на то, что щелочь таки выполняет свои функции – нейтрализует кислоты, а также избавляет мотор от нагара и прочих загрязнителей. Поскольку система смазки по определению герметична, вся эта грязь оказывается в смазочной жидкости. Частично она оседает на масляном фильтре, но он не способен уловить наиболее мелкие частицы. Так что цвет масла достаточно быстро изменяется на более тёмный, и чем изношеннее силовой агрегат, тем отчётливее проявляется эта зависимость.

А вот когда смазка длительное время сохраняет свой цвет – это уже повод задуматься, а справляется ли она со своими очистительными обязанностями? Скорее всего – нет, а значит, либо вы сознательно приобрели дешёвое масло сомнительного качества, либо вам попалась подделка, которых сегодня на рынке – пруд пруди. Из-за отсутствия качественных присадок такая жидкость выполняет только смазывающие функции. Да и те, скорее всего, отнюдь не должным образом.

«Правильное» масло характеризуется достаточным показателем щелочного числа, благодаря чему помогает предотвратить две основные причины преждевременного износа силового агрегата:

  • масляного дефицита, являющегося следствием закупорки каналов загрязнениями, препятствующими нормальной циркуляции жидкости;
  • ухудшению теплоотвода, следствием которого является перегрев мотора со всеми вытекающими негативными последствиями. В частности, локальный перегрев становится причиной проворачивания вкладышей, деформации и разрушения распредвала и других не менее опасных последствий.

Но не всё так однозначно. Высокое щелочное число, оказывается, в определённых случаях вместо пользы приносит ощутимый вред. Под такими случаями, прежде всего, следует понимать игнорирование регламентной замены смазки. При длительном использовании адсорбционная присадка, противостоя обильной загрязнённости мотора, постепенно утрачивает свои очистительные свойства.

Так что потемнению цвета изначально светлого и прозрачного продукта удивляться не стоит: это естественный процесс. В некоторых случаях масло в двигателе чернеет быстро, иногда – на протяжении довольно длительного времени, но в любом случае цвет меняется на более тёмный. Скорость процесса изначально мало о чём говорит, поскольку зависит от множества разноплановых факторов, основными из которых являются:

  • состояние мотора, насколько регулярно выполнялись регламентные процедуры;
  • какова концентрация моющих присадок в используемом в настоящее время продукте;
  • насколько давно вы производили замену ММ и маслофильтра.

Чем старее силовой агрегат, тем больше в нём накопилось различных отложений, поэтому после заливки свежей жидкости она темнеет быстрее, нежели на относительно новом моторе. Скорость изменения цвета напрямую зависит и от количества щелочных присадок, которое в разных марках масел может отличаться на ощутимую величину.

Более быстрое потемнение моторного масла в дизельном двигателе связано с характеристиками солярки, в составе которой намного больше веществ, генерирующих при сгорании сажу. По этой причине на таких моторах масло чернеет практически сразу, и этот факт должен быть известен каждому владельцу машины с дизельным силовым агрегатом.

Если вы убеждены, что скорость процесса слишком высока, у вас есть имеется два способа выполнения эксперимента, который поможет установить истину:

  • использование более качественного фирменного масла, в качестве которого можно не сомневаться;
  • более частая замена смазочной жидкости (примерно на 20-30% чаще, чем рекомендует автопроизводитель).

Но на такой шаг стоит идти только в тех случаях, когда загрязнение смазки некритично, то есть не создаёт проблем, угрожающих состоянию силового агрегата. Но когда этот процесс сопровождается сбоями в работе мотора, следует сначала выполнить тщательную диагностику всех его систем и узлов, которые позволят указать на возможную причину быстрого загрязнения техжидкости.

Почерневшее масло на щупе

Можно попытаться снизить скорость загрязнения смазочной жидкости, осуществив промывку мотора специальными смесями, которые в состоянии очистить внутренние поверхности двигателя от тех отложений, с которыми не справляется масло. Но здесь нельзя переусердствовать, поскольку такие составы оказывают разрушающее воздействие на резиновые детали и уплотнения. К тому же заранее нельзя предсказать реакцию базовой смазки на смешение с очищающим раствором – при негативном сценарии ММ потеряет значительную часть своих характеристик.

Перечислим факторы, оказывающие наибольшее влияние на скорость потемнения моторного масла:

  • попадание в двигатель картерных газов. Проблемы в системе избавления от картерных газов приводят к тому, что часть их проникает обратно в ЦПГ, где они могут контактировать с моторным маслом. В результате смазка окисляется, теряя свои эксплуатационные характеристики и быстро меняя цвет на тёмный. Если неисправность значительная, скорость этого процесса стремительно возрастает;
  • износ поршневой группы. Главное следствие этого явления – потеря герметичности ЦПГ, в результате чего в камеру сгорания начинает попадать смазка, которой там быть не должно, а горючее – в картер силового агрегата, разжижая смазочную техническую жидкость. Масло в итоге теряет свои изначальные смазочные и чистящие свойства, усиливая износ трущихся деталей и собственное загрязнение. Диагностировать такую проблему достаточно просто: необходимо просто протереть чистой светлой ветошью масляный щуп. Наличие разводов насыщенного чёрного цвета будет свидетельствовать о таком явлении, как угар смазки, происходящий в результате её сгорания в цилиндрах. При увеличении зазоров вследствие износа мотора можно наблюдать и увеличенный расход ММ, и проблемы с пуском двигателя, и высокую степень задымлённости выхлопа;
  • высокое значение зольности и TBN. Сульфатная зольность – показатель, который характеризует количественное содержание в масле элементов, которые не сгорают. Он напрямую коррелирует со щёлочным числом, обозначаемым аббревиатурой TBN. Это означает, что чем выше зольность, тем быстрее будет темнеть смазочная жидкость в процессе эксплуатации. Это нельзя назвать недостатком – высокие моющие способности только приветствуются, однако при выборе масла следует ориентироваться на рекомендованные автопроизводителем показатели, стараясь не превышать их без необходимости. Нужно также понимать, что смазка с низким показателем щёлочности очень чувствительна к качеству горючего и быстрее теряет свои чистящие свойства. По этой причине замену такого ММ следует производить намного чаще – примерно каждые 7-7.5 тысяч километров;
  • перегрев мотора – ещё одна причина, из-за которой масло в двигателе темнеет намного быстрее. К таким последствиям приводит эксплуатация автомобиля в агрессивном режиме с длительными повышенными нагрузками. Причиной перегрева может быть утечка охлаждающей жидкости, а также неисправности термостата или водяного насоса, возникновение в магистрали системы охлаждения воздушных пробок.

Отметим, что все перечисленные причины связаны с определёнными неполадками двигателя либо его систем. Поэтому слишком быстрое потемнение масла – повод обратиться в сервисный центр для проведения диагностики силового агрегата. Если срок гарантийного обслуживания уже истёк, при наличии достаточного опыта эту работу можно выполнить и самостоятельно.

Когда тёмное масло – норма

Автомобильная система смазки – это замкнутый герметичный контур. Стекая в картер, масло затем насосом доставляется в каналы магистрали, проходящие чрез смазываемые детали. По пути оно вбирает в себя окислы, механические частички, образующиеся при трении, а также нагар, и возвращается в картер. Неудивительно, что оно, постоянно обогащаясь различными загрязнителями, темнеет.

Поскольку детали силового агрегата, работающие в экстремальных скоростных режимах, сильно разогреваются, существенная часть тепла передаётся в технические жидкости – антифриз и моторное масло. Последнее может разогреваться до температуры, превышающей 100°С. Для смазки это хорошо – она становится более текучей, что позволяет ей проникать в технические зазоры, снижая трение и смывая свежий нагар, не успевший закоксоваться. Такое естественное потемнение называют термином «работа масла».

Так что если после продолжительной эксплуатации ММ практически не изменило свой цвет – говорят, что смазка не работает. По крайней мере, это касается её очистительных характеристик. В этом случае все отложения остаются на стенках мотора, образуя довольно толстый слой несмываемого нагара, который, во-первых, изменяет размеры технологических зазоров и геометрию узлов двигателя, а во-вторых, ухудшает теплоотдачу силового агрегата, что приводит к длительной работе при повышенной температуре. Образно говоря – к перегреву. Следовательно, автовладелец использует откровенно некачественный продукт, подделку, которая сокращает ресурс мотора.

Чёрное масло в двигателе не является поводом для беспокойства, если тёмный окрас приобретался постепенно на протяжении регламентного интервала. Таким образом, если смазочная жидкость после наезда 5000-10000 километров в целом сохранила свои изначальные рабочие характеристики, но потемнела – это нормально, это показатель того, что используемое масло соответствует конкретному двигателю.

Если масло в двигателе чернеет, это говорит лишь о том, что все загрязнители, включая отработанные в процессе сгорания ТВС соединения попадают в смазочную жидкость, не задерживаясь на стенках рабочей зоны. Такая защитная способность моторного масла минимизирует вероятность возникновения внутри силового агрегата окислительных реакций, увеличивая его ресурс. Во время плановой замены масла при очередном техническом обслуживании все вымытые смазкой вещества сливаются, а в систему заливается чистое масло.

Постепенная очистка двигателя

Как мы выяснили, изменение оттенка масла – результат попадания в него загрязнителей, образующихся в моторе в процессе его интенсивной эксплуатации. Свою лепту вносят и высокощелочные присадки. Слишком тёмный цвет вовсе не говорит о том, что с силовым агрегатом имеются проблемы, это вполне нормальный естественный процесс, но при сильном потемнении ММ следует его заменить вместе с маслофильтром, не дожидаясь, пока на спидометре появятся цифры, соответствующие приведенным в руководстве по эксплуатации. Если ваша цель – постепенно очистить мотор от скопившихся загрязнений, меняйте масляный фильтр не только при смене масла, но и в промежутках, хотя бы единожды. Это не настолько затратный способ, чтобы не попытаться его использовать.

Слив черного ММ из двигателя

Можно с уверенностью утверждать, что медленная очистка двигателя от взвешенных микрочастиц намного полезнее, чем экспресс-метод, основанный на применении моющих присадок с агрессивными компонентами, которые в результате смешивания с маслом ухудшают его технические параметры (в частности, вязкость).

Более жидкая смазка быстрее стекает в поддон, не задерживаясь в рабочих зонах, что становится причиной более быстрого износа нуждающихся в качественной смазке узлов мотора.

Многие автовладельцы отказываются от метода постепенной очистки, считая его слишком накладным. В действительности более частая замена ММ вначале приедет к тому, что со временем оно будет загрязняться намного медленнее, вернувшись к показателям, которые наблюдались во времена молодости силового агрегата.

Для старых сильно изношенных двигателей одной из наиболее характерных причин ускоренного потемнения смазки является попадание в масло продуктов сгорания, то есть картерных газов. Такая проблема легко диагностируется, поскольку этот процесс сопровождается появлением в подкапотном пространстве весьма специфического и узнаваемого запаха горелого ММ. Об этом же будет свидетельствовать и повышение его расхода, а также увеличение трат топлива.

Проблема лечится заменой поршневых колец, а в особо тяжёлых случаях – расточной гильз, которая позволяет придать им первоначальные нормативные размеры.

Еще один хороший способ не допустить преждевременного загрязнения смазки – регулярная её доливка при уменьшении уровня, пока не придёт пора регламентной замены.

Большинство опытных автовладельцев утверждает, что при использовании качественной смазочной жидкости оно начинает темнеть после достаточно весомых пробегов, порядка 7-10 тысяч километров. Если исходный показатель щёлочности высокий, при потемнении такого масла никаких деструктивных процессов в двигателе не происходит. Тёмный цвет в данном случае является свидетельством того, что смазке удалось вобрать в себя максимальное количество скопившихся на поверхности деталей мотора вредных отложений. Спешить с заменой не стоит, выполняйте это мероприятие в соответствии с рекомендованными датами.

В то же время в специальной литературе можно найти сведения, утверждающие, что моторные масла с повышенным содержанием щелочных присадок характеризуются меньшим ресурсом, что связано с отсутствием в их составе компонентов, препятствующих старению рабочего вещества. За прекрасные моющие характеристики таких жидкостей нужно расплачиваться более частой заменой. Оптимальным считается пробег на уровне 10000 километров.

Последствия длительной езды на чёрном масле

Корни заблуждения многих автомобилистов относительно цвета ММ, которое проявляется в виде неприятия чёрного цвета смазочной жидкости, следует искать в советском прошлом, когда качество масла напрямую ассоциировалось с его цветом, и это было справедливо. Но это было давно. Сегодня даже откровенный фальсификат имеет прозрачную консистенцию и светлый оттенок.

Если после длительной работы мотора масло потемнело слабо, это говорит либо о том, что двигатель не сильно загрязнён, либо о недостаточно высоком показателе щёлочности. В последнем случае смазочные свойства жидкости никоим образом не страдают, а вот очистительные откровенно недостаточны.

Тёмное ММ свидетельствует о том, что оно исправно выполняет очистительные функции, но функциональность такой смазки резко снижается. Если продолжать ездить на таком масле, оно уже не сможет смывать продукты загрязнения с поверхности деталей силового агрегата, содействуя утолщению слоя нагара на ключевых узлах двигателя.

Последствия почернения масла в двигателе

Меры профилактики

Избежать последствий слишком быстрого загрязнения смазочной жидкости можно, но задача усложняется из-за того, что причины такого явления могут быть разными.

Правильный выбор масла – это тот базис, на котором зиждется такой показатель, как долговечность двигателя. В принципе в руководстве пользователя указываются основные характеристики жидкости, которых следует неукоснительно придерживаться. Любая самодеятельность, навеянная советами «экспертов», в том числе и магазинных, может привести к не слишком хорошим последствиям. Если вы видите, что смазка быстро темнеет – не используйте то же масло повторно, поскольку в этом случае установить причину явления будет намного сложнее.

Жидкости с низкой щёлочностью для пожилых двигателей однозначно использовать не рекомендуется, даже если по основным характеристикам они для вашего двигателя вполне подходят. В данном случае тщательное изучение технической документации, включая спецификации конкретной модели ДВС, поможет найти наиболее оптимальный вариант. Очень много полезной информации можно почерпнуть из тематических форумов и групп соцсетей, но здесь нужно уметь отличать компетентный материал от любительского, а это тоже своего рода искусство, приходящее с опытом.

Второй действенный способ избежать неблагоприятных последствий – ремонт силовой установки. Как мы уже писали выше, очень высока вероятность, что причина ускоренного загрязнения моторной смазки может заключаться не в её эксплуатационных характеристиках, а в неисправностях двигателя. Диагностика и ремонт – рецепт «выздоровления» мотора. Описывать особенности выполнения первой и второй процедуры не входит в наши планы, на этот счёт имеется достаточно материалов в сети, да и на нашем сайте можно найти немало интересного и познавательного. В частности, как диагностируются и исправляются поломки термостата, помпы, как определяется степень износа поршневой группы.

Остаётся только добавить, что все эти неполадки можно устранить самостоятельно, пользуясь хотя бы той же инструкцией по эксплуатации, где обычно излагаются основные поломки и приводится алгоритм их устранения с достаточно подробным описанием с картинками.

Если вы не имеете опыта ремонта машины, то остаётся обратиться к специалистам и смириться с ощутимыми денежными тратами.

Одна из стандартных процедур, которую раньше исправно проходили, а сегодня предпочитают её не использовать – промывка мотора при очередной замене масла. Особенно она полезна, если вы меняете марку смазочной жидкости. Обычно и замену масла, и промывку двигателя осуществляют на СТО, но если вы привыкли менять ММ самостоятельно, то наверняка справитесь и с очистительными процедурами.

Для этого вам понадобятся следующие инструменты и расходники:

  • ключ для откручивания сливной пробки, расположенной на днище картера. Его конфигурация зависит от конкретной модели автомобиля,
  • ёмкость достаточного объёма для сбора отработки;
  • промывочная жидкость (желательно выбирать той же марки, что и моторное масло, но не обязательно – можно использовать любую другую, но от известного бренда).
Жидкость для промывки двигателя перед заменой масла

Как осуществляется промывка:

  • установите автомобиль на яму, подъёмник или эстакаду;
  • наёдите со стороны днища сливное отверстие и открутите пробку, предварительно подставив приготовленную тару (эту работу нужно выполнять не на горячем двигателе – есть риск обжечься);
  • ждём, пока масло не перестанет капать. Отметим, что полностью остывшее масло становится более вязким, а нам это не нужно – чем оно жиже, тем полнее сольётся. Учитывая предыдущий совет, рекомендуем подождать минут 10-15 после продолжительной поездки, и только затем приступать к сливу, который можно считать оконченным через 20-30 минут после начала;
  • закрутите сливную пробку на штатное место, откройте крышку капота и открутите пробку заливной горловины при её наличии (или уберите мерный щуп, если его горловина и является заливной);
  • в систему необходимо залить точно такой же объём промывочной жидкости, который оказался слитым;
  • закрутите пробку или вставьте щуп на место – всё готово для осуществления промывки;
  • вам остаётся наездить на автомобиле порядка 20-50 километров. Меньше не стоит, больше тоже нежелательно, ведь промывочное средство не обладает столь же хорошими смазочными характеристиками, как регулярное моторное масло;
  • после этого промывку можно слить. Если двигатель сильно загрязнён, слитая жидкость будет иметь глянцевый чёрный цвет, и это хороший признак, указывающий на то, что со своей задачей спецсредство справилось на отлично. Если вы хотите получить ещё более качественный результат – повторите процедуру;
  • после окончательно слива промывки можно заливать новое масло, не забыв поменять и маслофильтр.

Использовать для этих целей обычный керосин или, что ещё хуже, дизтопливо, мы настоятельно не рекомендуем. Хотя очистительные способности того же керосина действительно высоки, но в качестве смазки он – никудышный материал, в отличие от промывочных жидкостей, которые номинально являются какой-никакой, но смазкой.

Если вы будете придерживаться наших советов, то ваш двигатель определённо будет содержаться в почти идеальной чистоте, насколько этот термин применим в отношении автомобильного силового агрегата.