Ради заботы об экологии появились дорожные знаки - «Зона с ограничением экологического класса механических транспортных средств», «Зона с ограничением экологического класса грузовых автомобилей», знак дополнительной информации (табличка) «Экологический класс транспортного средства». Минтранс предложил их еще в 2014 году, но до подписания законопроект добрался только сейчас.

Пока вешать новые жестянки некуда – нет соответствующих норм. Однако уже скоро обещают эту недоработку устранить. Новым законом местным властям разрешат ограничивать въезд в отдельные районы и целые города, и делаться это будет как раз на основании экологического класса автомобиля. Контролировать соблюдение запрета станут с помощью видеокамер. Сканируя номера автомобилей, они будут сверять их с информацией в базе ГИБДД, узнавая оттуда их экологический класс. Правда, пока непонятно, что будет со старыми машинами, у которых в соответствующей графе ПТС стоит «нет данных».

В ПДД введены термины «электромобиль» и «гибридный автомобиль», соответствующие дорожные знаки и разметка. Это логично, ведь данные виды во всем мире попадают под действие разнообразных льгот, и им нужны выделенные парковочные места около зарядных станций. В России пока с этим туго. Из льгот – только бесплатная стоянка для электромобилей в Москве, а про развитие «электро-АЗС» лучше и не говорить: все амбиции частников и госструктур вот уже много лет остаются только на словах. Быть может, теперь, когда экологически чистый транспорт официально указан в законе, что-то сдвинется с мертвой точки. Как минимум, теперь есть законные основания штрафовать и эвакуировать тех, кто паркуется возле зарядной станции.

В Минтрансе поясняют, что эти поправки необходимы «в связи с ускоренным развитием экологически чистого вида транспорта». Однако продажи электромобилей в России ничтожны, а в последнее время еще и падают. На начало 2017 года в стране было зарегистрировано всего 920 электромобилей. Спасибо отсутствующей инфраструктуре!

Кстати, электромобиль определяется российскими ПДД как «транспортное средство, приводимое в движение исключительно электрическим двигателем и заряжаемое с помощью внешнего источника электроэнергии». Гибрид – это «транспортное средство, имеющее не менее двух различных преобразователей энергии (двигателей) и двух различных (бортовых) систем аккумулирования энергии для целей приведения в движение транспортного средства».

Есть поправка, касающаяся давно известных терминов «разделительная полоса» и «островок безопасности».

«Термины «разделительная полоса» и «островок безопасности» в настоящее время предусматривают их использование при разделении проезжей части. В связи с этим возникают затруднения при устройстве пешеходного перехода через проезжую часть и трамвайные пути с использованием островков безопасности, включающих часть разделительной полосы на границе проезжей части и трамвайных путей. Внесенными изменениями в определение этих терминов включено словосочетание «трамвайные пути», - говорится в сообщении кабинета министров.

Что изменилось? Для обывателей – ничего, это лишь обычная бюрократическая правка.

Впервые в Правилах прописан запрет для маршрутных транспортных средств. Отныне действие знака «Остановка запрещена» распространяется и на них (за исключением обозначенных остановочных пунктов). Для Москвы, которая железной рукой навела порядок с маршрутками, поправка неактуальна. Однако для любого другого населенного пункта она означает серьезные перемены: «маршруточники» больше не смогут высаживать и подбирать пассажиров «у каждого столба», по первому требованию. Конечно, при наличии должного контроля, иначе это будет очередная заведомо неработающая норма. Но что-то нам подсказывает, что гаишникам следить за порядком по этой части будет неинтересно.

Наконец, в действующей редакции Правил велосипедистам младше 14 лет нельзя двигаться по дороге, а сопровождающим их взрослым велосипедистам нельзя двигаться по тротуару. Это приводит к разделению детей и сопровождающих их взрослых: ехать вместе им нельзя по закону. Изменения разрешают движение велосипедистов по тротуару или пешеходной дорожке в случае сопровождения взрослым велосипедиста в возрасте до 14 лет.

«Принятые решения направлены на повышение безопасности пешеходов, велосипедистов, маршрутных транспортных средств. Эти изменения позволят органам государственной власти и местного самоуправления регулировать режим проезда по территории населенных пунктов транспортных средств с высоким уровнем выбросов вредных веществ, в том числе предоставляя преференции для экологически чистых транспортных средств», - говорится в постановлении правительства.

Описанный пакет изменений вступит в силу с 1 июля 2018 года. За исключением ограничения движения грузового транспорта в зависимости от его экологического класса: оно начнет действовать с 1 июля 2021 года.