Мало просто соединить фаркоп на автомобиле со сцепным устройством прицепа и отправиться в путь. Буксировка любого типа трейлера, то есть прицепа, накладывает дополнительную ответственность на водителя.

Характеристики и особенности поведения машины заметно меняются, когда она передвигается по дорогам с прицепленным транспортным средством.

Чаще всего ошибки допускают те, кто не обладает нужным опытом, не следует правилам или банально с ними предварительно не знакомится. Есть ряд рекомендаций и правил, обязательных для соблюдения при езде на автомобиле с прицепом.

Общие правила

Если действовать согласно ПДД, соблюдая установленную скорость движения автомобиля вместе с прицепом, риск угодить в аварию или стать участников либо виновником ДТП значительно снижается.

Это касается не только соблюдения скоростного режима. К основным правилам езды с трейлером стоит отнести такие пункты:

  • В зависимости от грузоподъёмности автоприцепа, для его буксировки машиной водитель должен иметь открытую категорию B, C или D.
  • Автомобилистам с категорией B разрешается управлять ТС с прицепом категории О1, то есть с массой до 750 килограммов. При этом общий вес автопоезда не должен составлять свыше 3500 кг.
  • На прицепе, выполненном своими руками или купленном от производителя, обязательно должны присутствовать габаритные сигнальные фонари, указатели поворотов и стоп-сигналы. Вся светотехника обязана находиться в исправном состоянии.
  • Чтобы тянуть за собой трейлер, на автомобиль устанавливается тягово-сцепное устройство, или просто фаркоп. Они бывают съёмными и неснимаемыми. Выбирать лучше первый вариант.
  • При езде на машине без прицепа сцепной шар необходимо снимать.
  • Если габариты трейлера больше, чем у автомобиля, тогда на машину требуется установить дополнительные зеркала заднего вида. Для них предусмотрены увеличенные держатели. Это позволяет контролировать происходящее позади авто.
  • При перевозке прицепа нужно иметь клинья для упора колёс на прицепе. Это актуально для ситуаций при вынужденной остановке на дороге с уклоном.
  • Прицепы категории О2 и О3 обязательно оснащаются тормозной системой.
  • Категорически запрещено перевозить людей в прицепах, вне зависимости от их типа.
  • Необходимо строго соблюдать скоростные ограничения.
  • Для прицепа требуются отдельные регистрационные документы. Их присутствие у водителя при поездках является обязательным.

Существуют отдельные требования в отношении груза, который перевозится на автоприцепе.Правила буксировки прицепа, разрешённая скорость и штрафы за нарушения

Нельзя транспортировать груз, который:

  • мешает нормальному обзору дороги для водителя;
  • мешает маневрированию и управлению;
  • закрывает сигнальные приборы на прицепе;
  • закрывает номерные знаки;
  • превышает допустимые габариты автопоезда;
  • создаёт препятствия и помехи для другого транспорта;
  • влияет на устойчивость автомобиля.

Как видите, правил достаточно много, и они крайне жёсткие. Любое нарушение влечёт за собой не просто риск получить штраф, но и возможность столкнуться с более серьёзными последствиями в виде ДТП, потери груза, порчи имущества, поломки собственного трейлера или автомобиля.

Прежде чем отправляться в путь, учитывайте, что:

  • при движении в составе автопоезда (машина плюс прицеп) тормозной путь заметно увеличивается в сравнении с движением без трейлера;
  • набор скорости будет происходить медленнее обычного;
  • прицепу свойственна инертность, то есть при торможении машины он продолжает двигаться, не имея собственной тормозной системы;
  • суммарная длина автопоезда увеличивается;
  • прицеп при неаккуратном управлении может занести;
  • при необходимости автоприцеп можно отцепить и припарковать вручную.

При этом водители часто игнорируют эти рекомендации, нарушают правила. Одним из последствий оказывается занос.

Как не допустить занос

Чтобы избежать заноса, нужно отталкиваться не только от соблюдения скорости движения машины с прицепом. Есть несколько правил, которые помогут не допустить подобных ситуаций.

Когда следует поворот или изгиб на дороге, сильно прижиматься к левому краю своей полосы движения нельзя. В противном случае есть вероятность, что прицеп сложится пополам. В итоге на машине появятся вмятины, деформируется крыло, груз потеряется.

При повороте в составе автопоезда дуга становится больше. Увеличивается ширина дуги поворота. Выполняя левый поворот, старайтесь двигаться по дуге немного правее. Если это правый поворот, тогда левее. При заносе прицеп попросту опрокидывается.

Самой популярной ошибкой начинающих водителей, которые только начали ездить с прицепом, является неправильное использование педали тормоза. Многие из них тормозят прямо в повороте. Это серьёзная ошибка. В поворот всегда нужно входить на стабильной скорости, которую сбрасывают ещё до начала манёвра. В противном случае прицеп будет двигаться по инерции и уведёт машину в другую сторону.Правила буксировки прицепа, разрешённая скорость и штрафы за нарушения

Запомните следующее правило: сначала вы тормозите, и только потом поворачиваете.

Если ошибка была допущена и автоприцеп начинает кидать в разные стороны при повороте, необходимо продолжать манёвр, поворачивая руль в заданную сторону, и параллельно прибавить газ. Это уравновесит авто, и вы спокойно завершите манёвр.

Важность соблюдения дистанции

Привычка может сыграть с автомобилистом, который лишь недавно начал эксплуатировать прицеп, злую шутку.

На большом количестве легковых прицепов собственной тормозной системы не предусмотрено.

Разогнавшись буквально до 70 км/ч и начав торможение, автопоезд будет иметь тормозной путь на 8 метров больше, чем на машине без прицепа.

Это означает лишь одно: при езде с трейлером необходимо тормозить заранее и плавно, строго соблюдая дистанцию, и по мере возможности её увеличивать. Просто не всегда это возможно в условиях плотного городского потока.

Если разрешённая скорость езды с прицепом будет нарушена, а дистанция между авто не выдержана, это закончится столкновением. А поскольку водитель с прицепом ехал сзади, по правилам именно он будет считаться виновником ДТП.Правила буксировки прицепа, разрешённая скорость и штрафы за нарушения

Да, существует максимальная допустимая скорость движения с прицепом на легковом авто. Но прежде чем её развивать, убедитесь, что до машины впереди достаточно расстояния и при необходимости вы успеете затормозить. Дополнительно делайте поправку на текущее состояние дорожного покрытия. На заснеженных и мокрых дорогах тормозной путь становится ещё больше.

Разрешённая скорость по ПДД

Теперь следует узнать о том, какая максимальная скорость допускается при езде на машине с прицепом.

Тут есть несколько вариантов применительно к легковым машинам. Это в основном связано с тем, где осуществляется движение.

  • Если авто движется по автомагистрали и без трейлера, тогда максимальная скорость ограничена на отметке 110 км/ч. Если это авто с прицепом, тогда лимит снижается до максимальных 90 км/ч.
  • По остальным дорогам вне населённого пункта разрешённая скорость без прицепа и с прицепом соответственно 90 и 70 км/ч.
  • Отдельно рассматривается ограничение по скорости движения с прицепом в пределах населённых пунктов. Оно одинаковое для авто с трейлером и без него. Это 60 км/ч.

Важно понимать, что то, с какой скоростью водителям можно двигаться с прицепом или без, дополнительно регулируется дорожными знаками и указателями. К примеру, в некоторых населённых пунктах не разрешено ездить со скоростью более 40 км/ч, что подтверждено соответствующие знаками.Правила буксировки прицепа, разрешённая скорость и штрафы за нарушения

Штрафы за нарушения

Если не соблюдать установленные правила, водителя автопоезда ждёт штраф. Каким именно он будет, зависит от конкретных обстоятельств и условий, при которых было совершено нарушение.

Когда не соблюдается разрешённая скорость при движении с прицепом либо нарушаются иные особенности режима перемещения автопоезда, возможны соответствующие варианты ответственности:

  • Если неправильно установить прицеп либо нарушить правила перевозки груза в трейлере, тогда инспектор может выписать постановление с указанием штрафа размером 500 рублей.
  • Если на прицепе или машине есть неисправности, которые влияют на корректность эксплуатации трейлера, штраф также составит 500 рублей.
  • Сведения об автоприцепе следует обязательно вносить в действующий полис ОСАГО. Если такой информации в страховке нет, штраф будет 500 рублей.
  • При отсутствии собственных номерных знаков на прицепе наказание увеличивается до 2500 рублей.
  • Если для эксплуатации прицепа нужна открытая категория E, а её в правах водителя нет, тогда штраф будет уже 5000 рублей.
  • За превышение скорости, в зависимости от тяжести правонарушения, могут выписать протокол на сумму от 500 до 5 000 рублей. Дополнительно могут лишить прав при первом зарегистрированном случае на 4-6 месяцев либо на 1 год при повторном аналогичном нарушении, если скорость будет превышена на 60-80 км/ч.

Как видите, если разогнаться даже на автомагистрали до 150 км/ч, имея позади машины трейлер, у инспектора будут все основания забрать у вас права на несколько месяцев, дополнительно выписав серьёзный денежный штраф.Правила буксировки прицепа, разрешённая скорость и штрафы за нарушения

Рекомендации по правильному движению с прицепом

Ошибочно считать, что пустой прицеп никак не влияет на поведение автомобиля. Что уж говорить о ситуациях, когда трейлер загружен под завязку.

Отправляясь в путь в составе автопоезда, рекомендуется соблюдать такие правила:

  • Старайтесь не разгоняться и не тормозить резко. Это связано с худшей манёвренностью и устойчивостью авто. Плюс увеличивается дистанция тормозного пути.
  • При длительных поездках периодически останавливайтесь, чтобы проверить надёжность крепления груза и соединения между фаркопом и сцепным устройством.
  • Стартовать всегда нужно плавно и постепенно. Если нарушить это правило, есть риск быстро вывести из строя сцепное устройство, быстро износить шины и заметно повысить расход топлива.
  • Любые манёвры совершайте с удвоенной концентрацией, поскольку их сложность увеличивается в несколько раз, если сравнивать с обычной машиной.
  • Для обгона с прицепом нужен больший запас расстояния, чем привык водитель. Автопоезд разгоняется и тормозит медленнее.
  • По возможности старайтесь вообще не совершать обгоны с автоприцепом. Это сложный манёвр, который для новичка может закончиться аварией, заносом или попаданием прицепом в боковую часть обгоняемого авто.
  • Всегда строго соблюдайте дистанцию.
  • Следите за порывами сильного ветра, поскольку они существенно влияют на трейлер, особенно если он пустой.
  • При высокой скорости движения прицеп начинает раскачивать. Есть риск потерять контроль над трейлером. Лучше сбросить скорость до разрешённой, учитывая состояние дороги.

На теоретических курсах всему научиться нельзя. Поэтому придётся сесть за руль автопоезда и развивать свои навыки на практике. Учитесь чувствовать машину, понимать габариты и рассчитывать каждый свой манёвр. С опытом езда с прицепом становится намного проще и легче.