В непростых отечественных условиях частая смена аккумулятора – довольно распространённое явление, которое зачастую даже не зависит от аккуратности автовладельца. И каждый раз он оказывается перед сложным выбором, ведь типов и моделей АКБ существует немало. Сегодня мы поговорим о сухозаряженных батареях, об их достоинствах и недостатках, особенностях ввода в эксплуатацию.

Что означает термин «сухозаряженный аккумулятор»

Данная разновидность автомобильных батарей названа так по причине отсутствия электролита при поступлении автоаксессуара в торговую сеть. Технологически изготовление сухозаряженных АКБ означает, что пластины батареи заряжаются прямо на заводе, после чего она герметизируется и отправляется на склад готовой продукции. Стоимость такого изделия начинается от 1500 рублей.

Сухозаряженные аккумуляторы относятся к свинцово-кислотной разновидности, всё ещё остающейся самой массовой. Это означает, что перед установкой в автомобиль в них необходимо залить электролит и выполнить зарядку. Раствор кислоты можно приобрести в любом автомагазине или приготовить самостоятельно из дистиллированной воды и концентрированной серной кислоты.

В чём заключается основное достоинство этой разновидности АКБ? В том, что её можно хранить намного дольше обычных батарей перед началом использования. Процесс саморазряда здесь минимизирован по причине очень низкой скорости химических реакций (из-за отсутствия основного катализатора – электролита).

Сроки хранения и годности сухозаряженных аккумуляторных батарей

Практическое отсутствие химических реакций предполагает, что пластины сухозаряженной батареи не разрушаются, поэтому даже отсутствие электролита не сказывается на их состоянии – ведь корпус таких АКБ полностью герметичный, доступа воздуха и влаги извне нет. В результате срок хранения таких аккумуляторов в идеальных условиях (например, в отапливаемом складе) составляет несколько десятков лет без серьёзных последствий для источника питания. Но не следует путать срок хранения со сроком годности. Сколько может храниться сухозаряженный аккумулятор до начала эксплуатации? Эксперты говорят о сроке годности порядка 7 лет, после чего АКБ будет всё ещё пригодна к эксплуатации, но её ресурс с годами будет истощаться.

Для АКБ без электролита важно соблюдать правильные условия хранения – в месте, которое исключает попадание на корпус прямых солнечных лучей, и только в вертикальном положении, несмотря на отсутствие электролита, при плотно закрученных пробках.

Правильный ввод в эксплуатацию

Сухозаряженные батареи не пригодны для установки в транспортное средство сразу после приобретения. Этот фактор часто приводит к выбору в пользу обычных АКБ. Но не всё так плохо, ведь и стандартный кислотный аккумулятор перед эксплуатацией рекомендуется зарядить.

В нашем случае перед вводом сухозаряженного аккумулятора в эксплуатацию его нужно заправить электролитом, и только потом приступить к его зарядке. Для этого нам понадобятся:

  • собственно готовый электролит в нужной концентрации;
  • вольтметр;
  • ареометр;
  • зарядка.

Плотность электролитической жидкости должна составлять 1.27–1.28 г/см3. Проверьте эту величину ареометром, как в случае приобретения готового раствора, так и самостоятельно приготовленного электролита.

Если вы готовите раствор самостоятельно, обязательно используйте СИЗ – очки, перчатки, фартук. Помните, что серная кислота – химически активная жидкость. Нельзя допускать её попадания на открытую кожу, недопустимо также вдыхать пары этой жидкости.

Те же требования по безопасности нужно соблюдать и при заливке электролита в сухозаряженную АКБ, которую следует проводить при комнатной температуре. Нарушение температурного режима чревато изменением плотности электролита, что скажется на условиях эксплуатации батареи.

А теперь рассмотрим, как правильно осуществлять первичную заливку электролита в сухозаряженный аккумулятор:

  1. Первое, что необходимо сделать – разгерметизировать аккумуляторную батарею, которая, возможно, длительное время пролежала на складе. Поскольку способы герметизации корпуса бывают разными, данная процедура тоже может выполняться по-разному: или посредством демонтажа прокладок, находящихся под пробками, или посредством снятия заглушек, расположенных на крышке АКБ, может также встретиться вариант, когда необходимо снять приливы на пробках.
  2. Некоторые разновидности сухозаряженных батарей могут потребовать прорезания крышки в предусмотренных конструкцией местах, чтобы выпустить накопившиеся внутри пары.
  3. Аккуратно залейте в банки электролит. Чтобы определить необходимый уровень, ориентируйтесь на метки, если они наличествуют. При их отсутствии всегда нужно полагаться на правило: верхний уровень жидкости должен находиться на расстоянии порядка 20 мм от верхнего края пластин.

Как правильно заряжать сухозаряженный аккумулятор

Многие автолюбители сомневаются, нужно ли заряжать сухозаряженный аккумулятор после заливки раствора серной кислоты. Что же, теоретически вы заливаете электролит нужной плотности, то есть вроде бы подзарядка и действительно не нужна. Но, как мы знаем, теория и практика далеко не всегда идут рука об руку.

В нашем случае после заливки электролита батарее нужно дать порядка двух–трёх часов, чтобы между двумя компонентами АКБ, электролитом и пластинами, началась химическая реакция. При этом уровень жидкости может уменьшиться, как и его плотность. Поэтому по прошествии указанного времени опять проверяем уровень и доливаем электролит в случае необходимости. После этого нужно измерить ареометром плотность раствора, и если она снизилась по сравнению с изначальной, процедура подзарядки действительно потребуется.

Но нужно понимать, что первичная зарядка сухозаряженного аккумулятора ничем не отличается от процедуры, применяемой в отношении обычных аккумуляторов.

Итак, рассмотрим процедуру первой зарядки батареи сухозаряженного типа перед вводом её в эксплуатацию:

  • подсоединяем зарядное устройство к аккумулятору в соответствии с полярностью его клеммных выводов (плюс к плюсу, минус к минусу);
  • включаем подзарядку в розетку 220 В;
  • устанавливаем ток заряда в величину, составляющую стандартные 10% от ёмкости АКБ;
  • в таких условиях зарядка должна продолжаться порядка 4–5 часов;
  • если спустя это время напряжение, измеренное на клеммах батареи, не увеличилось до 12.5 вольт, продолжаем заряжать аккумулятор, уменьшив вдвое силу тока;
  • при достижении напряжения на клеммах значения 12.5 В подзарядку аккумулятора можно прекращать.

Предлагаем вашем вниманию таблицу, в которой приведены значения напряжения и плотности электролита в зависимости от уровня заряженности АКБ:

Уровень заряженности, % Напряжение на клеммах, В Плотность электролитического раствора, г/см3
100.0 12.65 1.27
94.0 12.60 1.26
87.6 12.55 1.25
81.0 12.49 1.24
75.0 12.43 1.23
69.0 12.35 1.22
62.6 12.30 1.21
56.0 12.25 1.20
50.0 12.18 1.19
44.0 12.13 1.18
37.6 12.05 1.17
31.0 12.00 1.16
25.0 11.95 1.15
19.0 11.89 1.14
12.6 11.83 1.13
6.0 11.75 1.12
0.0 11.70 1.11

А теперь приведём таблицу соответствий ёмкости аккумуляторов примерному количеству электролита для заливки:

Объём электролита, л Ёмкость батареи, А/час
10 и более 190
4.75 90
4.00 75
3.00 60
2.50 55

Если вы только приобрели сухозаряженную батарею, категорически недопустимо выполнять её зарядку без заливки электролита – тем самым вы её выведете из строя без возможности восстановления.

Инструкция по обслуживанию сухозаряженных аккумуляторов

Изначально САКБ отличается от классического аналога отсутствием в корпусе электролита, но поскольку перед установкой в автомобиль вы восполняете этот пробел, в дальнейшем соблюдение правил эксплуатации такой батареи ничем не отличается от привычной инструкции:

  • регулярно производите замеры напряжения на клеммных выводах;
  • с такой же периодичностью измеряйте плотность раствора кислоты;
  • с целью профилактики каждые 6 месяцев выполняйте полную разрядку АКБ с последующим восстановлением ёмкости.

При выполнении этих несложных рекомендаций ваш аккумулятор прослужит максимально долго.

Критерии выбора сухозаряженных АКБ

Чтобы не ошибиться с выбором аккумулятора сухозаряженного типа, придерживайтесь следующих правил:

  • тщательно изучите все рыночные предложения;
  • при выборе батареи принимайте во внимание характеристики вашего автомобиля (параметры силового агрегата, количество и суммарную мощность электрического оборудования, включая установленное дополнительно);
  • просмотрите технические рекомендации к выбранному аккумулятору;
  • убедитесь, что ёмкость батареи выбрана с 15-процентным запасом по мощности;
  • определитесь с бюджетом – от стоимости зависит класс САКБ;
  • после определения характеристик аккумулятора выясните его оригинальность, осмотрите его на предмет целостности и герметичности.

Достоинства и недостатки сухозаряженных АКБ

Если среди автомобилистов САКБ распространены пока ещё слабо, то владельцы мототехники и специальных ТС используют подобные источники питания весьма активно. Обычно их приобретают в тёплое время года. Для конечного потребителя возможность длительного хранения батареи преимуществом не является – эта особенность важна в первую очередь для производителей и позволяет уменьшить издержки. Впрочем, если вам нужен аккумулятор «про запас», то сухозаряженный вариант является в этом плане идеальный выбором.

Рассмотрим, чем отличается сухозаряженный аккумулятор от обычного. В плане хранения преимущества здесь очевидны – САКБ практически не требует никаких усилий со стороны автовладельца – её не нужно периодически подзаряжать, доливать электролит. Стоит такая батарея меньше классических аналогов, даже с учётом приобретения электролита (это примерно 300 рублей). Транспортировать такой аккумулятор тоже удобнее – отпадают опасения, что химически активный электролит прольётся, испортив всё вокруг.

Главным же недостатком сухозаряженной батареи считается большая сложность ввода в эксплуатацию из-за необходимости разгерметизации и заливки раствора кислоты. Впрочем, эти операции не так уж сложны, да и временные затраты на них относительно небольшие.

Но ответ на вопрос, какой аккумулятор лучше, классический залитый или сухозаряженный, оставим нашим читателям.

Им был бы также интересен опыт коллег, уже использовавших батарею этого типа, так что делитесь своими наблюдениями в комментариях к статье.