Ситуация, когда еще вчера бодро крутящий стартер аккумулятор сегодня напрочь отказывается выполнять свои непосредственные обязанности, встречается часто. В тёплое время года достаточно оставить на ночь включенной лампочку освещения салона, чтобы утром АКБ не подала признаков жизни, а зимой такие ситуации случаются и без влияния человеческого фактора – автомобильные аккумуляторы очень не любят отрицательных температур.

Но что делать, если ехать нужно, и никакие альтернативные варианты типа общественного транспорта, такси или каршеринга вас не устраивают? Обладателям карбюраторных авто легче: они могут попытаться завестись с буксира, толкача или даже рукояткой. Владельцам инжекторных авто такие способы недоступны, особенно если трансмиссия автоматическая.

Единственным выходом остается прикуривание – способ, который требует наличия донорского авто и согласия его владельца.

Насколько вредно прикуривать автомобиль

А вот с последним часто случаются осложнения – многие водители считают, что прикуривание может навредить их машине. С одной стороны, это действительно так, если оба автовладельца раньше с таким способом пуска двигателя не сталкивались. С другой – если у вас новый аккумулятор, он полностью заряжен, есть свободное время и просящий о помощи – хороший знакомый, то и отказать было бы по крайней мере неэтично…

Что ж, давайте рассмотрим, в чём заключается опасность прикуривания, ведь знание таких случаев поможет избежать ошибок:

  • нельзя прикуривать, если на донорской машине двигатель продолжает работать;
  • неминуемы последствия, если в момент подключения на акцепторском авто включены зажигание и некоторые электроприборы;
  • не избежать неприятностей и в случае неправильного подключения проводов;
  • операция может оказаться провальной, если донорская батарея имеет меньшую ёмкость, чем севшая;
  • недопустимо использовать некачественные провода – слишком тонкие, с плохой изоляцией и такими же ненадёжными креплениями.

Можно ли прикуривать машину севшим аккумулятором, старым или имеющим дефекты типа трещин или подтеканий? Разумеется, тоже нет!

Если избежать этих ошибок, операция прикуривания будет безопасной для обоих автомобилей.

Как правильно прикуривать машину с полностью севшим аккумулятором

Мы вскользь упомянули о проводах, которые являются основным и единственным используемым инструментом, не считая аккумуляторов.

Рассмотрим недостатки некачественных изделий, используя которые вы увеличиваете вероятность неудачи:

  • жилы должны быть медными и иметь большой диаметр. Тонкие жилы физически не способны переносить большие токи зарядки. Поэтому при выборе комплекта обращайте особое внимание на этот параметр: провода должны иметь возможность проводить токи порядка 150-800 А. Изделия мощностью 150-200 А (основная масса – китайского производства) считаются одноразовыми, оптимальный показатель – 400-700 А;
  • большое значение имеет и качество изоляции. Слишком тонкая оплётка в сочетании с низкоамперными проводами может расплавиться после первого применения, а это грозит коротким замыканием и серьёзными неприятностями;
  • хилые крокодилы также не будут способствовать надёжному соединению аккумуляторов. Нужно выбирать изделия с массивными «крокодилами», желательно медными, и с мощными пружинами;
  • соединение провода с зажимом также должно быть надёжным. Лучший вариант – пайка, менее предпочтительный – обжатие.

А теперь перейдём к рассмотрению правильного алгоритма, как прикурить разряженный аккумулятор от другой машины:

  • оба автомобиля должны быть заглушены, у обоих отключаем все электроприборы, дабы при осуществлении пуска избежать резких перепадов напряжения;
  • очень важный этап – подключение проводов. Порядок подключения крокодилов должен быть следующим: положительная клемма донорского АКБ должна быть соединена с плюсовой клеммой реципиента. Ошибка при подключении чревата самыми серьёзными неприятностями – возникновением короткого замыкания, выходом из строя электроники на обоих автомобилях, а в худшем случае – возгоранием;
  • один конец второго провода одеваем на минусовую клемму донорской батареи, на машине с севшей АКБ можно соединять провод как с минусовой клеммой реципиента, так и с массой. В последнем случае соединение должно быть надёжным, а металл – оголённым;
  • после этого можно садиться в машину с севшим аккумулятором и пытаться запустить мотор;
  • в отдельных случаях этого будет достаточно – машина заведётся. Но иногда, когда разряд очень глубокий, из-за электрических потерь попытка оказывается неудачной. В этом случае необходимо немного подзарядить севшую батарею;
  • для этого на машине-реципиенте выключаем зажигание, а на донорской заводим двигатель и даём ему поработать на 2000 оборотах в минуту около 10 минут. За это время не подающий признаков жизни аккумулятор накопит достаточно энергии, чтобы осуществить повторный пуск;
  • глушим двигатель, выключаем зажигание, переходим в проблемное авто и пробуем снова завестись. Если аккумулятор просто сел, машина должна завестись. В противном случае можно говорить о том, что аккумулятор просто пришёл в негодность и подлежит утилизации.

Ещё один важный вопрос: можно ли прикуривать с запущенным двигателем или нет? Имеется в виду мотор машины-донора. Ответ однозначен: нет, такие эксперименты недопустимы! Более того – любой работник сервисного центра или СТО вам скажет, что желательно ещё и отключать массу на донорском автомобиле. Для пущей безопасности.

Почему же прикуривание с работающим силовым агрегатом столь нежелательно? Дело в том, что на стартер реципиента будет поступать энергия не только с аккумулятора донора, но и с работающего генератора. А это удвоенная нагрузка, на которую стартер не рассчитан, и в лучшем случае дело закончится перегоранием реле-регулятора.

Как только запустится мотор на автомобиле-реципиенте, количество работающих генераторов удвоится, и это чревато выходом из строя всех включённых электроприборов, включая сам генератор и блок ЭБУ. И это может случиться на обеих машинах!

Так что правильное прикуривание аккумулятора от другого автомобиля требует точного соблюдения вышеописанного алгоритма.

Сколько времени нужно прикуривать автомобиль

Приводить какие-то точные цифры не имеет смысла, поскольку процедура зависит от множества сопутствующих факторов: вашего опыта, степени разрядки АКБ, температуры воздуха. Вряд ли стоит рассчитывать, что вы управитесь со всем этим быстрее 30 минут, даже если договорённости будут достигнуты быстро – вам потребуется время на подключение, а если учесть необходимость дополнительной зарядки, то это будет длиться ещё дольше.

Словом, если вы сильно спешите, метод прикуривания может оказаться неприемлемым. Самый последний вариант в таких случаях – одолжить исправный аккумулятор у хорошего друга. Но он и самый сомнительный – такого друга за 5 минут найти крайне проблематично.