Процесс изнашивания тормозных колодок может происходить неравномерно. На это влияет много факторов, включающих техническое состояние системы, тип вождения, несвоевременное обслуживание автомобиля. Рассмотрим основные причины, почему эти детали неравномерно приходят в негодность.

Принцип работы тормозного механизма и виды неравномерного износа

Нелегко понять, почему происходит неравномерная выработка тормозных колодок, если не иметь представления о работе механизма в целом. Принцип действия не имеет сложных элементов. Весь механизм представлен на рисунке ниже.

Он включает: тормозной диск, над которым установлен суппорт П-образной формы, содержащий поршень рабочего цилиндра. Суппорт удерживает две колодки, между которыми и вращается диск. Нажимая на педаль тормоза, водитель запускает гидравлический механизм. Жидкость в системе выдавливает поршень, который прижимает первую колодку к диску. Противодействующая сила смещает суппорт по направляющим, после чего прижимается вторая колодка.

Барабанные тормоза, которые установлены на задних колесах, работают по другому принципу. В рабочем тормозном цилиндре действуют два поршня. При нажатии на педаль поршни прижимают колодки к стенкам барабана. Происходит замедление машины. Отпуская педаль, водитель запускает обратный процесс, при котором пружины притягивают элементы к центру барабана.

Основные причины проблемы

Рассмотрим наиболее распространенные причины, которые приводят к неравномерной выработке колодок:

  1. Тормозная жидкость (ТЖ). Большинство автомобилей работают на гидравлической системе торможения, которая заполнена специальной жидкостью. При эксплуатации в трубопроводы попадает влага, и ухудшает свойства жидкости. Это способствует неравномерному износу накладок. Необходимо соблюдать рекомендации производителя по замене ТЖ.
  2. Изношенные поршни суппорта. Влага в ТЖ вызывает окислительные процессы, то есть появление слоя ржавчины на стенках суппорта. При нажатии на педаль тормоза поршень сдавливает колодки. При отпускании тормоза из-за коррозии поршня происходит его частичное заклинивание, что вызывает преждевременную выработку колодок с одной из сторон.
  3. Закисание и повреждение направляющих. Эти элементы должны быть всегда чистыми и смазанными, иначе их подвижность ухудшается. Тормозная система заклинивает, увеличивая выработку накладок.
  4. Порванные пыльники. Эти детали присутствуют как на поршне суппорта, так и на направляющих. Они изготовлены из резины. При активной эксплуатации пыльники рвутся и пропускают к другим элементам тормозного механизма пыль, влагу, грязь. Результат: заклинивание тормозов, быстрый износ.
  5. Неисправность модуля АБС. При поломке АБС прекращается равномерное распределение жидкости в системе. В результате одна сторона получает повышенное давление, но к другой стороне жидкость не попадает под необходимым давлением. Получается, что с одной стороны колодки изнашиваются быстрее.
  6. Ручной тормоз. Перетянутый тросик ручника постоянно удерживает механизм в разжатом состоянии. Накладки трутся о барабан и быстрее изнашиваются.

Кроме основных причин, проблема может крыться в некачественных тормозных накладках, а также наличии воздушных пузырьков в трубопроводе. Поэтому автолюбителю рекомендуется периодически проверять систему торможения и при обнаружении проблем проводить ремонт.