У каждого автолюбителя может в одно зимнее утро возникнуть ситуация, когда автомобильный аккумулятор замёрз и завести его невозможно. Это происходит по причине замерзания электролита в его банках. Об этом свидетельствуют вздувшиеся стенки корпуса. Естественно, о работе каких-либо приборов или электросистем не может быть и речи.

Может ли замёрзнуть электролит в аккумуляторе

Можно не опасаться замерзания корпуса автомобильной батареи, но вот замерзание её рабочей жидкости несёт в себе определённые неприятности. Водители даже не задумываются о температуре замерзания электролита, хотя и это значение напрямую зависит от его плотности. Даже новенький аккумулятор не может дать 100%-ной гарантии своей безотказной работы в морозы.

Проблема замерзания электролита в аккумуляторе меньше страшит тех водителей, у которых установлена обслуживаемая АКБ. Они могут не только определить, при каком именно морозе происходит кристаллизация рабочей жидкости, но и не допустить этой неприятной ситуации. Для большинства батарей приемлем такой температурный режим, когда они могут работать даже в минус 45 градусов по Цельсию. А вот если в регионе столбик термометра опускается ниже в зимние месяцы, нужно принудительно повысить плотность электролита.

Причины замерзания аккумулятора и способы решения проблемы

Чтобы лучше понимать взаимосвязь между плотностью и температурой замерзания, нужно взглянуть на следующую таблицу:

Причины замерзания аккумулятора и способы решения проблемы

Эти процессы только усиливаются при интенсивной эксплуатации автомобильной АКБ. При разряде количество кислота, составляющей основу рабочей жидкости, уменьшается, зато увеличивается количество воды. Как известно, она склонна легко замерзать при падении температуры ниже 0. Поэтому вывод очевиден: если батарея замёрзла, значит, или она сильно разрядилась, или сильно понизилась плотность.

Причины замерзания электролита в аккумуляторе

Причины, по которым замерзает автомобильный аккумулятор, могут быть совершенно различными и вызваны как субъективными, так и объективными факторами. Начать нужно с того, что электролитом выступает раствор серной кислоты. При его работе и разрядке на пластинах формируется сульфат свинца. Одновременно серная кислота улетучивается. При дальнейшем падении плотности электролит постепенно превращается в дистиллированную воду. Однако при наступлении заморозков из воды в корпусе батареи образуется лёд.

Причины замерзания аккумулятора и способы решения проблемы

Зимой часто в АКБ заряд падает до критического состояния, и однажды утром водитель сталкивается с его замерзанием. На самом деле, замерзает не сам аккумулятор, а находящийся в его банках электролит. В нормальном своём состоянии он может замёрзнуть лишь при температуре ниже минус 70 градусов по Цельсию. Если его рабочие показатели ухудшаются, то в морозы кристаллизация неизбежна. Многие водители не могут понять, почему замёрз аккумулятор, а основных факторов всего 2:

  • слишком сильный разряд;
  • подливание дистиллированной воды, ведущее к разбавлению электролита.

Нюансы зарядки батареи если замерз электролит

Что делать водителю, если замёрз электролит, и насколько пагубными могут быть последствия? Первое, с чего следует начать, — это осмотреть визуально корпус изделия: есть ли видимые трещины, вызванные разрывом изнутри вследствие замерзания жидкости. Затем АКБ необходимо извлечь наружу и занести её в тёплое помещение.

Важно: ни в коем случае нельзя ставить на зарядку батарею до того момента, пока не растает лёд внутри корпуса.

Приступать к дальнейшим работам можно лишь после того, как устройство полностью разморозится. В этой ситуации температура электролита будет примерно равняться комнатной. Внешне об этом может свидетельствовать ровный корпус, без выпуклостей и течей. Главное, чтобы не начинала вытекать кислота, которая входит в состав каждого кислотного аккумулятора.

Причины замерзания аккумулятора и способы решения проблемы

Вообще замёрзший АКБ может быть покрыт мелкими трещинами, которые сложно заметить человеческим глазом. Зато после зарядки устройство будет медленно течь в процессе эксплуатации. Есть вариант запайки корпуса, однако для этого придётся слить электролит, да и гарантии положительного исхода никто дать не может. Если не осмотреть тщательно корпус изделия, то существует риск протекания рабочей жидкости в дальнейшем. Чтобы избежать этого негативного явления, под корпус предварительно подстилают кусок полиэтилена. Иначе можно запросто получить ожог либо испортить покрытие пола.

Для восстановления ёмкости замёрзшей АКБ лучше прибегнуть к автоматическому зарядному устройству, в котором предусмотрена опция автоматической регулировки силы тока. Сначала полностью её размораживают, а затем можно приступать к заряду, однако сила тока должна быть не более 10% от ёмкости. Если электролит ещё не полностью растаял, а процедуру нужно начать как можно раньше, то силу тока уменьшают до 5% ёмкости. Время для полного заряда будет составлять примерно 15-20 часов.

Как правильно ставить на зарядку батарею с мороза? Сперва нужно убедиться, что на корпусе нет следов утечки или заметных трещин. Если они всё-таки присутствуют, то для проверки будем использовать специальный индикатор. Для этого его прикладывают к местам корпуса, на которых есть подозрение на утечку. При контакте с кислотой, содержащейся внутри, бумага должна покраснеть. При небольших утечках можно подумать о ремонте, но для этого потребуется слить электролит, а потом разливать его повторно обратно. Однако это касается только проблемных мест на боку корпуса.

Как только устройство полностью восстановило свою ёмкость, необходимо оценить качество электролита. Имеется в виду визуальная оценка прозрачности жидкости и измерение её плотности. Для измерения понадобится прибор, именуемый ареометром. При осмотре нужно обращать внимание, насколько мутная или прозрачная рабочая жидкость. Помутнение — это свидетельство осыпания свинцовых пластин. В этой ситуации нормальной работоспособности от устройства уже ожидать не приходится, поэтому лучше его заменить новым.

Как защитить электролит от замерзания

Как видим, последствия замёрзшего аккумулятора могут быть весьма неприятными для автолюбителя. Поэтому следует придерживаться некоторых рекомендаций, которые носят профилактический характер:

  • периодически принудительно заряжать АКБ при помощи зарядного устройства, даже если нет нареканий на её работу;
  • повышать в зимний период времени плотность электролита в банках до значения в 1,29 г/см. куб.;
  • проводить осмотр внешнего вида с целью обнаружения следов течи или трещин;
  • утеплить устройство чехлом.

В зимнее время года следует избегать коротких поездок с сильно частым запуском силового агрегата. В это время даже новая АКБ не успеет восстановиться от работающего генератора. Чтобы не допускать снижения плотности электролита, нельзя допускать полного разряда устройства. Для проверки следует измерить это значение в каждой банке отдельно, а также проверить работоспособность генератора. Если машина долгое время будет ночевать в условиях низких температур, есть смысл снимать батарею на ночь и заносить в прогреваемое помещение.

Благодаря таким мерам можно избежать замерзания электролита и быть уверенным в беспроблемном запуске на следующее утро. Для того чтобы подготовить своё транспортное средство к приходу заморозков, необходимо заблаговременно провести ряд профилактических процедур, в том числе и по поддержанию работоспособности автомобильного аккумулятора.