Для расщепления выхлопных газов автомобилей на безвредные составляющие перед выбросом наружу используется нейтрализатор. Кроме того, это устройство снижает дополнительное сопротивление в трубах выхлопа. Внутри его металлического корпуса находится ячеистая конструкция («бобина»).

Признаки и симптомы забитого катализатора

Симптомы неисправности нейтрализатора

Внимательный водитель, заинтересованный в изучении работы своего авто, может без особых трудностей научиться определять поломки этого устройства. Например, если машина с трудом разгоняется на низших передачах, но после набора скорости движется нормально, то это уже первый признак неисправности катализатора.

Признаки и симптомы забитого катализатора

Кроме того, характерными симптомами его поломки являются такие явления:

  • значительное понижение давления внутри выхлопной системы;
  • устойчивый запах, напоминающий тухлые яйца;
  • сильный металлический звук в трубах при разгоне;
  • увеличение расхода топлива;
  • включенная индикаторная лампочка Check Engine.

Как провести диагностику катализатора самостоятельно

Определить неисправность нейтрализатора можно без проблем, обратившись на СТО, автомобильную мастерскую. С другой стороны, каждый автолюбитель на основе определенных знаний с помощью необходимых инструментов может сделать это. Широкое распространение получили три метода проверки.

Визуальная оценка

Признаки и симптомы забитого катализатора

Выполнить диагностику проще всего «на глаз», осмотрев корпус катализатора на целостность и деформации. Для проверки загрязнения бобины необходимо демонтировать устройство и осмотреть при хорошем освещении.

Ячейки должны пропускать свет. В противном случае деталь следует почистить или заменить.

Мотор-тестер

Признаки и симптомы забитого катализатора

Этот прибор является универсальным осциллографом, с помощью которого проверить состояние множества параметров автомобиля.

Для работы диагностического устройства нужно вкрутить его вместо свечи зажигания, а затем запустить мотор. На основе полученных осциллограмм при наличии определенных знаний и навыков можно сделать исчерпывающий вывод о состоянии нейтрализатора.

По давлению выхлопа

Данный метод получил широкое распространение из-за доступности инструментов и простоты процедуры. Цель – измерить давление выхлопа, а затем сравнить полученные данные с нормативными показателями. При этом не требуется производить какой-либо демонтаж.

Для проведения процедуры потребуется манометр, а также переходник для его подключения.

Признаки и симптомы забитого катализатора

Далее диагностику необходимо проводить в такой последовательности:

  • машину нужно поднять с помощью подъемника или загнать ее на смотровую яму;
  • затем следует демонтировать датчик кислорода, а на его место установить манометр с помощью переходного резинового шланга, обеспечивая максимальную герметичность соединения;
  • запустить двигатель и дать ему поработать 10-15 секунд на скорости 2500-3000 об/мин;
  • внимательно снять показания манометра.

Полученные значения сравниваются с нормативными показателями.

При этом ориентироваться нужно на следующие средние показатели:

  • 0,3 кгс/кв см – норма;
  • 0,35 кгс/кв см – повышенное значение;
  • 0,5 кгс/кв см – неисправный катализатор.

Причины выхода из строя и профилактика

При нормальных условиях эксплуатации ресурс нейтрализатора составляет 100-150 тысяч километров пробега. С другой стороны, на практике нередко это устройство выходит из строя гораздо раньше.

Это может быть вызвано целым рядом обстоятельств:

  1. Достаточно часто неисправность устройства вызвана низкокачественным топливом, которое не полностью сгорает внутри двигателя. Поэтому этот процесс продолжается уже в коллекторе или катализаторе. Результатом может стать оплавление важных элементов, их засорение и потеря функциональности.
  2. Кроме того, если двигатель усиленно расходует масло, то на бобине образуется толстый слой нагара, который под воздействием высоких температур может загораться. Самой банальной причиной поломки могут быть механические повреждения в процессе езды по пересеченной местности.

Таким образом, при аккуратном управлении автомобилем, ответственной заправке, использовании качественных смазочных материалов можно продлить срок службы катализатора. Своевременное выявление проблем, их устранение позволяет предотвратить возникновение более неприятных ситуаций.