Зима – далеко не самое любимое время для автомобилистов. Это пора для смены резины, заметные изменения условий езды, коварные повороты, которые ещё вчера проходились без особых сложностей.

Но свои коррективы ввёл гололёд и снег. Из-за них поведение машины меняется, стиль вождения также приобретает несколько иные черты. У опытных водителей проблем с тем, чтобы перестроиться под погоду, обычно не возникает.

Но есть новички. Для некоторых это чуть ли не первая зима. И к ней нужно правильно подготовиться. Начать стоит с изучения всех основных нюансов и правил езды. Зная, как нужно вести себя при езде по скользкой дороге, удастся избежать главного. А именно аварий и столкновений.

Все эти правила безопасности придуманы не просто так. Именно на скользкой дороге происходит больше всего аварий. Увеличивается тормозной путь, иначе нужно проходить повороты, даже работать педалью газа и тормоза следует в ином стиле.

Как правильно трогаться

Главной отличительной особенностью зимних дорог, если сравнивать с летними и весенними, является коэффициент сцепления автомобильных шин с дорожным покрытием.

Самое главное правило гласит о том, что всё следует делать плавно и аккуратно. Нажимать на педаль, отпускать её, поворачивать руль.

Если игнорировать это правило, вектор сил резко изменится, машину поведёт в сторону, сцепление будет утрачено.

Движение начинается со старта. Поэтому первым делом важно узнать, как нужно правильно трогаться автомобилю на скольких дорогах.

На этот счёт автоинструкторы дают несколько основных рекомендаций:

  • Если дорога обледенела, сначала сопоставьте свой маршрут, имеющийся опыт и необходимость ехать. Возможно, поездку удастся отложить на несколько часов. К тому времени температура повысится, лёд растает либо коммунальные службы выполнят свою работу.
  • Решив ехать, подготовьте машину и пассажиров. Музыку включать не стоит, пассажиров также попросите молчать. Включите обогрев салона, но на минимальных оборотах вентилятора. Посторонний шум будет отвлекать.
  • Старайтесь трогаться в натяжку. Так называют приём, когда сцепление отпускается очень медленно, а обороты поддерживаются на максимально низких показателях.
  • Если при этом колёса начали буксовать и тронуться не удаётся, попробуйте стартовать со второй скорости.
  • При наличии АКПП и режима зимы обязательно его включите.
  • Большинство АКПП позволяют вручную включать вторую передачу. На ней и начинайте движение.

Разумеется, если на улице лёд, а колёса обуты в летнюю резину, ни о каких поездках и речи идти не может.

Движение

Теперь можно заняться вопросами движения по скользкой дороге, поскольку стартовать в итоге удалось.

Справиться с управлением своим автомобилем на скользком участке дороги может каждый, если действовать грамотно и придерживаться основных правил.

Речь идёт о выполнении таких рекомендаций:

  • Поскольку дорога скользкая, то и вождение обязательно осуществляется при минимальных скоростях.
  • Никогда не обращайте внимания на других. Каждый сам для себя решает, как ему ездить по очень скользкой дороге. У кого-то больше опыта, у других на колёсах стоят хорошие шипы, а некоторые и вовсе не понимают, к чему может привести их лихачество. Двигайтесь на той скорости, при которой вы чувствуете себя комфортно и безопасно.
  • Всегда пристёгивайте ремни безопасности.
  • Если собираетесь совершать манёвр, выполнять поворот, сигналы нужно включать заранее. Учитывайте, что другие автомобилисты находятся в аналогичных условиях.
  • Никогда не выполняйте резких манёвров. Даже если случайно пропустили свой поворот, не тормозите педалью в пол. Это способствует потере управления. Плюс машины сзади банально не успеют затормозить.
  • Всегда принимайте во внимание, что при движении по скользким городским дорогам меняется привычное управление автомобилем, тормозной путь может увеличиться в 2 раза.

Это элементарные правила, но о них большинство водителей почему-то забывают. Как результат, езда по скользкой и коварной дороге заканчивается авариями, вылетами, столкновениями. А всё из-за того, что водитель не рассчитал скорость и не учёл тормозной путь.

Как правильно тормозить

Некоторые удивятся, но из-за неправильного торможения на скользкой дороге происходит огромное количество аварий и ДТП. Поэтому правила выполнения этого манёвра нужно знать всем обязательно.

Специалисты дают несколько рекомендаций касательно того, как правильно тормозить при движении по скользкой обледеневшей дороге:

  • Всегда заранее продумывайте торможения.
  • Старайтесь увеличивать дистанцию до впереди идущего транспорта. Если сравнивать с ездой по сухим автодорогам, расстояние лучше сделать больше в 1,5-2 раза.
  • Сбрасывайте скорость и увеличивайте разрыв между вашим автомобилем и впереди идущим, когда приближаетесь к перекрёстку.
  • Заранее прогнозируйте, каким будет сигнал светофора при подъезде к нему.
  • Если есть возможность, тормозите с помощью двигателя. Для этого нужно при включённой передаче отпускать педаль газа. Торможение мотором получается более плавным.
  • Не используйте неоправданно низкие передачи, если решили тормозить двигателем.
  • Старайтесь не совершать экстренное торможение, поскольку на скользкой дороге это в разы увеличивает шанс спровоцировать ДТП.
  • В таких условиях тормозной путь становится закономерно больше. Многое ещё зависит от качества резины, но в лучшем случае разница составит несколько метров в сравнении с торможением по сухой дороге.

Ваша безопасность и безопасность других участников движения напрямую зависит от соблюдения правил езды в столь сложных погодных условиях.

Заднеприводный автомобиль хуже адаптирован к езде по снегу и льду, нежели переднеприводный. Поэтому часто владельцам авто с задним приводом вовсе не рекомендуют выезжать на дороги.

Это связано с тем, что ведущие колёса сзади, и они толкают машину. При переднем приводе ведущая ось находится впереди, и это способствует лучшему сцеплению с дорогой.

Как выполнять повороты

Самая неприятная и нежелательная ситуация для водителя машины на скользкой дороге — это занос. То есть срывает ось, и автомобилист частично или полностью теряет управление. А когда автомобиль неуправляем, последствия могут быть самыми разнообразными.

Чаще всего занос происходит именно при повороте на обледеневшей дороге. На этот счёт у автоинструкторов есть свой порядок и рекомендации. Чтобы выполнить правильный и безопасный поворот, следует придерживаться таких советов:

  • Если дорога обледенела, тогда входить в поворот следует по максимальному радиусу, насколько это позволяет дорожная ситуация.
  • Рассчитайте траекторию таким образом, чтобы вам не пришлось в какой-то момент резко подруливать.
  • Ни в коем случае не жмите на педаль тормоза, будучи уже на вираже.
  • Если в повороте нажать на тормоз, переднюю ось наверняка начнёт сносить.
  • Нельзя двигаться накатом. Всегда оставляйте коробку в положении включенной передачи.

Только при условии выполнения всех этих требований и правил водитель может выезжать на скользкую дорогу.

При подготовке к первой зиме за рулём не лишним будет посетить курсы экстремального и контраварийного вождения.

Именно здесь специалисты могут показать и рассказать, как действовать в тех или иных ситуациях, не терять бдительность и всегда держать ситуацию под своим полным контролем.

Общие рекомендации

Есть ещё несколько очень важных правил и советов, без знания которых водителю нечего делать на зимних обледеневших дорогах.

  • Импульсное торможение. Хуже гололёда может быть только гололёд, сверху которого припорошил небольшой слой снега. Зимние покрышки созданы так, чтобы цепляться за корку льда с помощью пятна контакта на липучках или за счёт шипов на шипованной резине. Если сверху льда присыпал снег и его укатали другие авто, эффективность липучек и шипованных шин заметно падает. В итоге резина начинает проскальзывать, не обеспечивая нужную степень контакта с покрытием. В этой ситуации эксперты советуют применять метод импульсного торможения. Он подразумевает короткие повторяющиеся нажатия на педаль тормоза. Буквально 4-5 нажатий. Это не позволяет срабатывать ABS, способной на льду увеличить тормозной путь в 2-3 раза. То, чего точно не нужно делать, так это втапливать педаль тормоза в пол. Тогда колёса просто блокируются, но авто продолжает движение, поскольку катится по льду, как на лыжах.
  • Никакого лихачества. Да, есть профессиональные гонщики и спортсмены, способные выполнять невероятные трюки на льду. Но всё это нужно делать в условиях ограждённой трассы. К лихачеству относится превышение скорости, попытка намеренно уйти в занос, проскочить светофор на жёлтый и пр.
  • Если у вас автоматическая коробка, выработайте привычку в зимний сезон постоянно держать ногу над педалью тормоза, а не над газом. Второй вариант применяется при езде по летним сухим дорогам. Это связано с тем, что интуиция при потере контроля заставляет жать педаль в пол. Поэтому владельцы авто с АКПП часто попадают в казусные ситуации, и вместо торможения начинают резкий разгон. В случае с механикой этот совет не так актуален.
  • Движение по колее. При попадании в колею автомобиль часто начинает водить в стороны, причём скорость при этом может быть небольшая. Класть руку на руку при этом нельзя ни в коем случае. Придерживайтесь принципа уступающего руления, будучи в колее. Смысл в том, чтобы давать машине немного раскачиваться, но руль важно держать крепко. Столкнувшись с заносом задней части в колее на автомобиле с передним приводом, не жмите на тормоз. Здесь, наоборот, лучше немного прибавить газ. А если привод задний, тогда именно небольшое торможение поможет справиться с ситуацией.
  • Не слушайте инстинкты. Это уже на случай, если машину занесло и контроль был утерян. В такой ситуации важно делать то, что на первый взгляд кажется противоестественным. Всегда старайтесь при заносе держать руль прямо или поворачивать в сторону заноса. При прямо выставленных колёсах авто быстрее остановит занос, машину перестанет крутить.
  • Если машину сносит в правую сторону, руль следует повернуть не влево, а вправо. Как бы ни хотелось поступить иначе. Просто поверните руль и немного нажмите на тормоз. Тогда вес машины сместится к передней оси, и сцепление с покрытием восстановится.

Всё это актуально для заносов. То есть при попытке задней части как бы обогнать переднюю. Выполненный манёвр, описанный выше, создаёт противовес заносу.

Ездить зимой по скользким дорогам объективно опасно и достаточно сложно. Но при соблюдении правил и рекомендаций справиться со сложившимися условиями сможет каждый.