Рост цены, а кое-где и дефицит топлива вызвали общественный резонанс, нервозность вокруг этого вопроса накалялась, в какой-то момент проснулось и начало действовать правительство.
Это немудрено. Всякому известно о мультиплицирующем действии стоимости топлива на цены. А скачок инфляции едва ли сейчас полезен нашей экономике. Так что были приняты меры: от кнута - простого выкручивания рук производителям (в этом качестве маячили серьезные ограничения продажи нефтепродуктов за рубеж), до пряника – компенсации компаниям разницы между экспортными и базовой внутренней ценами. Также обещан обратный акциз на нефть, поступающую на НПЗ.
Рост цен на заправочных станциях, и правда, почти остановился. Все уже хорошо? Увы, пока так сказать нельзя и риск роста цен (или дефицита) сохраняется. Каковы же факторы напряженности? Краткий ответ – не произошло кардинальных изменений в рыночной ситуации. Рынок остался непрозрачен, до 80% сделок на нем ведутся по серым схемам компаниями-перекупщиками (прямо говоря – спекулянтами), а не производителями и дистрибьюторами. Это снижает эффект госрегулирования – все так же, по классической формуле, спекулятивный капитал менее управляем и лоялен, чем производственный.
Конечно, и производители тоже - коммерческие компании, а не благотворители. И торопятся получить прибыль от экспорта, потому что правительственные компенсации еще когда будут, их эффект на рынке станет заметен только через месяца три, а то и полгода. Это не домыслы - так считает, в частности, глава департамента таможенной и налоговой политики Минфина РФ Алексей Сазанов.
А раз приоритет не национальным интересам, а прибыли, то целый ряд НПЗ продолжает наращивать экспорт нефтепродуктов, игнорируя потребности внутреннего рынка. Цифры достаточно красноречивы: к концу прошлого года рост экспорта высоко - и низкооктанового бензина по сравнению с ноябрем зафиксирован у компаний: "ЛУКОЙЛ" - в 22,5 раза, "ТАИФ" - в 3,5 раза, "Газпром нефть" - в 1,8 раза, "Сургутнефтегаз" - на 35,8%.
В то же время усилился ряд факторов, вызывающих рост цен на АЗС:
- Ставка налога на добавленную стоимость (НДС), который присутствует в каждом чеке и ложится бременем на покупателя, возросла до 20% с 18%.
- Ставки акциза на дизельное топливо и бензин пятого класса в России с 1 января 2019 года увеличились в 1,5 раза. (Налоговый кодекс предусматривает рост ставок акцизов на бензин на 4,1 тысячи рублей до 12,314 тысячи рублей на тонну, на дизтопливо - на 2,876 тысячи рублей до 8,541 тысячи рублей на тонну.)
- Налог на добычу нефти (НДПИ) вырос в связи с увеличением стоимости мировой цены на нефть, а так же в связи с принятым решением правительства о поэтапном повышении в рамках налогового маневра. Средняя ставка НДПИ на нефть за 12 месяцев 2018 года выросла на 53,3% по сравнению с 2017 годом.
- Нефтеперерабатывающие заводы испытывают дополнительное давление из-за чрезмерного налогового обременения. По подсчетам отраслевых экспертов, потери превышают 3 тысячи рублей на тонну дизельного топлива и 7 тысяч рублей на тонну бензина Аи-92.
- Рост транспортных тарифов естественных монополий повышает операционные затраты НПЗ. В 2019 году будут проиндексированы тарифы на прокачку у "Транснефти" на 3,87%, а тарифы РЖД на грузовые перевозки и пользование инфраструктурой на 3,5%.
- Ситуация усугубится за счет сезонных факторов: роста потребления топлива в связи с началом активных сельхозработ и традиционным периодом ремонтов на НПЗ. Оба фактора каждый год вызывают повышение цен на топливо.
- Учитывая, что для заводов уже сейчас производство бензина не приносит прибыли, нарастить производство топлива и удовлетворить растущий спрос на бензин в России будет проблематично, возникнет дефицит и как следствие – интенсивный рост цен.
Во всей полноте картина кажется мрачноватой. Да, хорошего мало, но возможности государственного регулирования по стабилизации ситуации еще далеко не исчерпаны. Однако разрабатывают их почему-то не госчиновники, а некоторые ответственные участники рынка.
«Роснефть» совместно с биржей СПбМТСБ предложили ограничить возможность проведения спекулятивных операций в ходе биржевых торгов, а также обратилась к Центральному Банку РФ с просьбой усилить надзор в этой сфере.
«Роснефть» и СПбМТСБ также считают необходимым участие в биржевых торгах всех производителей нефтепродуктов пропорционально их доле в общем объеме добычи. Но власти пока никак не отреагировали на эти предложения.