Рано или поздно каждый владелец легкового автомобиля сталкивается с ситуацией, когда не обойтись без использования прицепного устройства. Планируете ли вы поездку на море с арендованным кемпером, желаете ли отдохнуть на ближайшем водоёме с небольшим катером или гидроциклом, или возникла необходимость в перевозке крупногабаритного груза посредством прицепа – во всех этих случаях ваша машина должна быть оснащена фаркопом.

Многие автомобили производятся с предустановленными фаркопами, но даже при его отсутствии приварить его – дело несложное. Гораздо труднее оснастить его розеткой, как того требуют правила использования прицепных устройств. Здесь уже потребуются определённые знания в сфере электротехники.

Точнее – конкретные знания, с которыми ми и намерены поделиться со всеми заинтересованными в самостоятельном подключении фаркопа к бортовой электросети.

Виды применяемых разъёмов, схемы распиновки

Наиболее распространёнными являются несколько разновидностей разъёмов, применяемых для подключения розетки фаркопа:

  • семипиновые разъемы европейского стандарта;
  • семипиновые разъемы, используемые в Северной Америке;
  • тринадцатипиновые разъемы;
  • разъемы специальной конфигурации.

Европейский семипиновый разъём принято считать наиболее распространённым, поскольку используется на большей части как грузовых, так и легковых автомобилей. Характерной особенностью такого разъёма является наличие на обеих половинках гнёзд разных типов, сосуществующих вместе («папа» и «мама»).

Считается, что именно такая конфигурация является наиболее безопасной при подключении круглого разъёма к основному транспортному средству и прицепному устройству в темноте. Благодаря наличию пазов неправильно подсоединить такие гнёзда невозможно, что исключает случаи закорачивания электроцепи и вообще сводит к нулю человеческий фактор. Все семь разъёмов отвечают за определённую функцию. Стандартное сечение проводов – 1.5 мм2, и только у провода заземления оно выше – 2.5 мм2.

Контакт №2 иногда остаётся не задействованным. Его назначение – обеспечение постоянного электропитания прицепного устройства номиналом 12В, что требуется далеко не во всех случаях.

Отдельные умельцы допускают возможность схематического объединения сигналов, отвечающих за раздельную работу на прицепе левого/правого габаритных фонарей. Однако объединение двух проводов в один приводит к неправильной работе световой сигнализации в определённых случаях. В частности, нарушается функционирование режима «световой паркинг», используемого при стоянке прицепа на обочине (в этом случае включение водителем поворота на прицепном устройстве загораются габаритные фонари только с соответствующей стороны).

Семипиновый американский разъём используется в США и Канаде. Его особенностью можно назвать наличие отдельного контакта для движения сцепки задним ходом, а также сознательное отсутствие разделения сигналов габаритных огней – они загораются только синхронно.

Некоторые модели американских авто практикуют также совместное использование одного провода и для стоп-сигналов, и для габаритов. В продаже можно встретить разъёмы, штатно оснащённые проводниками разного цвета, что существенно облегчает процесс подключения/разводки проводов.

Тринадцатипиновые разъёмы – вотчина прицепных устройств для легковых авто. Их самобытность состоит в наличии нескольких раздельных контактов используемых для положительной и минусовой шины. Имеются также зарезервированные контакты, к которым можно подключать дополнительное оборудование (в качестве примера можно привести камеры заднего вида). Данный разъём рассчитан на токи большого номинала, что позволяет использовать его для подключения кемпера с его бытовой электросетью, а также для подзарядки дополнительной АКБ.

При должной разводке к разъёму со стороны автомобиля можно подключить оборудование крупного плавательного средства – для этих целей предназначены штатные переходники.

Самостоятельное подключение розетки к фаркопу машины

Поскольку последние поколения прицепов премиум класса оснащается собственными электронными системами (типа ESP, ABS) и даже бортовыми компьютерами, для их правильного сопряжения с материнской электронной системой также используются разъемы специального вида.

Способы подключения фаркопной розетки

Наибольшее распространение получили два метода: упрощённый стандартный и универсальный.

Особенности подключения розетки с использованием стандартного метода:

  • Больше всего он подходит для возрастных автомобилей, конструкция которых не имеет ЭБУ, управляющий работой компонент силового агрегата. Таким образом, контакты розетки подключаются к бортовой электросети посредством использования заводской проводки.
  • Стандартный метод хорош тем, что для разводки не обязательно применять различные разветвители.
  • При подключении прицепа нужно убедиться, что все его оптические приборы работают корректно на всех возможных режимах.
  • При наличии на ведущем ТС противоугонной системы она дополнительно подключается и к прицепному устройству.
  • Должна быть обеспечена синхронность работы оптики прицепа со световыми приборами задней части автомобиля, для чего используются соответствующие разъёмы.

После подключения, если один провод оказался незадействованным, можно использовать его для подсоединения к прицепному устройству второй, дополнительной поворотной фары. Решить эту задачу можно двояко: либо посредством объёмной клипсы, либо используя зачистку изоляции кабеля и последующую пайку соединения с проводом, следующим от выхода розетки.

Универсальный метод пригоден для присоединения электрической цепи прицепного устройства к бортовой сети практически любого авто, включая современные, оснащённые бортовым компьютером. В этом случае из-за сложности бортового электрооборудования эта задача требует использования модуля согласования, который является необходимым как при выполнении подключения, так и в качестве средства диагностики функционирования задней оптики.

Если вы являетесь собственником автомобиля, штатно оснащённого разъёмом, схема подключения розетки фаркопа обычно имеется в руководстве по эксплуатации. Отечественные модели авто фаркопами не оснащаются, как и некоторые иномарки, поэтому приходится подключать розетку самостоятельно с использования универсального (его ещё называют прямым) метода.

Если авто не имеет ЭБУ, работы по подключению розетки заключаются в подсоединении жгута проводов к одной из колодок блока задних фонарей. Метод соединения важен. Наиболее надёжным считается пайка, но нередко используется и доступный и одновременно более трудоёмкий альтернативный вариант – клипсы.

Этот способ непригоден для автомобилей, работающих под управлением бортового компьютера, то есть для всех современных машин. Если подключить электроприборы прицепа напрямую, то при росте электрической нагрузки каждое включение габаритов, поворотников или нажатие на педаль тормоза будет сопровождаться ошибкой ЭБУ. Поэтому и требуется применение блока согласования – в этом случае электропитание на световые приборы прицепного устройства будут подаваться с используемого электронного устройства, а не штатных колодок заднего блока фонарей. Такая схема позволяет синхронизировать использование задней оптики, но компьютер прицепа видеть не будет.

А теперь рассмотрим варианты подключения с использованием трёх разновидностей разъёмов.

Распиновка семипиновой розетки

Эта разновидность разъёмов чаще всего используется в Европе и для автомобилей отечественного производства. Семи разъёмов достаточно для передачи всех необходимых сигналов на прицепное ТС. Для распиновки разъёмов применяют провода многожильного типа, покрытые двойной изоляционной оболочкой с сечением провода от 1.5 мм2. Сам жгут заключается в гофрорукав, что защищает его от механических повреждений.

Многие иномарки имеют штатный разъём, предназначенный для соединения с прицепом. При его отсутствии используют магазинную розетку, которая монтируется на специальной площадке рядом с фаркопом. Распиновка розетки фаркопа в таких случаях выполняется с применением универсального метода, предполагающего соединение проводов с выводами колодок заднего блока фонарей посредством пайки.

Обычно управляющие сигналы, идущие от поворотников, подводят к розетке отдельными проводами и, соответственно, передают на прицепное устройство тоже раздельно. Что касается остальной светотехники, то здесь возможны варианты, при этом допускается брать сигналы только с одного (правого или левого) заднего блока штатной светотехники.

Распиновка тринадцатипиновой розетки

В последнее время большинство европейских авто оснащается 13-пиновыми разъемами, которые в состоянии обеспечивать подключение прицепных устройств с большим количеством потребителей. Если прицеп оснащён семипиновой розеткой, в таких случаях применяют соответствующие переходники.

Самостоятельное подключение розетки к фаркопу машины

Описание схемы подключение проводки фаркопа через 13-контактный разъём:

  1. Жёлтый пин, левый поворотник;
  2. Синий пин, противотуманный фонарь (если имеется на прицепном устройстве, иначе остается незадействованным);
  3. Пин белого цвета – масса для проводов №№1-8. Выводится на кузов транспортного средства и прицепа болтовым соединением;
  4. Зелёный пин – правый поворотник, аварийная сигнализация;
  5. Коричневый пин – габариты правой стороны, лампа освещения номерного знака прицепного устройства;
  6. Красный пин – огни стоп-сигнала. Обязателен при подключении прицепа, без него эксплуатация ПТС запрещена;
  7. Пин чёрного цвета – габариты левой стороны, может быть совмещён с лампой освещения номерного знака;
  8. Розовый пин – фонари заднего хода;
  9. Оранжевый контакт – питание 12В от АКБ, присутствует всегда;
  10. Серый пин – питание при включенном зажигании, позволяет включать габаритные огни при использовании основного освещения;
  11. Комбинированный чёрно-белый контакт – масса для 10 провода;
  12. Комбинированный сине-белый пин – резервный;
  13. Комбинированный оранжево-белый – земля для провода №9.

Как видим, здесь используется три 35-амперных вывода на массу и два питающих провода – постоянный и при включенном зажигании. Эту схему можно использовать как стандартную при подключении проводов к фаркопу на основном и прицепном ТС.

Распиновка 15-пинового разъема

Данный тип разъёма применяется для сопряжения буксируемых ТС – это мировой стандарт. Этот тип соединения отличается от других наличием обратной связи, позволяя получать информацию о состоянии тормозной системы ПТС и управлять его механизмами. В остальном схема подключения электропроводки к фаркопу практически не отличается от 13-пиновой.

Здесь зелёно-белый пин подключается к шине CAN-H, а бело-коричневый – к интерфейсу CAN-L.

Схемы прямого подключения

Если на основном автомобиле отсутствует штатная колодка для подключения фаркопа, используется именно данный вид сопряжения автомобиля и ПТС, предполагающий подключение проводов напрямую к жгуту заднего блока оптики. Для упрощения процедуры монтажа практикуют применение коннекторов, оснащённых специальными штепсельными разъемами, соответствующими каждой разновидности светового прибора. С обратной стороны устройства имеются провода, обеспечивающие подключение к ответной половине светотехники.

Процедуре подключения розетки к фаркопу автомобилю предшествует определение места монтажа разъёма. Обычно к световым приборам подключаются через технологические отверстия, предусмотренные для выполнения замены ламп, для вывода жгута проводки наружу можно использовать дренажное отверстие, расположенное в днище багажного отделения.

Более качественное и надёжное соединение проводов обеспечивается их пайкой.

Самостоятельное подключение розетки к фаркопу машины
Распиновка тринадцатипиновой розетки

Часто один контакт используется для подключения двух потребителей (например, указателя поворота и аварийной сигнализации). В этом случае сечение провода необходимо увеличить до 2.0-2.5 мм2, поскольку нагрузка на провод возрастает.

Все необходимые комплектующие для подключения разъёма к фаркопу можно приобрести в автомагазине. Применение кустарных разъёмов чревато такими неприятностями, как КЗ с последующим возгоранием изоляции проводки.

Пошаговый алгоритм подключение розетки фаркопа к автомобилю

Нам потребуются следующие материалы:

  • мультиметр;
  • розетка, оснащенная защитным колпаком;
  • комплект проводов (если вилка и розетка будут разных форматов);
  • коммутационные разъемы (желательно – с гнёздами для монтажа предохранительных устройств);
  • многожильный/одножильный кабель сечением 1.5-2.0 мм2 с двухслойной изоляцией;
  • пластиковая гофрированная труба для укладки жгута длиной порядка 3 метров;
  • автомобильный силиконовый клей-герметик;
  • хомуты.

Как подключить розетку на фаркоп:

  • убедитесь в том, что сечение проводов достаточное для конкретной нагрузки, но оно не должно быть и избыточным;
  • тщательно изучаем схему сопряжения проводов между машиной и прицепом;
  • монтируем розетку на автомобиле с использованием специального разъема, обеспечив наиболее удобное подключение жгута от заднего блока светотехники;
  • обеспечьте подсоединение к розетке обеих указателей поворотов по отдельности, все остальные световые приборы (габариты, стоп-сигнал, противотуманки при их наличии на прицепе) можно подключать в единственном экземпляре, слева или справа;
  • обеспечьте питанием и лампу освещения номера на прицепе;
  • один из проводов подаётся на массу;
  • если на ПТС имеется оптика заднего хода, обеспечиваем питанием и её.

Схема подключения с использованием блока согласования

Подавляющее большинство современных автомобилей оснащено ЭБУ – блоком, который управляет работой всех систем транспортного средства. В этом случае применение стандартных разъёмов для сопряжения прицепа с ведущим автомобилем, хотя и обеспечит включение световых сигналов на ПТС синхронно с оптикой на заднем блоке, но при этом бортовой компьютер будет постоянно сообщать об ошибке, вызванной рассогласованием электрических сигналов. Чтобы исключить влияние потребителей электроэнергии на прицепном устройстве, используют специальный блок согласования, представляющий собой переходник, заставляющий ЭБУ забыть о существовании прицепа.

Предлагаем вашему вниманию два варианта использования блока согласования для подключения фаркопа.

Самостоятельное подключение розетки к фаркопу машины
Распиновка 15-пинового разъема

Алгоритм подключения фаркопа с использованием блока согласования:

  • выполняются все этапы варианта подключения, описанные в предыдущем разделе;
  • производится установка модуля согласования, подключаемого к бортовой сети согласно прилагаемой схеме;
  • блок согласования активируется, при этом происходит включение любого из светотехнических устройств заднего блока. Если всё сделано правильно, ЭБУ не сможет распознать наличие модуля;
  • в этом случае можно подключать бок согласования с розеткой. Может случиться так, что контакты на разъёмах модуля и прицепа окажутся несовместимыми, в этом случае следует воспользоваться схемами обеих разъёмов, чтобы осуществить правильную распиновку;
  • если при включении одного из потребителей номинал тока повысится, а также в случае неработоспособности одного из световых приборов блок согласования сработает, предупредив о проблеме водителя подачей сигнала.

Отметим, что грамотная распиновка позволяет ускорить процедуру монтажа розетки без необходимости тщательной проверки правильности соединения проводов.

Напоследок приведём несколько рекомендаций, благодаря которым вы обеспечите длительное и бесперебойное функционирование электросети на прицепном устройстве:

  • старайтесь не использовать на прицепе потребителей, вызывающих перенапряжение. В противном случае не исключена возможность перегрева проводки, не рассчитанной на столь высокие нагрузки, что приведёт к КЗ и возгоранию;
  • перед каждым выездом проверяйте работоспособность электроприборов, используемых на ПТС. Проводите визуальный осмотр проводки – наличие дефектов укажет на возможное возникновение проблем в обозримом будущем;
  • примерно раз в год выполняйте полную диагностику всех электрических цепей, особенно находящихся вне автомобиля и прицепного устройства. Данные работы предусматривают нанесение смазки на контакты, что предотвратит их окисление;
  • убедитесь в отсутствии провисания проводов. Если таковые обнаружатся, то надёжно прикрепите жгут к кузовной детали посредством пластиковых фиксаторов-хомутов. Если вы намереваетесь использовать ПТС на регулярной основе, установите на прицеп водонепроницаемые световые приборы.