Элегантный Maybach DS 8, причудливый Gaylord Gladiator, а по соседству — современный колесный погрузчик Zeppelin ZK 32В и тяжелый двигатель MTU. Вопрос: что объединяет эти экспонаты, а точнее, их производителей? Ответ: все они являются частью империи Zeppelin. В круглую годовщину со дня рождения графа фон Цеппелина, знаменитого энтузиаста воздухоплавания, его почитатели собрали во Фридрихсхафене богатую коллекцию «приземленных» артефактов. Когда еще такое увидишь!
Этот Gaylord Gladiator построили в 1957 году на немецком предприятии Luftschiffbau Zeppelin.
Музей Zeppelin — уникальный для Германии, он посвящен истории одноименных дирижаблей и располагается в городе, в котором они создавались. На территории общей площадью около 4000 м2 на трех этажах музейного комплекса располагается самая большая в мире коллекция, посвященная истории дирижаблестроения. И это неудивительно, ведь воздушные суда Zeppelin являлись наиболее массовыми и совершенными представителями дирижаблей жесткого типа. Всего за период 1899–1938 гг. было построено 119 «Цеппелинов», имевших по верфи обозначение LZ.
Концерн ZF Friedrichshafen AG — известный эксперт в производстве ведущих мостов и коробок передач.
Нынешняя музейная площадка, одна из главных достопримечательностей Фридрихсхафена, была открыта в 1996 году внутри бывшего Hafenbahnhof — вокзала в гавани Боденского озера. Помещение старого вокзала было специально переделано в современный музей. С тех пор более 5 млн посетителей увидели его постоянную экспозицию и специальные выставки.
Колесный погрузчик Zeppelin ZK 32В.
Центральным местом музея является реконструкция 33‑метровой секции дирижабля LZ 129 Hindenburg, созданного Zeppelin GmbH, — пассажирской кабины. Внутри посетители попадают в атмосферу 1930‑х годов и узнают, каково было быть пассажиром «Цеппелина», путешествующим на дирижабле через Атлантику. Также посетители знакомятся с техническими аспектами постройки и функционирования дирижабля. В музее выставлен настоящий двигатель 1928 года, построенный для дирижабля LZ 127 Graf Zeppelin. Каждая из пяти гондол, размещенных в корпусе, содержала мотор Maybach VL 2, который приводил в движение пропеллер в хвосте гондолы и которым управлял машинист. К слову, двигатели производства Maybach в то время отличались легкостью и надежностью, они использовались на «Цеппелинах» во время Первой мировой войны. Завод Luftfahrzeug-Motorenbau GmbH во Фридрихсхафене выпускал дизельные рядные шестицилиндровые двигатели: AZ (базовая мощность 140 л. с.), DW (160 л. с.), CX (210 л. с.) и HS (240 л. с.). Со временем вместе с мощностью увеличивалось число двигателей, устанавливаемых на один аппарат: в 1910 году на дирижаблях было по три мотора, а в 1915‑м — уже четыре. Дирижабли, на которых были установлены двигатели Maybach, развивали скорость 20 м/с.
Azur — первый научный спутник Германии.
В 1960‑х годах компания Luftfahrzeug-Motorenbau была переименована в MTU Friedrichshafen. Сегодня под маркой MTU выпускаются двигатели для поездов, кораблей, нефтяных и газовых установок, военной техники, сельского хозяйства, горнодобывающей промышленности и строительной техники — их макеты и натурные образцы представлены в экспозиции.
16‑ступенчатая коробка ZF для тяжелых грузовиков.
Модель 20‑цилиндрового судового дизеля MTU 20V 1163.
Редуктор привода несущего винта вертолета — серийная продукция ZF.
Отдельная секция музея посвящена автомобилю Maybach DS 8, построенному в 1938 году Maybach-Motorenbau GmbH совместно с кузовным ателье Hermann Spohn Karrosseriebau, еще одной вотчиной Фердинанда фон Цепеллина. Под капотом раритетного представительского седана — 12‑цилиндровый двигатель мощностью 200 л. с. Примененные в этом моторе технические решения базировались на аналогичных разработках для дирижаблей LZ 126 (1924 г.) и LZ 127 Graf Zeppelin (1928 г.). Двигатель агрегатирован с 8‑ступенчатой коробкой передач Maybach Variotech. Силовая установка обеспечивала разгон 3,5‑тонного автомобиля до 170 км/ч. Расход топлива составлял 28 л/100 км.
Maybach DS 8 Zeppelin построен в 1938 году при участии кузовного ателье Hermann Spohn Karrosseriebau.
Уникальный экспонат — Gaylord Gladiator, причудливый автомобиль для очень богатых, также имеет прямое отношение к экспозиции музея. Его построили в 1957 году на немецком предприятии Luftschiffbau Zeppelin — на том самом «Цеппелине», который занимался постройкой дирижаблей. К слову, упомянутое предприятие известно тем, что начиная с 1920‑х годов проектировало и изготавливало автомобильные кузова из алюминия, а также специальные надстройки для коммерческой техники. Впрочем, стальной кузов для люксового Gaylord Gladiator — это исключение. Его неповторимый образ был разработан знаменитым дизайнером Бруксом Стивенсом из Милуоки. Специалисту была поставлена задача: сделать идеальный американский люксовый автомобиль, перед которым английский Rolls-Royce померкнет, а потом и разорится, растеряв всех клиентов. Стивенс, работавший до того с Harley-Davidson и Studebaker, очень постарался удовлетворить клиентов.
Интересная деталь. В точках креплении силовой установки к раме инженеры применили резинометаллические втулки особой конструкции. Это решение позволило значительно снизить шум и вибрации. Знатоки истории отмечают, что автомобиль обладал отменными для того времени характеристиками шумо- и виброизоляции.
6‑цилиндровый Maybach G4b — первый серийный дизель для железнодорожной техники.
Gaylord Gladiator с помпой был представлен на Парижском автосалоне 1955 года, но не получил ни одного предзаказа — а братья Гэйлорд (владельцы марки) рассчитывали, что их «шедевр» соберет как минимум 25. При этом, чтобы продавать машину в Европе, они заказали изготовление в вышеупомянутой фирме Spohn Company, напирая на немецкое качество плюс американский дизайн.
Существовало две версии «Гладиатора», двух- и четырехдверная. Изначально предполагалось, что на них будут устанавливаться 365‑сильные двигатели Chrysler Hemi V-8, но в серийной версии они были заменены 305‑сильным Cadillac V-8. Стоимость самой дорогой версии на американском рынке — $17 500. Всего было сделано три серийных машины по спецзаказам — все-таки электроподъемники стекол и прочие атрибуты, уникальные для 1950‑х, подкупили нескольких богачей. А в 1957 году братья Гэйлорд закрыли убыточное предприятие. На сегодняшний день достоверно известно о существовании одного из пяти построенных Gaylord Gladiator — того самого, который показали в музее Zeppelin. Остальные или находятся в частных руках и скрыты от общественности, или не сохранились.
Фердинанд фон Цеппелин является основателем концерна ZF Friedrichshafen AG, зарегистрированного в Германии 9 сентября 1915 года. Головное предприятие и штаб-квартира концерна, а также завод по производству шасси и коробок переключения передач для коммерческих/грузовых транспортных средств находятся во Фридрихсхафене. Неудивительно, что история этого предприятия также нашла отражение в экспонатах. Сегодня ZF производит широкую номенклатуру компонентов для грузовых и легковых автомобилей, а также тракторов, поездов и даже некоторых самолетов. И является носителем инновационных технологий в самых разных сферах, продолжая наследие Фердинанда фон Цеппелина, делая его достоянием будущего — как в имени, так и по сути.