От функциональности тормозов зависит безопасность поездок, поэтому каждый водитель стремится поддерживать их в рабочем состоянии. Из-за особенностей конструкции в системе скапливается воздух, и его приходится удалять. Раньше это можно было сделать без особых проблем, но несколько лет назад машины стали выпускать с антиблокировочной системой (ABS), и задача усложнилась.

Далее вы узнаете, как устроены тормоза и каким образом осуществить их прокачку с учётом ABS.

Устройство антиблокировочной системы тормозов ABS

При экстренном торможении часто возникает такое явление, как блокировка колеса (или нескольких колёс сразу). Оно резко перестаёт вращаться, но машина по инерции продолжает двигаться вперед, теряя управление и сцепление с дорожным полотном. Таким образом, автомобиль может развернуться вбок и даже перевернуться, не реагируя ни на какие манипуляции водителя. Чтобы подобного не произошло, предусмотрена система ABS. Она состоит из следующих компонентов:

  1. Управляющего блока – он постоянно следит за показателями вращения колеса, фиксирует изменение скорости и передаёт информацию другим элементам системы.
  2. Гидравлического блока – он непосредственно предотвращает блокировку колеса, приостанавливая подачу жидкости к тормозному цилиндру и снижая давление в нём.
  3. Датчиков – они устанавливаются поближе к колёсам и реагируют на импульс, возникающий при их вращении. При угрозе блокировки информация с датчиков подаётся управляющему блоку.

Виды и типы антиблокировочных систем ABS

Существует два вида антиблокировочных систем:

  • с независимым регулированием – в этом случае для каждого колеса предусмотрены отдельные датчики и гидравлический блок;
  • с общим регулированием – когда за колёсами следят попарно.

Устройство антиблокировочной системы тормозов и прокачка тормоза с ABS

Первый из-за своей высокой цены чаще встречается в автомобилях бизнес- или эконом-класса, где в угоду безопасности пожертвовали чем-то другим.

В рамках крупных видов есть несколько типов ABS:

  1. Четырёхканальная с четырьмя датчиками – самая совершенная на данный момент. Датчики вмонтированы в каждое колесо, стоит 4 клапана и 4 гидравлических блока. Это даёт возможность блоку управления лучше контролировать тормозной импульс.
  2. Трёхканальная ABS с тремя датчиками – часто ставится на машины с задней зависимой подвеской. Тогда каждому переднему колесу полагается отдельный датчик и исполнительный блок, а задние объединяются в пару, и им выделяется общий набор.
  3. Одноканальная ABS с одним датчиком – на заднюю пару колёс ставится один датчик и один гидравлический механизм. Такая система будет более-менее эффективна лишь для небольших грузовиков.

Поскольку ABS не идеальна, её функционал часто улучшают при помощи ESP – электронной системы курсовой устойчивости, которая предотвращает непроизвольные развороты машины вбок. Чтобы стабилизировать ситуацию и выровнять автомобиль, ESP замедляет нужное колесо или блокирует подпитку мотора топливом.

Последовательность прокачки ABS

Теперь поговорим о том, как прокачать тормоза (то есть выгнать воздух при замене тормозной жидкости) с ABS. Здесь самое главное – соблюдать порядок действий, чтобы не дестабилизировать антиблокировочную систему.

Последовательность работы для каждой машины разная: откройте инструкцию, и там вы увидите соответствующие рекомендации (чаще всего к передним колёсам приступают в последнюю очередь).

Устройство антиблокировочной системы тормозов и прокачка тормоза с ABS

Обратите внимание, что самостоятельно вы не справитесь – нужно действовать вдвоём. Ваш помощник не обязательно должен быть сведущ в тонкостях механики или уметь управлять автомобилем.

Схема прокачки такова:

  1. Заменить жидкость в главном тормозном цилиндре (или долить до самой высокой отметки). Имейте в виду, что нельзя смешивать продукты разных производителей и серий.
  2. Отмыть регулирующие клапаны на колесах от грязи.
  3. Заглянуть в инструкцию, где указано, как прокачивать передние и задние колёса с ABS, и отвинтить пробку патрубка на заданном колесе, а также закрепить поверх клапана полую гибкую трубку.
  4. Поместить другой конец шланга в сосуд с тормозной жидкостью.
  5. Усадить помощника на водительское кресло, включить зажигание и попросить понажимать на педаль тормоза раз 5, а затем выжать ее и придержать в таком состоянии. Загорится индикатор неисправности ABS – так и должно быть.
  6. Наполовину раскрыть воздушный клапан, пока помощник жмёт на педаль, а затем открыть его до конца, чтобы вытекла жидкость, в которой скопился воздух. Спустив её, можно закрыть клапан и отпустить педаль.
  7. Повторить процедуру на всех узлах, пока не погаснет индикатор.

Прокачка тормозов с ABS с учётом особенностей системы

Ознакомившись с предыдущим пунктом статьи, вы наверняка подумали, что прокачка тормозов с ABS – не такое уж сложное дело. Однако здесь есть подвох – каждый автомобильный концерн по-своему решает, каким образом антиблокировочная система будет функционировать и связываться с другими электронными модулями.

Устройство антиблокировочной системы тормозов и прокачка тормоза с ABS

Из-за этого общий порядок, приведённый выше, может нарушаться, например:

  1. Передние колёса и заднее правое прокачиваются, как описано: отвинчивается патрубок, один человек жмёт на педаль тормоза, другой – сливает жидкость с воздухом.
  2. Заднее левое колесо уже обрабатывается по другой схеме: патрубок откручивается на 1 оборот, педаль не нажимается, нужно ждать, пока насос вытеснит жидкость с воздухом.

Также особенность прокачки тормозов состоит в необходимости отслеживать давление в гидросистеме и не позволять ему подниматься до 182 бар. Для этого придётся вначале с выключенным мотором выжать тормоз два десятка раз и только потом приступать к выкачиванию воздуха.

Как правильно прокачать тормоза с конкретной системой ABS, можно узнать либо из инструкции к машине, либо из советов на официальном сайте производителя. Помните, что после процедуры не должен гореть индикатор, указывающий на некорректную работу ABS.

Если есть хоть малейшее подозрение, что вы что-то сделали не совсем правильно, нужно обратиться на СТО, где заново отладят тормозную систему.

Специальное приспособление для прокачки тормозов

Самая сложная в обработке – четырёхканальная ABS с четырьмя датчиками. Для её прокачки нужен сканер считывания информации с электронного блока управления, например, ELM327. Он представляет собой небольшой модем с разъёмом и выпускается вместе с приложением для гаджетов.

Установив ПО и вписав набор команд, вы увидите все проблемы ABS вместе с их кодами. Но это достаточно рискованно и не всегда просто для обычного водителя.