В середине прошлого месяца одна из компаний, занимающихся в Москве перевозкой неправильно припаркованных автомобилей на штрафстоянки, объявила о предстоящем банкротстве. Речь идет о фирме «Мосгорлогистик», которой принадлежат 100 грузовиков. Второй частный подрядчик столичных властей, «Сервис-интегратор», имеет на балансе 50 машин, а самым большим парком обладает само ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП). По разным данным, это 155-175 машин.

Таким образом, ликвидация одного из игроков оставит мегаполис без трети «зеленых крокодилов». А без них, как нас любят уверять власти, на улицы вернется парковочный коллапс. Правда, в АМПП поспешили уверить, что обыватели никак не почувствуют нехватку эвакуаторов. Оно и понятно: водителей нужно было срочно разубедить, что теперь шансов уехать на спецстоянку стало гораздо меньше.

«Благодаря перераспределению нагрузки и более интенсивной работе существующего парка эвакуаторов перемещение транспортных средств, нарушивших правила остановки и стоянки, будет осуществляться в полном объеме, как и ранее», - заявили в ведомстве.

Можно ли этому верить в полной мере? Действительно, районы, в которых «зеленые крокодилы» перестанут ездить вообще, вряд ли появятся. Курсируют они, в отличие от парконов, не по фиксированным маршрутам и не по расписанию. То есть для рядового водителя вероятность поплатиться за нарушение в целом останется такой же. Другое дело, что треть выбывшей техники – это серьезная величина, и компенсировать ее «более интенсивной работой» не получится. Эвакуаторы не телепортируются, а вместе со всеми стоят в пробках. Каждого нарушителя нужно соответствующим образом оформить, водителям необходимо отдыхать, а машинам – проходить плановое обслуживание. Кроме того, штрафстоянок на всю Москву немного, до них манипуляторы добираются отнюдь не за пять минут. Получается, что кто-то все же избежит наказания.

Почему сложилась такая ситуация? АМПП говорил о намерении разорвать контракт с компанией «Мосгорлогистик» еще в мае. И сотрудничество было прекращено 27 июня этого года. Как сообщали «Ведомости» со ссылкой на представителя городских властей, подрядчик халатно относился к обязанностям: наносил ущерб автомобилям при эвакуации, парк грузовиков за 3,5 года эксплуатации не обновлялся, а у самой фирмы накопилась задолженность более чем на 100 миллионов рублей по налогам и сборам. Оставшись без заказов, компания уведомила кредиторов, что намерена просить о банкротстве.

«Мосгорлогистик» выиграла два тендера города на эвакуацию машин в 2013 году. За пять лет компания обязалась эвакуировать 766 080 автомобилей за 3,69 миллиарда рублей из столичного бюджета. Однако надежды на «шоколадный» бизнес не оправдались. Подлые московские автомобилисты начали меньше нарушать, а в закон ввели несколько правок, ограничивающих возможности «зеленых крокодилов». В частности, забирать нарушителей разрешили только из-под запрещающих знаков с соответствующими табличками и обязали возвращать машины, если владелец вернулся до начала движения эвакуатора. Из-за этого, как отмечают некоторые близкие к АМПП источники, перевозчики буквально выцарапывали друг у друга «клиентов».

Между тем, чтобы выполнить план правительства, все московские эвакуаторы должны привозить на штрафстоянки 1281 автомобиль в день, что эквивалентно 4,2 машины на эвакуатор. С учетом пробок и снижения количества нарушителей ночью. Кроме того, перевозчики жаловались на заниженные тарифы. Транспортировка легковушки или кроссовера в зависимости от мощности приносит от 3000 до 7000 рублей. А «экономически обоснованную» стоимость в АМПП оценивают 8125 рублей. Интересно, как выживают в столице частные эвакуаторы, берущие 1500-3000 рублей за выезд? Быть может, стоит умерить аппетиты и закупать манипуляторы подешевле, а не по 5,1 миллиона за штуку? Именно столько платил АМПП в 2013 году, то есть еще по докризисным ценам.

Кстати, систему расчета цен на услуги принудительной эвакуации так пока и не пересмотрели. Разумно признать, что брать за основу мощность двигателя нелогично. Вместо этого необходимо использовать массу и габариты. Эта идея витает в воздухе, вяло обсуждается, но не спешит превращаться в закон.

Кстати, о снижении количества нарушителей. В минувшем году было эвакуировано на 6% меньше машин, чем в 2015-м. Согласно данным АМПП, сегодня в среднем на штрафстоянки за день перемещается около 700–800 автомобилей, годом ранее их было 800–900. В ведомстве невозмутимо признают, что это естественный и логичный процесс: автомобилисты приучаются вести себя цивилизованно, а задача службы состоит в том, чтобы наводить порядок, а не приносить прибыль. В этой связи непонятно, зачем было привлекать к работе частные структуры. Через год-два, когда нарушителей станет еще меньше, из игры может выбыть и «Сервис-интегратор». В результате АМПП останется на этой площадке один. Вероятно, тогда и стоит ждать изменений правил игры. В очередной раз.