О том, что китайские автомобилестроители любят и умеют создавать модели «с нуля», взяв за основу готовую машину, знают все. Собственно говоря, без такого умения поднять за несколько десятилетий свой автопром невозможно. В этом контексте Great Wall Hover является довольно точной копией Исудзу Аксиом. Китайский внедорожник, выпускаемый с 2005 года (с 2010 года сборка осуществляется и в России) можно назвать вполне современным автомобилем, что подтвердили многочисленные тесты, в том числе соответствующие отечественным стандартам.

Но вот беда – на первые поколения Н1/2 салонные фильтры не устанавливались, поэтому говорить о концепции экологической безопасности для водителя/пассажиров здесь не приходится. Современные модели лишены этого недостатка, но при наличии желания СФ можно установить и на устаревшие авто, благо место для них конструкторами всё-таки предусмотрено.

Назначение фильтра салона

До начала нового тысячелетия об этом автоаксессуаре знали разве что владельцы топовых машин. Рядовой же пользователь познакомился с салонным фильтром значительно позже, хотя и сегодня на наиболее бюджетные модели в минимальных комплектациях они могут и не устанавливаться.

Назначение фильтра салона Hover H3/H5 понятно – он призван очищать воздух, поступающий в автомобиль извне, от различных загрязнений, и чем дороже и совершеннее этот элемент, тем качественнее защита. В принципе обычный противопылевой фильтр салона изготавливается из тех же материалов, что и воздушный фильтр двигателя, являясь его уменьшённой копией. А вот модифицированный угольный вариант, имеющий слой с известным адсорбентом, умеет справляться не только с частицами размером от 10 мкм, но и с гораздо более мелкими загрязнителями, включая летучие вещества и высокомолекулярные газы. Если учесть наличие антибактериального слоя, то современный фильтр салона способен отсеивать не только пыль и аллергены, но и некоторые газы, и даже неприятные запахи.

Штатно на Hover H3/H5 устанавливается обычный салонный фильтр, но если есть желание, его в любой момент времени можно заменить на угольный. При этом стоит учесть, что усовершенствованные фильтры стоят дороже, имеют меньший ресурс и не восстанавливаемы, в отличие от противопылевых аналогов.

Отметим также, что пренебрегать его установкой и своевременной заменой не стоит: многие загрязнители, особенно весной и летом, являются аллергенами, и без фильтра салона все они будут оседать на поверхностях салона, накапливаясь и увеличивая риск неблагоприятных реакций со стороны пассажиров.

Налёт пыли на лобовом и заднем стёклах тоже может доставлять немало неприятностей, особенно в тёмное время суток, так что и здесь СФ позволяет повысить безопасность вождения.

И чтобы развеять сомнения окончательно, приведём немного статистики. Оказывается, находящиеся внутри транспортного средства люди вынуждены вдыхать примерно в 3 раза больше пыли, выхлопных газов и прочих загрязнителей, чем пешеход. Это – если отсутствует салонный фильтр. Пройдитесь по тротуару городской улицы в час пик, и вы почувствуете, что будет ощущать водитель, даже если окна его автомобиля наглухо задраены…

Как часто следует производить замену салонного фильтра Hover Н3/Н5

Как правило, фильтр салона устанавливают непосредственно перед крыльчаткой печного вентилятора, что позволяет начать очистку забортного воздуха до его попадания в отопитель. Пыль, сажа, пыльца растений, микрочастички от покрышек – со всем этим справляется самый дешёвый обычный фильтровальный элемент. Добавление антибактериального слоя позволяет получить протекторные свойства, защищающие и от патогенной микрофлоры. А наличие слоя активированного угля делает фильтр универсальным, способным задерживать угарный газ, летучие вещества типа ароматических углеводородов, окись азота и другие газы.

Правда, и засоряются угольные фильтры не в пример быстрее, поэтому требуют более частой замены. Дело в том, что, кроме обычного фильтровального элемента, производимого из волокнистого полипропилена (редко, но встречаются и бумажные варианты), поддающегося восстановлению, хотя это и не рекомендуется, здесь имеется слой адсорбента, впитывающего загрязнители на молекулярном уровне. В результате адсорбирующие свойства фильтра теряются, что становится причиной уменьшения его пропускной способности.

В большинстве легковых автомобилей СФ монтируется в районе, непосредственно прилегающем к корпусу печки. Обычно это место за перчаточным ящиком, возможно небольшое смещение вниз и в сторону центральной консоли. Но нередки и варианты, когда фильтр устанавливается под капотом, возле воздухозаборников (например, в Kalina, Lanos, Priora). При этом доступ к нему не усложняется, если не считать необходимость выполнения замены снаружи машины.

Рекомендованный производителём срок замены составляет 15 тысяч километров пробега, однако это чисто теоретический показатель, который даже при одинаковых условиях эксплуатации может варьироваться в достаточно широких пределах. Конечно, если машина ежедневно проводит много времени в пробках, двигаясь с черепашьей скоростью и воспринимая на себя выхлопы от впереди едущих транспортных средств, ресурс фильтровального элемента будет явно меньше рекомендуемого, рассчитанного, исходя из более щадящих режимов эксплуатации. Еще хуже тем автовладельцам, которые вынуждены часто и много ездить по дорогам без твёрдого покрытия. Словом, салонный фильтр может загрязниться и после 5 тысяч километров, и выглядеть вполне приемлемо после 20.

Так что ориентир должен быть реальным, а не расчётным. И в качестве таковых выступают симптомы, свидетельствующие о том, что фильтровальный элемент уже не справляется со своими обязанностями:

  • ухудшение обдува независимо от времени года и скорости вращения печного вентилятора;
  • частое «затуманивание» стёкол (как следствие ухудшения вентиляции салона и насыщения воздуха влагой, содержащейся в выдыхаемом водителем и пассажирами воздухе);
  • появление неприятных запахов (результат скопления на фильтре большого количества органических остатков, начавшихся разлагаться);
  • повышенная запылённость.

Отметим, что салонный фильтр оказывает влияние и на работу автокондиционера, ухудшая его КПД в жаркое время года.

Приступать к замене фильтра салона Great Wall Hover H3/H5 нужно, не дожидаясь, пока работа системы вентиляции разладится окончательно – любой из указанных признаков должен насторожить. А если налицо одновременно два и более симптома, можно считать, что дополнительной диагностики не потребуется, поскольку проблема однозначно в засорённом салонном фильтре.

Самостоятельная замена салонного фильтра Great Wall Hover

На Hover Н3 салонный фильтр находится, можно сказать, в стандартном месте – за бардачком. Это существенно упрощает работы по его обслуживанию. Из инструментов нам понадобится только ключ на 10, желательно торцовый, для демонтажа перчаточного ящика. Он удерживается на торпеде двумя болтиками. Открутить их сможет даже школьник. После снятия бардачка откроется доступ к декоративной крышке, за которой прячется сам фильтр (она расположена над проводами). Демонтируем крышку, видим торец фильтровального элемента. Берёмся за него и вытаскиваем, убеждаемся, что он грязный и забитый мусором. Скорее всего, посадочное место СФ также загрязнено – убираем мусор пылесосом. Устанавливаем новый фильтр, следим, чтобы стрелка показывала вверх. Ставим на место крышку, а затем вещевой ящик, прикручиваем его.

Но что делать владельцам первых поколений кроссовера, где салонный фильтр изначально отсутствует? Не беда, его можно установить – место для этих целей предусмотрено. Но в данном случае алгоритм будет немного посложнее, поскольку непосредственно за бардачком установить фильтровальный элемент не получится. Последовательность действий следующая:

  • сдвигаем назад до упора переднее сиденье со стороны пассажира – это упростит проведение работ;
  • демонтируем бардачок по той же схеме, что и на автомобилях старшего поколения – откручиваем два болта, расположенных снизу;
  • вынимаем перчаточный ящик, кладём его на заднее сиденье, чтобы не мешал;
  • перед нами во всей красе открывается доступ к блоку отопителя. Под поперечной рейкой торпеды, к которой был прикручен бардачок, находится вентилятор с электромотором. Его нужно демонтировать;
  • ложимся на пол, и на нижней кромке торпеды видим четыре самореза, которыми моторчик прикручен к пластиковому корпусу штатного отопителя. Откручиваем винты одной рукой, второй придерживая вентилятор, чтобы не упал. Проблемы могут возникнуть с дальним саморезом – чтобы его открутить, придётся поискать отвёртку с короткой рукояткой, и помучиться с попаданием в шлицы шурупа;
  • после демонтажа моторчика нужно отсоединить разъём, просто потянув его с силой и сжав по бокам;
  • после снятия вентилятора видим отверстие – объект нашего дальнейшего внимания. Без фонарика последующие работы будут невозможными. К счастью, в телефонах/смартфонах эта функция имеется, так что если фонарика поблизости нет, это не страшно. Светим в образовавшееся отверстие и видим воздушную заслонку, которая должна находиться в положении «забор воздуха с улицы». Если это не так – переключаем соответствующий регулятор на панели управления климатическим блоком;
  • за заслонкой находится металлический колодец длиной порядка 30 мм с закруглёнными краями. Это и есть место установки салонного фильтра;
  • берём рукой СФ за торец и аккуратно вставляем его в выемку за заслонкой. Поскольку она состыкуется непосредственно с корпусом отопителя, там есть упоры, которые будут надёжно удерживать фильтровальный элемент в статическом положении, не давая ему сдвинуться при тряске. Фильтр не должен входить в выемку легко;
  • собираем всё в обратном порядке.

Процедура последующих замен салонного фильтра Hover Н2 выполняется точно так же.

Напоследок отметим, что простой оригинальный фильтр салона на Great Wall Hover H3/H5 (каталожный номер 8104400BK00XA) стоит порядка 250 рублей, а его угольный аналог (8104400BK00XASCT) – 650 рублей. Покупать оригинал не обязательно, учитывая, что стоит он достаточно дорого – можно найти аналоги по гораздо меньшей цене такого, если не лучшего качества. Главное – чтобы они соответствовали штатному фильтру по габаритам.