Разметка в виде желтых параллельных линий, пересекающихся под прямым углом и образующие своеобразную сетку, появилась на улицах Москвы ещё в 2015 году. Проект, авторство которого принадлежит экспертному центру Probook, был внедрён с целью тестирования возможностей решения проблемы заторов на перекрёстках.

Для эксперимента было выбрано три достаточно загруженных транспортных развязки столицы. Результат оказался половинчатым – пробки никуда не делись, но проезд пересекающихся перекрёстков (а также развязок с более сложным типом пересечения) удалось упростить. И уже весной 2018 года в ПДД внесли изменения, в которых термин «вафельная разметка» получил официальное толкование.

Увы, но большинство водителей до сих пор слабо разбираются в том, как проезжать перекрёстки с подобной разметкой. Отчасти в этом виновна несколько запутанная трактовка соответствующих пунктов правил, поэтому попробуем внести ясность в этот вопрос.

Зачем нужна вафельная разметка

Проблема заторов в крупных российских городах с каждым голом становится всё актуальнее. И дело не только в том, что при проектировании мегаполисов подобные вопросы рассматривались без учёта возможного многократного увеличения плотности транспортного потока – пробки возникают и в тех новых городских районах, которые строились относительно недавно.

Очевидно, сказывается как постоянно растущее количество автомобилей на дорогах, так и слабая культура наших водителей, вынужденных проводить в дороге немалую часть своей жизни.

Особую актуальность приобретает проезд перекрёстков, которые по определению являются основными источника выстраивания длинных автомобильных очередей. Большинство водителей, оказавшихся в непосредственной близости от перекрёстка, решают проблему быстрого его проезда привычным способом: выезжают на середину, рассчитывая проскочить после загорания красного сигнала светофора. Во многих случаях завершить манёвр они не успевают, создавая препятствия для движения транспорта в поперечном направлении.

ГИБДД имела два пути разгрузки перекрёстков: на самые загруженные посылались инспектора, осуществлявшие регулировку вручную в дополнение к сигналам светофора, не давая выезжать машинам на мигающий зелёный (такой приём получил название «рубить хвосты»). Увы, перекрёстков в любом большом городе гораздо больше, нежели сотрудников ГАИ.

Задача упростилась с появлением систем видеофиксации нарушений. Однако и здесь пришлось немало потрудиться, чтобы связать включение камер с загоранием красного сигнала светофора. Впрочем, если выехать на перекрёсток ещё при зелёном, ответственность в виде штрафа не наступает, но и такие действия зачастую приводили к полной блокировке движения: машина выезжала на перекрёсток в ожидании удобного случая для поворота налево, и там застревала на несколько минут, сея новый хаос.

Новая дорожная разметка «вафельница», регулирующая правила проезда нагруженных транспортных развязок, призвана решить эту проблему: транспортное средство не может останавливаться в зоне действия жёлтой решётки независимо от цвета светофора, освобождая центр перекрёстка и упрощая его проезд.

Соответствующие изменения в ПДД оформлены в виде пункта 1.26, гласящего следующее: соответствующая разметка жёлтого цвета служит для обозначения участка дорожного покрытия, на который водителям въезд воспрещён в том случае, когда впереди имеется затор из множества транспортных средств и его выезд на вафельницу вынудит автомобиль остановиться, тем самым препятствуя движению потока транспорта в перпендикулярном (поперечном) направлении, кроме тех случаев, когда авто поворачивает налево/направо.

Разметка состоит из пересекающихся под прямым углом жёлтых линий, образующих сетку, обрамлённую чёрной рамкой. Как работает вафельная разметка? Принцип очень прост: когда транспортное средство выезжает на участок с жёлтой сеткой, камера фиксирует время нахождения на вафельнице, и если оно превышает 10 секунд – считается, что водитель нарушил правила и может быть оштрафован.

О том, что вы приближаетесь к такому участку дороги, предупреждает знак 1.35 «вафельная разметка», обозначающая, что на дороге введены соответствующие ограничения и работают средства фиксации.

Как правильно передвигаться в «вафельной зоне»

Увы, но новая дорожная разметка, несмотря на благие намерения, оказалась несовершенной. Нарушить правила ДД при пересечении такого перекрёстка оказалось довольно просто даже без злого умысла: зачастую водитель просто физически не может покинуть перекрёсток, выехав на него на зелёный – из-за плотного встречного потока. Оставшись на нём, он будет блокировать проезд автомобилям, движущимся в поперечном направлении.

Самое интересное, что наказывать водителей будут по статье 12.13 КоАП, которая присутствует в ПДД достаточно давно, но до этого не применялась из-за отсутствия границ, которые бы ограничивали запрещённую зону. Теперь такие границы на дороге есть – вафельная разметка, и правовая коллизия лишилась неопределённости.

Что же делать, чтобы не попасться впросак, ведь по дороге на работу в часы пик вам придётся миновать далеко не один такой перекрёсток?

Вот несколько полезных советов:

  • убедитесь, что вы успеете завершить манёвр до включения красного сигнала. Не исключен вариант, что вы покинете запретную зону не целиком, но даже заднего бампера, зафиксированного камерой, будет достаточно для выписки «письма счастья». Да, встречаются случаи, когда работники ГИБДД настраивают фиксирующую аппаратуру с небольшой задержкой, оно очень редко и исключительно в регионах;
  • откажитесь от разворотов на перекрёстках – выполнить такой манёвр при оживлённом движении без остановки не представляется возможным, а значит, риск остаться на «вафельнице» многократно возрастает.

Эксперты отмечают, что при интенсивном движении правильно проехать дорожную разметку «вафельница» может не получиться из-за следующей коллизии: допустим, вы намереваетесь повернуть налево и уверены, что успеете это сделать. Выехав на сетчатую разметку, вы пропускаете встречный транспорт, где тоже есть желающие повернуть налево (по отношению к вашей машине – направо). В результате затор возникает за пределами перекрёстка, и тогда ваши планы могут рушиться, автомобиль застрянет и попадёт в поле зрения фото- или видеокамеры.

Когда разрешено останавливаться на сетчатой разметке

Нет правил без исключения. Остановка на вафельной разметке разрешена, если требуется пропустить пешеходов, переходящих улицу в поперечном направлении. Допустимо остановиться и для пропуска велосипедиста, осуществляющего поворот. Разумеется, остановка для пропуска встречного транспорта при зелёном сигнале светофора тоже не будет наказываться.

Когда запрещено выезжать на перекресток с сетчатой разметкой

В ПДД указано, что запрет выезда на участок дороги с разметкой 1.26 действует в тех случаях, когда по ходу движения машины образовался затор, не позволяющий завершить манёвр до загорания запрещающего сигнала светофора, поскольку вы будете создавать препятствия для транспорта, едущего в перпендикулярном направлении.

На практике это означает, что выезжать на «вафельницу» не стоит в следующих случаях:

  • если вы едете прямо, но на перекрёстке с вафельной разметкой уже стоит автомобиль, планирующий повернуть налево;
  • если вы сами планируете повернуть налево, но впереди имеется затор;
  • вы хотите развернуться (на перекрёстке такой манёвр без остановки запрещён).

Какой штраф предусмотрен за нарушение проезда «вафельницы»

Случаи, когда водитель может быть наказан штрафом за нарушения, связанные с проездом участка дороги с разметкой 1.26, прописаны в ПДД:

  • если вы едете прямо и затор образовался впереди по ходу движения автомобиля (если вы поворачиваете налево/разворачиваетесь, это не является нарушением);
  • если вы остановились на разметке 1.26 и тем самым создали помехи для машин, едущих в перпендикулярном направлении.

Но здесь есть одна тонкость, которую не все понимают: штраф за остановку на вафельной разметке последует только в том случае, когда соблюдены оба условия каждого из пунктов. Другими словами, если вы остановились на сетчатой разметке из-за возникшего затора, но при этом другим участникам ЖЖ помех не создали, то и штрафных санкций по соответствующей статье Админкодекса не последует.

Эта трактовка имеется в пункте 12.2 Правил, но изложена она столь замысловато, что большинство читающих теряет смысл начала фразы, дойдя до её середины.

Многих интересует вопрос, какой штраф предусмотрен за выезд на вафельную разметку и могут ли решения выноситься в автоматизированном порядке, не требуя рассмотрения каждого случая инспектором ГИБДД?

Отвечаем: размер штрафа за это нарушение – 1000 рублей, независимо от региона: именно с такой суммой придётся расстаться и москвичу, и жителю Владивостока.

Что касается второй половины вопроса, то ответ на него – положительный: да, «письма счастья» уже рассылаются полным ходом, участие работника ГИБДД в этом процессе уже не требуется.

Действует ли скидка

В Кодексе Админправонарушений имеется конкретный перечень статей, не подпадающих под действие ст. 32.02 (ч. 1.03), которая допускает возможность скидки в размере 50% при уплате штрафа на протяжении 20 дней с даты вынесения постановления о штрафе (не следует путать приведённый термин с датой вступления постановления в законную силу). Так вот, в этом списке нарушения, предусмотренные статьёй 12.13 КоАП, не числятся, и вы можете отделаться вполовину меньшей суммой, если не будете затягивать с погашением задолженности.

Можно ли избежать наказания

Нововведение в ПДД редко когда проходили гладко. Не стал исключением и случай с «вафельницей». На сегодня, спустя год после введения в действие п. 1.26 ПДД, всё ещё остаются тонкости, связанные с возможностью/невозможностью применения этого пункта Правил. В чём же заключается этот правоприменительный нюанс? Дело в том, что фиксирующие нарушения технические средства в принципе не в состоянии правильно определять, создал ли конкретный автомобиль помеху, или таковая отсутствует. Да и многие другие моменты (распознавание манёвра, фиксация остановки транспортного средства) остаются под вопросом – современные камеры не наделены соответствующим искусственным интеллектом.

Но это ещё не означает, что вы сможете доказать в суде неправомерность принятия решения о взыскании штрафа, так что оптимальная стратегия проезда «вафельных» перекрёстков – вообще не останавливаться на сетчатой разметке. В этом случае у камеры не будет предлога фиксировать вашу машину.

Второй нюанс, о котором часто вспоминают автоюристы, – отсутствие в ПДД определения термина «затор», упоминающегося в пресловутом пункте 13.2. Другими словами, разночтения могут возникнуть уже на уровне трактовки этого понятия: затором можно считать и один автомобиль, и несколько, а их конкретное количество Правилами не оговаривается.

Водителю нужно запомнить следующее:

  • если вы остановились на жёлтой сетчатой разметке, чтобы предотвратить столкновение с другими ТС, то есть для избегания возникновения ДТП, то такая остановка нарушением не является;
  • если вы планируете поворот налево/направо, не нарушая ни одного из пунктов Правил, то это тоже ненаказуемые действия.

Вы можете обжаловать постановление, сославшись на любой из этих пунктов, но одного заявления недостаточно: нужно будет представить доказательства, например, записи с видеорегистратора. Впрочем, суд вправе рассмотреть и записи, сделанные наружными видеокамерами, и если они подтвердят вашу вину, штраф придётся заплатить.

Приживётся ли новинка, сегодня сказать трудно. Не исключено, что волна постановлений будет остановлена самими водителями, которые начнут в массовом порядке опротестовывать решения, вынесенные средствами автоматической фиксации. В любом случае с основной задачей – снижением заторов на городских дорогах – нововведение не справляется. А значит, существует вероятность, что вафельная разметка появилась с иной целью – наполнять бюджет средствами автовладельцев.