При выборе масла учитывается целый ряд характеристик, что позволяет смазке полностью соответствовать требованиям двигателя. Обычно выбор заключается в изучении технических характеристик и рекомендаций автопроизводителя.

Основной акцент делается на вязкости и типе масла. Большинство современных автомобилей по мануалу требуют использовать моторное масло синтетического типа. Есть и такие двигатели, для которых лучшим решением станет полусинтетика или гидрокрекинг. Минеральные смазки применяются в основном на старых авто.

Одной из характеристик, вокруг которой ходит много споров и разговоров, является HTHS. Не все знаю, что это такое и на что влияет. Но для автомобилиста будет полезно узнать об особенностях такого значения масла.

Что это такое

Первым делом нужно понять, что это такое HTHS масла. Это позволит заглянуть глубже в вопрос и понять его значение.

Наверняка вы знаете, что после запуска двигателя и начала езды постепенно масло нагревается, поскольку мотор работает интенсивнее. При высокой температуре вязкость, то есть густота, масла в двигателе постепенно снижается, оно становится более текучим, от чего становится тоньше создаваемая на деталях масляная плёнка.

HTHS является показателем высокотемпературной вязкости при высокой скорости сдвига. Для измерения используется такая единица как миллипаскали в секунду. Параметр HTHS отражает вязкость смазки для двигателя при температуре 150 градусов Цельсия и при скорости сдвига 106 с‾¹.

Для каждого автомобиля предусмотрен определённый интервал допустимого значения высокотемпературной вязкости. Если мотор не адаптирован к работе с маслами, у которых низкий показатель HTHS, заливать в него такую смазку категорически запрещено. Вот почему следует обязательно изучать рекомендации автопроизводителя и при выборе отталкиваться от указанных значений.

Если залить масло с низким HTHS в ДВС, который для него не предназначен, это значительно ускорит износ внутренних элементов мотора.

Двигатели, которые адаптированы под применение масел с низкой вязкостью HTHS, отличаются некоторыми нюансами:

  • У них предусмотрено минимальное расстояние между трущимися элементами. То есть производитель выполняет более точную сборку, подгоняя детали друг к другу максимально близко. Из-за этого создавать толстую плёнку нет необходимости.
  • Применяются широко-поверхностные типы подшипников. Их отличает то, что высоковязкое масло в них поступает намного медленнее.
  • На поверхности наносится специальный микропрофиль. Это аналог хона, используемого в цилиндрах. Тем самым низковязкое масло лучше удерживается на деталях мотора.

Не допускается применять низковязкую смазку, имеющую низкий показатель HTHS, если двигатель под это изначально не проектировался.

Разобравшись с тем, что значит HTHS и для чего эта вязкость применяется в моторном масле, можно ответить ещё на несколько важных и интересующих автомобилистов вопросов.

На что влияет

Рассматривая HTHS автомобильных моторных масел, следует учитывать ужесточение требований в отношении токсичности отработанного газа в двигателе машины. Из-за этих требований производители начали работу над снижением показателей высокотемпературной вязкости.

Наиболее активными в этом компоненте считаются автокомпании из Южной Кореи и Японии. Здесь чаще всего для применения в моторах рекомендуют заливать моторные масла с вязкостью 0W20 или 5W20. Использование подобных смазок ведёт к тому, что уровень вредности, то есть токсичности, выхлопа заметно падает. Параллельно это положительно влияет на снижение расхода топлива.

Но следует также узнать про физическое обоснование этого значения. Нельзя сказать, что высокий параметр HTHS для моторного масла – это очень плохо. Если значение высокое, тогда повышается толщина образующейся масляной плёнки на внутренних поверхностях ДВС. То есть двигатель оказывается под лучшей защитой, предотвращая износ.

Но современные производители активно работают над тем, чтобы минимально уменьшить зазоры. Из-за этого острой необходимости в создании плёнки большой толщины попросту нет. Мотор и с более тонкой плёнкой прекрасно справляется со своими задачами, не изнашивается так интенсивно, как это происходило бы с моторами предыдущих поколений.

Современные моторные масла выполняют не просто функцию смазки. Их задачей является подать присадки на требуемые участки двигателя, что и позволяет защищать наиболее уязвимые места от трения и последующего износа.

Основными присадками, выполняющими эти функции, считается моноолеат глицерина, также трёхъядерный молибден.

Учитывая адаптированность многих двигателей под низкую вязкость моторного масла, снижение показателя HTHS в действительности не влечёт за собой тяжёлые последствия в виде активного износа. Конструкция адаптированных под низковязкие масла ДВС и точная подгонка деталей с минимальным расстоянием позволяет отказаться от высоковязкого масла, создающего толстые плёнки для защиты поверхностей. В таких моторах попросту нет в них необходимости.

В ходе испытаний была представлена не одна таблица и множество наглядных графиков, которые отражали реальную пользу от перехода на низковязкие масла при условии адаптации к ним двигателей.

На практике заливка смазки, где предусмотрен сниженный показатель HTHS, давал следующие результаты:

  • снижается расход топлива;
  • снижается сопротивление деталей;
  • увеличивается мощность двигателя;
  • увеличивается ресурс компонентов мотора;
  • падает уровень вредности выхлопа и пр.

Проведённые опыты доказали, что переход на такие смазки способствует падению объёмов вырабатываемого CO2 системами автомобильного выхлопа. Но если заливать более высоковязкие составы, уровень выбросов в атмосферу увеличивается.

Какой показатель считается оптимальным

То, каким должен быть этот показатель, проще всего узнать их мануала и рекомендаций автопроизводителя. Для каждого двигателя могут применяться свои ограничения.

Снижение HTHS ведёт к тому, что необходимо дополнительно подумать над защитой двигателя, поскольку в основном низкий HTHS нацелен на улучшение экологических показателей.

До сих пор основой для определения оптимального HTHS считаются испытания, проведённые японскими специалистами из Toyota. Задачей исследования было узнать, при какой высокотемпературной вязкости (HTHS) будет происходить негативное воздействие на мотор, то есть он начнёт активно изнашиваться. Важно понимать, что эксперименты проводились около 20 лет назад, и с тех пор качество смазок заметно улучшилось. Во многом благодаря разработке новых присадок.

Суть эксперимента заключалась в том, что в двигатель заливались масла с разными показателями HTHS. После определённого пробега мотор разбирался и изучался уровень износа деталей.

В итоге специалисты сделали такие выводы:

  • Когда HTHS опускается до отметки 2,6, начинают проявляться первые симптомы износа двигателя.
  • При уменьшении значения ниже отметки 2,6, износ усиливается.
  • Увеличивая параметры до значения выше 2,6, элементы мотора сохраняются в своём состоянии.
  • Если температура масла составляет 90 градусов Цельсия, а показатель при этом 2,6, износ кулачков происходит менее интенсивно, нежели при более высоком HTHS.
  • Ситуация меняется на противоположную, когда температура повышается до 130 градусов, а HTHS сохраняется на 2,6. Тогда износ кулачков активно проявляется.
  • На шатунные подшипники эта вязкость почти не влияет. Но состояние оказалось лучше в тех моторах, куда заливалась смазка с более высоким HTHS.
  • За счёт использования органического молибдена удалось заметно снизить трение и защитить ДВС от износа. Чем меньше у масла вязкость и HTHS, тем мотор больше нуждается в этой присадке.

Можно сделать вывод, что для HTHS пограничным показателем считается 2,6.

Но эксперимент проводился достаточно давно и современные масла по своему составу стали значительно лучше. Всё это позволяет адаптировать нынешние ДВС под работу с более жидкими составами. За счёт этого низкий уровень HTHS не так негативно влияет на двигатель при его работе и нагреве.

Недостатки низкого значения

Специалисты выделяют 2 основных недостатка, связанных с низким параметром HTHS:

  • Риск применения таких масел на высоких скоростях. У составов с низким HTHS в рекомендациях часто делается акцент на скоростном режиме. Если ДВС используется в условиях высокой температуры и оборотов, низковязкое масло не подходит. Плёнка слишком тонкая, и при таких обстоятельствах она не справляется с нагрузками. Частично решить эту проблему удалось за счёт специальных современных присадок.
  • Возможное разбавление моторной смазки автомобильным горючим. При сильных заморозках не всегда удаётся завести мотор. В итоге топливовоздушная смесь подаётся, но не воспламеняется, и может смешиваться с маслом. Если последнее будет низковязким, тогда вязкость полученной смазки окажется ещё ниже. Это может негативно отразиться на состоянии двигателя.

Работа производителей сейчас направлена на то, чтобы повышать качество и улучшать характеристики моторных смазочных материалов. Во многом усилия направлены на то, чтобы уменьшить негативное влияние от использования смазок с низким HTHS, параллельно уменьшая вредность выхлопа.